12 сентября 2019. Сохраняется динамика ужесточения контроля в области использования воздушного пространства при запусках беспилотных летательных аппаратов. В сентябре Госдума должна рассмотреть законопроект, регулирующий незаконные полеты дронов. Для обеспечения безопасности в сфере авиации, защиты от террористических действий и других противоправных действий силовики могут получить разрешение уничтожать беспилотники в зоне аэропортов и в местах большого скопления людей. Специалисты предрекают падение спроса на квадрокоптеры, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на "Известия".
Группа депутатов Госдумы инициировала законопроект, регулирующий пробелы в законодательстве относительно действий, применяемых против несанкционированных полетов квадрокоптеров. Его рассмотрение запланировано на 11 сентября. Сотрудников МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии могут наделить полномочиями пресекать эксплуатацию дрона, вплоть до его уничтожения. В настоящий момент этот вопрос не прописан в законодательстве, что приводит к многочисленным судебным искам о возмещении ущерба.
По словам одного из законодателей – первого зампредседателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнеста Валеева, документ создан для защиты людей во время массовых мероприятий, пресечению незаконных действий в аэропортах и прочих транспортных объектах.
"Дроны используются повсеместно, поэтому необходимо детально прописать полномочия правоохранительных органов по пресечению их незаконного использования на массовых мероприятиях. Изменения вносятся в уже существующие акты", — отметил Эрнест Валеев.
На важных объектах, таких как Кремль, здание ФСБ, мост через Керченский пролив, полеты беспилотников прерываются уже сейчас. Запрещен запуск квадрокоптеров на армейских мероприятиях. В таких зонах действует радиоэлектронный барьер, благодаря которому отсутствует сигнал, и аппарат не взлетает.
Опасения экспертов не беспочвенны, бесконтрольно используемые дроны могут нести угрозу во время проведения культурно-массовых мероприятиях, когда в одном месте собирается большое количество людей, а также использоваться для нападения на важные объекты – электростанции, химические заводы, предприятия транспортной сферы. Злоумышленники могут применять их для распространения и контрабанды наркотиков, распыления отравляющих веществ и других незаконных действий. Подобное использование уже зафиксировано на российской военной базе в Сирии. Кроме того, остаются риски человеческого фактора, когда используются неисправные устройства, либо владелец не справляется с его управлением. А полеты в местах большого скопления людей и рядом аэропортами отмечаются все чаще.
Особое значение отводится запускам летательных аппаратов на объектах транспортной инфраструктуры. В мае 2017 в Хабаровске зафиксировано опасное сближение дрона с группой самолетов, совершающих полет в ходе празднования Дня Победы. Дважды беспилотники проникали на территорию аэропорта Шереметьево и пересекали взлетно-посадочные полосы.
"Нельзя воспринимать запуск дрона как шалость. Такие летательные аппараты представляют реальную угрозу для авиации, — пояснил главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. – Нужно быть реалистами и признать, что день, когда дрон унесет человеческие жизни, практически неизбежен".
Он считает, что надо строже подходить в этой проблеме и регулировать использование квадрокоптеров, более того, согласовывать план полета. Только тогда удастся нивелировать угрозу трагических происшествий.
В настоящий момент в Домодедово уже проходят тестирование системы по выявлению беспилотников. Первые испытания показали, что для их безупречной работы требуются доработки, совершенствование.
Сейчас контроля за продажей и использованием дронов в нашей стране нет, хотя часть из них мало походят на игрушки. Стоимость их снижается, а количество нарушений, связанных с ними, растет. По примерным данным, владельцами аппаратов являются около 800 тысяч россиян. Для усиления контроля штрафы за несанкционированное использование воздушного пространства были увеличены в десять раз. Простого россиянина оштрафуют на 20 тысяч рублей, а юридическое лицо – на 250 тысяч рублей.
С 27 сентября регистрация беспилотника весом от 250 г в реестре Росавиации станет обязательной, даже если это просто игрушка. Эксперты прогнозируют снижение спроса на квадрокоптеры. А учитывая ужесточение законодательства в области применения аппаратов, возможно, россияне и вовсе откажутся от покупки устройств.