6 октября 2019. Они разбираются в политике, изучают события, происходящие в России и в мире, находят им объяснения, изучая историю и, самое главное, труды философов, социологов, экономистов… Их кружок называется "Марксистским", но изучение "Капитала" происходит после погружения в теорию постепенно, первые книги каждого члена марксистского кружка — "Манифест коммунистической партии" и "Принципы коммунизма". О КПРФ, стачках, политическом устройстве и опыте построения коммунизма корр. ИА UssurMedia побеседовал с участником марксистского кружка Уссурийска Алексеем Шишкиным.
— Алексей, давайте по порядку: когда и кто основал марксистский кружок в Уссурийске?
— Кружок в Уссурийске был основан марте 2018 года. На тот момент нас было пятеро человек. Все это обычные люди, так или иначе заинтересовавшиеся марксизмом. Первая встреча прошла в "Сытом боцмане", на нее приехали ребята из Владивостокского марксистского кружка. С тех пор мы и собираемся раз в неделю. Сегодня нас 15 человек. Недавно открыли новый кружок, и набор на обучение продолжается. Все желающие могут присоединиться, написав нам в группе в вк (https://vk.com/kom404).
— Сколько всего кружков в стране, есть точная цифра? Как вы взаимодействуете?
— Почти сразу для поиска единомышленников мы создали карту марксистских кружков (https://goo.gl/sShNa9), на тот момент их было всего 35 по стране. Сегодня их больше 100, и каждый месяц открываются новые, мы постоянно обновляем карту, в том числе на территории бывших стран СССР. Не все кружки нанесены на карту, мы знаем об их существовании, но они по разным причинам не хотят себя афишировать. Например, на Украине открыто заявлять о своих коммунистических взглядах просто опасно для жизни. Взаимодействие происходит очень по-разному. Кружковое движение молодое — все бурлит. Постоянно происходит сверка идеологических позиций. Возникают кружковые объединения, раскалываются. В основном это обмен информацией, обсуждение теории и работа над различными проектами. Самое главное, что процесс не стоит на месте, мы развиваемся, и это радует.
— С чего начинается погружение новичков? На самом деле, они первым читают труд Карла Маркса "Капитал"?
— Ах-ах! Конечно, нет. "Капитал" — это основополагающий труд в марксизме, однако подступать к нему неподготовленному человеку значит не в полной мере понять его содержимое. Поэтому мы погружаемся в теорию последовательно, двигаясь от простого к сложному, формируем научное мышление. По традиции, обучение начинается с "Манифеста коммунистической партии" и "Принципов коммунизма".
Книга. Фото: предоставлено марксистким кружком
— У вас экономическое образование. Политикой всегда интересовались, или что-то подвигло на это?
— Да, по образованию я бухгалтер, но ни дня не работал по специальности. Рыночек порешал. Что же касается политики, она не существует как сферический конь в вакууме. Политика – это концентрированное продолжение экономики. С точки зрения марксизма, существует два больших социальных класса: наемные работники – те, кто живет с продажи своего труда, и капиталисты – те, кто владеет средствами производства (заводы, фабрики, магазины), они получают доходы, эксплуатируя чужой труд. И по закону сохранения энергии, чтобы где-то стало много, в другом месте должно стать мало. А политика — это способ закрепить достигнутые экономические завоевания в виде законодательных и нормативных актов. Именно поэтому, с одной стороны, мы видим повышение пенсионного возраста, а с другой — покрытие из бюджета убытков частных банков и компаний. И до людей постепенно, наконец-то, начинает доходить что к чему.
— Алексей, принято считать, что возраст человека выдает его увлечение политикой. Но все участники марксистского кружка – молодые люди. Что их привлекает в изучении политики?
— В нашем обществе нарастают различного рода противоречия. Перестают работать социальные лифты, пятый год подряд падают реальные доходы населения. Особенно это бьет по молодым, которые только налаживают быт. У них есть энергия, амбиции, а главное — желание развиваться и работать на благо страны. Люди это чувствуют и пытаются искать ответы на извечные вопросы: "Кто виноват?" и "Что делать?". Именно за этим к нам и приходят, причем не только из рабочих специальностей. В кружке занимаются абсолютно разные люди — от студентов до директоров магазинов и хозяев бизнесов. Сталкиваясь со сложностями капитализма, люди хотят иметь понимание и влияние на происходящие процессы, а научное, материалистическое мировоззрение этому способствует.
— Помимо собраний какая есть еще деятельность у членов кружка?
— На данном этапе мы, конечно, сконцентрированы на обучении и создании системы обучения марксизму в рамках всего края, функционирует онлайн школа. Однако стремимся следить за происходящим вокруг и давать марксистское видение событий. Выпускаем ролики (https://www.youtube.com/channel/UC7u_VO17lDrkuLvWWfKsL2g) и стараемся выходить в офлайн. Например, в прошлом году мы организовывали митинг против пенсионной реформы. В этом организовали сбор средств для пострадавших от наводнения в Иркутской области в марксистской среде. В общей сложности нам удалось собрать без малого миллион рублей. Признаюсь, мы не были готовы к такому отклику, и нам пришлось импровизировать на ходу. Через кружковое движение мы нашли добровольцев на месте и дважды организовали доставку адресной помощи в Тулун, связались с правительством Иркутской области и закупили одежду для детей из пострадавших семей (видеоотчет: https://youtu.be/YIarxDu524Y). Отдельно хотелось бы отметить проект ЗабастКом (https://vk.com/zabastcom) как пример межкружкового сотрудничества. Это агрегатор новостей по трудовым конфликтам. Мы собираем информацию со всего русскоязычного пространства. Более полной и оперативной платформы о том, что происходит в сфере трудовых, конфликтов нет. Например, за 2018-й год Росстат выявил только две забастовки, а мы — 77 подтвержденных. Начинался агрегатор как проект уссурийского и краснодарского кружков. Сейчас над ним трудятся 11 человек из разных городов и стран. Он стал действительно интернациональным. Выходит на трех языках, есть приложение под андроид. В идеале, стремимся к обобщению и систематизации опыта трудовых конфликтов. Представьте, вы выбираете свою специальность и проблему, а приложение выдает не просто мнения юристов по отдельным вопросам, а реальные варианты действий с вероятностью успеха и живыми примерами. Также мы находимся в прямом контакте с людьми, связанными с профсоюзным движением.
Участники кружка. Фото: предоставлено марксистким кружком
— Как вы относитесь к современной коммунистической партии России?
— Как и положено марксистам – диалектически. С одной стороны, от коммунизма у них только название. На первом же занятии мы учим отличать коммуниста от других левых направлений. На самом деле, это просто, тут всего два основных критерия, на которых он должен стоять:
1. Общественная форма собственности на средства производства. Т.е. доходы от природных ресурсов, заводов и фабрик не могут концентрироваться в руках отдельных людей, а должны направляться на нужды всех через систему общественных фондов.
2. Диктатура пролетариата. Это управление государством наемными рабочими. Многие пугаются слова "диктатура". Но тут ничего страшного нет, любая власть — это диктатура. Точнее, диктатура – это власть, не ограниченная законами, способность их формировать. Например, сейчас мы живем при диктатуре капиталистов. В Средние века жили при диктатуре феодалов, а еще раньше при диктатуре рабовладельцев.
Как видим, под эти критерии КПРФ не попадает, это чистой воды социал-демократическая партия. С другой стороны, многие люди, не сведущие в теории, тянутся к ней, думая, что они могут что-то кардинально изменить. В связи с этим мы не можем игнорировать ее существование и приходится взаимодействовать. Обучение в кружке у нас также проходят члены и сторонники КПРФ.
— В соседнем Китае коммунизм. Как считаете, они его построили таким, каким видели Маркс и Ленин? Почему в России не получилось?
— В Китае коммунизма нет, его вообще еще нигде не было, то гипотетический строй. В Китае есть переходный период между капитализмом и социализмом. И еще неизвестно, какая из тенденций возьмет верх. То, что там происходит, безусловно, укладывается в марксистско-ленинскую теорию. Китайцы молодцы, они внимательно изучают опыт СССР, там созданы целые институты по данному направлению. Мы о себе столько не знаем, сколько знают они. Мешает языковой барьер, но очень интересно, что же они накопали. Ну, почему же в России не получилось? Получилось. Социализм существовал в России до 1965 года, до реформ Косыгина/Либермана. С этого момента начинается период реставрации капитализма, закончившийся развалом СССР в 90-х годах. Как так получилось? Это нам еще только предстоит осмыслить. Но тут следует видеть тенденцию. Первый росток социализма, Парижская коммуна, просуществовала 70 дней. Вторым стал СССР, он просуществовал 70 лет. И оказал огромное влияние на весь мир. Ведь социальные гарантии в странах Запада, высокий уровень жизни для населения, пресловутый "скандинавский социализм" появились только как ответ на "красную угрозу". Все новое, когда только появляется, априори слабее старого. Что же нам принесет третья попытка? История еще не закончилась, так что "будет посмотреть". При этом надо понимать, что эти тенденции — неизбежные законы развития общества, мало зависящие от отдельных лиц или кружка лиц.
— Вы изучаете и сравниваете развитие общества. На ваш взгляд, какое устройство государства наиболее подходит России?
— Русским очень свойственен коллективизм. Откликнуться на беду, помочь всем миром. Для нас это близко и понятно. В начале века, причем именно в России, была изобретена такая форма управления как "советы". Она появилась как ответ на недостатки парламентской системы. Например, выборы проходят не по территориальным округам, а трудовым коллективам, и существует императивный мандат. Это позволяет выбирать человека вам известного, контролировать принимаемые им решения и дает возможность отозвать проштрафившегося депутата в любой момент, не дожидаясь окончания срока его полномочий. С нашей точки зрения, такая система управления является наиболее предпочтительной и решает массу существующих в государственном управлении проблем.
— Хотелось бы спросить о революции, но этот вопрос юристы не пропустят. Давайте попробуем перефразировать вопрос. Как вы считаете, ожидают ли Россию потрясения?
— Как я уже говорил, в обществе и мире накапливаются неразрешимые противоречия внутри капиталистической системы. Экономическая стагнация, мусорные протесты, по стране набирают обороты забастовки (недавно закончили крановщики, следом подхватили врачи — подробности: https://goo.gl/n4Hjqo) и кампания за переход к 6-часовому рабочему дню. Опыт двух столетий показал, что выходов из них два: война и смена общественной формации. Либо и то, и другое, вместе взятые. Такова природа капитала. К сожалению, масштабных примеров мирного их урегулирования не случалось.
Очень хочется, чтобы пришел "хороший мужик" и навел порядок в стране, а несколько таких мужиков навели бы порядок в мире, а для этого всего лишь надо сходить на выборы. Но, к сожалению, это дешевый популизм. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
— Кто-нибудь из членов кружка не хотел пойти в политику? Или есть депутаты?
— Тут есть несколько нюансов. С одной стороны, есть понимание, чтобы изменить мир вокруг себя, необходимо заниматься политической борьбой, с другой, это игра командная, и в одиночку здесь делать нечего.
Нам нужна группа единомышленников, где каждый понимает, что он делает, и к каким последствиям это приведет. Ее формированием мы и занимаемся.
Да, поддерживаем связь с кандидатами от КПРФ в Думу Уссурийска, от них идут искренние люди, желающие что-то изменить. Беда в том, что "хороший человек" — это не профессия, и одного желания недостаточно. Нужны знания и понимание происходящих процессов. А вот с этим как раз у многих беда. И мы наблюдаем невозможность избранников народа сформировать четкую и последовательную программу действий с горизонтом планирования лет 5-10. Они пришли на волне протестного голосования, однако нельзя бесконечно вывозить на отрицании, надо формировать позитивную повестку.
— Всех ли берете в кружок, или были случаи отказа?
— Мы открыты для всех желающих развиваться, и к нам приходят очень разные люди. Пока что случаев отказа не было, однако мы стараемся предварительно встретиться с людьми и пообщаться, своеобразный тест на адекватность. Других препятствий нет, всех приглашаем.