Я делала укол, а он уже умер: непридуманные истории уссурийского военного госпиталя

Биография того, кто на протяжении века спасал и продолжает спасать жизни людей
Биография того, кто на протяжении века спасал и продолжает спасать жизни людей
Фото: иллюстрации из книги

9 мая 2022. Ей, молоденькой девчонке, приходилось на руках со второго этажа хирургии носить раненых солдат на процедуры. А они изо всех сил пытались ей помочь. Один молоденький солдат цеплялся руками за перила и говорил: "Сестренка, ты меня держи, а я буду на руках по перилам передвигаться, тебе так легче будет". Непридуманные истории из прошлого и настоящего уссурийского военного госпиталя в материале ИА UssurMedia.

Эта ситуация не плод фантазии сценаристов, а самая настоящая жизнь. Антонина Новикова, медсестра уссурийского военного госпиталя, чья юность пришлась на страшное время Великой Отечественной войны, рассказывает о своей работе со слезами на глазах. В госпиталь привозили огромное количество бойцов с тяжелыми ранениями и получивших ожоги в горящих танках. Ожоговых доставляли на самолетах. Доктора и молоденькие медсестры до последнего боролись за жизнь ребят. Бывали случаи, когда Антонина еще делала укол, а больной уже умирал.


Биография того, кто на протяжении века спасал и продолжает спасать жизни людей. Фото: иллюстрации из книги

Кровавые жернова Великой Отечественной

С начала войны 310-й военный госпиталь представлял собой крупнейшее военно-медицинское учреждение в Приморье, в котором была налажена хирургическая, травматологическая и терапевтическая службы. С западного фронта раненых везли на поезде, затем на машинах подвозили в госпиталь и на носилках разносили по отделениям. Всем было тяжело, но медсестрам и санитаркам особенно. Антонина Новикова вспомнила такой случай. Медсестры носили полукруглые белые косынки с красным крестом. В одно из ночных дежурств она включила электрическую плитку (было очень холодно), поставила перед собой на стол и стала заполнять документы. Но сон и усталость сморили, и голова упала на плитку. Косынка и волосы загорелись. Повезло, отделалась испугом, косынку пришлось выбросить и какое-то время ходить с короткой челкой.

По словам Новиковой, медикаментов было достаточно, очень много уходило аспирина и кодеина. Антибиотиков не было, они появились в 1947 или 1948 годах. Бинты и другой перевязочный материал стирали и использовали повторно. Питание — хорошее, обед — из трех блюд. Чтобы больные не болели цингой, на кухне ежедневно кипятили хвою и получившийся отвар раздавали по отделениям. Весной и летом младший персонал собирал для кухни крапиву и конский щавель. В госпитале работала своя хлебопекарня, пекли из американской муки. Из американских продуктов юной Антонине особенно запомнилась колбаса в банках.

Всего за войну госпиталь принял 79 тысяч 253 больных. Во время войны с Японией (август-сентябрь 1945 года) госпиталь принял 1 тысячу 257 человек. Умерших в 1942 — 1945 годах военнослужащих, находившихся на лечении, хоронили в северо-западной части Уссурийска, на склоне сопки около поселка Черняховского.

С чего все начиналось

Человек — создание хрупкое, всякого рода болезням и прочим травмам подверженное. Особенно когда занимается деятельностью, сопряженной с рисками. Военной, например. В конце XIX века у военнослужащих села Никольского появилась нужда в персональной лечебнице. Так, в 1883 году появился лазарет на 115 кроватей, размещенный в специально построенном каменном здании. Именно с этого лазарета и берет свое начало военный госпиталь. И строительство сего объекта продолжалось все 130 лет его биографии. Отрадно, что в ходе этого процесса всеми силами старались не разрушать единство старинной архитектуры. В 1897 году появилось два дополнительных каменных павильона, где разместилось хирургическое отделение. В 1902 году построили баню, прачечную и ту самую водонапорную башню, на которую до сих пор лазают местные "сталкеры".