12 сентября 2018. Сергей Владимирович Иншаков, депутат Думы УГО, рассказал, почему пришел в представительный орган, где, по мнению депутата, стоит искать точки роста в Уссурийске, и какой должна быть городская среда. Своими мыслями Сергей Владимирович поделился с корр. ИА UssurMedia.
— Сергей Владимирович, впервые вы вошли в состав Уссурийской Думы в 2009 году по партийному списку?
— В партию "ЕДИНАЯ РОССИЯ" я вступил задолго до избрания депутатом и на выборы шел по партийному списку, а не по одномандатному округу. Есть некоторые отличия в процедуре прохождения избирательной кампании, но дальнейшая работа депутата не зависит от формы избрания и нацелена на выполнение одинаковых задач, способствующих формированию для наших избирателей комфортной жизненной среды: это и работа с обращениями избирателей, и включение наказов избирателей в муниципальные программы, и анализ исполнения этих программ, и решение многих других вопросов местного самоуправления.
На заседании Думы УГО. Фото: пресс-служба Думы УГО
— При выборе партии чем руководствовались?
— Решение было осмысленным. Не стоит скрывать, что многие из действующих депутатов из тех людей, чей возраст в границах 40 лет и старше, имеют опыт партийной работы при социализме. Тогда была единственная партия, коммунистическая, и многие из нас (я в том числе) прошли путь кандидатов в члены партии, были членами коммунистической партии. Тем не менее изменились наши экономические условия жизни. Немного переменились направления деятельности существующих партий. На современном этапе развития общества я принял решение, что должен быть в партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Мне близка ее позиция во многих вопросах.
— Насколько сложно работать в Думе УГО партийному депутату?
— В существующем составе Думы УГО большая часть депутатов как раз единоросы, беспартийных почти нет. Согласно прописанным в уставе документам, мы — единственная партия, которая смогла создать свою фракцию в Думе, потому что для ее формирования необходимо наличие как минимум трех депутатов. У нас еще есть депутаты-представители других партий, в том числе КПРФ, ЛДПР.
— Как вам работается в таком составе?
— Нормально. На самом деле, никаких ярких политических разногласий у нас никогда не было. Как пример хочу привести депутатов от КПРФ. Это зрелые люди, имеющие опыт политической работы. Они всегда дают очень яркую окраску рассматриваемому вопросу. Она больше уходит в политическую сторону, но, тем не менее, они всегда по-деловому и конструктивно относятся к проблеме. Наша фракция открыта. Мы проводим заседания и приглашаем к нам депутатов из других партий. Это еще один повод выслушать других. Либо мы заранее прислушаемся к их мнению, либо мы сразу же с ними не соглашаемся, но все это проходит в форме обсуждения, а не конфликта. Деятельность носит конструктивный характер, и мы стараемся друг друга поддерживать.
Один из немногих вопросов, когда мы не присоединились к депутатам от КПРФ, это когда партия инициировала по всей России награду "Дети войны". Они предложили награждать нагрудным знаком и начислять прибавку к пенсии тем людям, которые на себе испытали все невзгоды Великой Отечественной войны в несовершеннолетнем возрасте. Сама по себе акция достаточно человечная и оправданная. Но не было экономической основы вопроса, не были просчитаны расходы в масштабах города, края, региона, государства. Это никак не соотносилось с бюджетным процессом. Но мы постарались убедить представителей этой партии, что пока нет экономического обоснования этого вопроса, мы не имеем права давать людям бессмысленные обещания. Этот вопрос не так давно поднимался на встрече с врио губернатора Приморья Андреем Тарасенко, и получили от руководства края точно такой же ответ. Если нет финансирования, то пока и поднимать эту тему не будем.
На заседании Думы УГО. Фото: пресс-служба Думы УГО
— Вероятно, это не единственная спорная ситуация, которая привела депутатов к разногласию?
— В моей депутатской практике за время работы в Думе УГО было немного таких ситуаций, где разногласий нам не удалось избежать. Например, история с уссурийским зоопарком. На территории парка "Зеленый остров" нашего Уссурийского округа когда-то были размещены животные, которых потребовалось спасать во время наводнения. После возник вопрос: "Где их содержать, кто будет за ними следить, кормить и так далее?" Ситуация была спорная. С одной стороны мы понимали, что это дополнительная нагрузка на городской бюджет, противники размещения зоопарка этот аргумент, кстати, и приводили. Одна часть депутатов выступала за то, чтобы мы не тратили бюджет на бесполезные заведения и мероприятия. Другая часть утверждала, что не нужно спекулировать на дефиците бюджета. Вопрос-то все равно нужно было решать. В итоге на заседании Думы приняли решение о выделении пусть небольшого, но финансирования. Нам тогда хорошо помогла и краевая администрация, внесла свою долю. Это были незапланированные затраты, но мы посчитали, что это необходимо для города. Мы приняли эти дополнительные обязательства на себя, и сегодня этот зоопарк существует.
— В 2014 году вы избирались в Думу УГО повторно. Какие цели перед собой поставили в этот раз?
— Цели и задачи работы депутата не меняются, о них мы говорили в начале. С возрастом человека, с его накопленным производственным опытом и опытом политической деятельности меняются подходы к решению этих задач. В первый раз ты идешь в Думу с набором стереотипов: тебе кажется, что все плохо потому, что тут кто-то недорабатывает, кто-то недобросовестный, а кто-то некомпетентный. А когда ты сам включаешься в эту работу, понимаешь, что если до тебя какой-то вопрос не был решен, то это не из-за того, что люди не хотели или саботировали его. Он не решен потому, что к этому есть определенные объективные предпосылки. Депутатская работа приучила не давать пустых обещаний. Нужно в первую очередь проанализировать, почему этот вопрос для наших избирателей так важен. По какой причине он не решен, либо решен несвоевременно. Когда начинаешь искать подоплеку этого вопроса, больше понимаешь, где искать "подводные камни". В этом случае избирателям нужно дать аргументированное объяснение, почему этого сделать нельзя (как история с наградой), либо объяснить, что мы можем его решить, но этот вопрос не сиюминутный, а потребует времени. Иногда вопрос может быть решен, нужно просто выбрать другое направление. Взять бумагу, изложить проблему и отправиться с ней по кабинетам. Ходить, аргументировать, добиваться. Три разных круга решения вопросов.
Встреча со школьниками. Фото: пресс-служба Думы УГО
— А какой круг вопросов определили горожане в 2009 и 2014? Были ли проблемы, которые вас особенно затронули?
— Уссурийцев прежде всего волнует благоустройство, здравоохранение, тарифы, также существует ряд вопросов, который возникают в результате природных катаклизмов. Прошла пора тайфунов, где-то затопило, люди получили ущерб, но не получили за это компенсации. Был сезонный наплыв проблем, когда необходимо было подключиться к решению вопросов по возмещению ущербов. Некоторые ситуации можно было решить сразу, другие — только в судебном порядке, когда доказательной базы не хватало для выплаты ущерба. Раньше мы считали, что обращение в суд — это совсем уж крайняя мера, подходящая для критической ситуации. На самом деле, обращение в суд такое же деловое решение некоторых вопросов. Это тоже приходилось людям объяснять, помогать составлять документы.
— Вероятно, мы еще не привыкли к такому способу решения вопросов. К тому же, в этом случае возникают дополнительные расходы.
-Порой у администрации УГО может не хватать оснований для выполнения каких-то полномочий, обязанностей, но решение суда является непременным условием для того, чтобы это было выполнено. Кажется, что местная исполнительная власть наделена сверхвысокими полномочиями. На самом деле, ей приходится работать в определенной "вилке". Выполнил полномочия — хорошо. Не выполнил — плохо. Превысил полномочия тоже плохо. Так работать очень сложно. Сейчас на слуху много уголовных процессов против глав администраций, которым приписывают превышение полномочий, либо наоборот неисполнение. Мы, депутаты, должны четко понимать, что исполнительная власть работает в таких рамках. На этом должно строиться взаимопонимание.
— Какие у вас сложились взаимоотношения с исполнительной властью?
— Мне кажется, что отношения выстраиваются нормально. Здесь главный принцип — не входить в конфронтацию. Работать на доверии и взаимопонимании. Я считаю, если взрослые люди видят ошибку другого, какой смысл раздувать скандал? Давайте выскажем свои претензии за столом переговоров. Мы действительно отдаем себе отчет в том, что исполнительная власть несет на себе большую ответственность. Ответственность перед людьми, прокуратурой, перед большим количеством надзорных органов. В то же время мы понимаем, что исполнительная власть не может обойтись без определенных решений Думы УГО. Однако эти решения тоже должны быть взвешены, и это ответственность депутатского корпуса.
На заседании Думы УГО. Фото: пресс-служба Думы УГО
— Вы работаете в Думе УГО в составе сразу двух комиссий: экономической и бюджетной. По какому принципу их выбрали?
— Комиссия по экономической политике для меня традиционная. В ней я состоял, когда впервые пришел в представительный орган. Набрался опыта и уже с накопленными знаниями снова вошел в ее состав в 2014 году, что касается комиссии по бюджету, налогам и финансам, то экономика и бюджетирование связаны. Мне на самом деле интересно разбираться в вопросах экономики и бюджета, несмотря на то, что я по образованию инженер. Я благодарен, что в прошлом созыве были депутаты, у которых я многому научился. Когда работаешь в Думе, всегда чему-то учишься и у окружающих, и у наших избирателей. Если человек понимает, что еще есть чему поучиться, тогда ему есть к чему стремиться. Грустно, когда человек заявляет, что научился всему, тогда, наверное, он себя уже изживает на какой-то должности или общественной работе.
— Можно поздравить, ваш опыт не пропал даром, вы стали председателем комиссии по экономической политике, промышленности, землепользованию и сельскому хозяйству. Будут ли какие-либо изменения в работе или вы пока осторожно входите в должность?
— Я все это время являлся заместителем председателя. Мне комфортно работалось и с прежним председателем.
— Но все таки, должность накладывает дополнительную ответственность?
— Мне бы не хотелось, чтобы председатель комиссии чем-то выделялся среди обычных депутатов. У нас должен выделяться только один человек — председатель Думы, который сегодня является и главой города. Между остальными депутатами должно быть определенное равноправие. Председатель профильной комиссии не имеет никаких привилегий, а несет немного большую ответственность. Это больше работа спикера.
В работе председателя, думаю, не нужно изобретать ничего нового: требуется максимально правильно и объективно относиться к мнению своих коллег во время заседаний. Больших преобразований в работе комиссии не произойдет, потому что уже составлен и утвержден план ее работы. Тем не менее, как вы уже заметили, наша комиссия рассматривает количество вопросов больше, чем другие комиссии, поэтому возможно понадобится немного изменить регламент ее работы, активнее привлекать к обсуждениям специалистов различных областей.
— Действительно, план комиссии по экономической политике один из самых насыщенных. С чем это связано?
— Комиссия рассматривает большой круг вопросов, включая те, которые нуждаются в постоянном дополнении. Например, наша прерогатива — это имущественные отношения. Ежегодно составляется план того имущества, который будет предлагаться к приватизации. И при этом список регулярно корректируется. Часто получается, что вопрос, связанный с оформлением именно этого документа, который регламентирует перечень имущества, неоднократно вносится на рассмотрение. Существует ряд вопросов, которые не рассматривают другие комиссии. Это вопросы о социально-экономическом положении в Уссурийском городском округе. Отчет рассматриваем и в целом за истекший год, и поквартально, и по полугодиям. С другой стороны, члены нашей комиссии владеют большим количеством информации. Часть информации принимается к сведению, часть в дальнейшем выносится на рассмотрение Думы УГО. Я считаю, что чем больше мы загружены, как члены этой комиссии, тем мы более авторитетны в рассмотрении экономических вопросов на заседаниях Думы и тем более квалифицированы в общении с избирателями.
— Вы упомянули социально-экономическое развитие. Недавно подводили итоги за 2017 год. Насколько довольны депутаты представленным отчетом?
— К сожалению, отчеты последних периодов показывают, что по некоторым направлениям у нас происходит спад. Этот спад имеет объективные причины, потому что существуют внешнеэкономические воздействия, кризисные явления. Мы действуем в рамках ограниченного бюджета, поэтому все это отражается и на нашем социально-экономическом развитии. Когда видим снижение некоторых показателей, это не может радовать депутатский корпус.
— В каких областях отмечается спад?
— Их несколько. Нас прежде всего интересует промышленность, потому что это основной поставщик валовой продукции и основной плательщик налогов. Какие промышленные предприятия есть сегодня на территории Уссурийского округа? Каждый год их количество все сокращается. Мы всегда с большой болью воспринимаем кризисные проявления на некоторых предприятиях. Вопрос также связан и с налоговыми отчислениями. Когда происходит, допустим, не закрытие предприятия, а только сокращение численности работающих, как это произошло на локомотиворемонтном заводе, мы сразу же выстраиваем цепочку и связываем этот процесс с наполняемостью нашего бюджета. Работа предприятия — это и социальные вопросы, занятость населения. Большой болью для нас было прекращение деятельности сахарного комбината.
На заседании Думы УГО. Фото: пресс-служба Думы УГО
— Сегодня правительство возлагает надежды на малое и среднее предпринимательство?
— Лично мне хотелось бы, чтобы больше развивались крупные предприятия. К сожалению, современная экономическая ситуация не создает для них благоприятных условий. Сегодня больше условий для малого и среднего предпринимательства. Но наш бизнес развивается в основном в тех направлениях, которые не обеспечат нам прорывного роста, не связанны с развитием новых технологий производства. Нам необходима такая экономическая модель, при которой создавались бы условия для развития производства и новых технологий.
— А сельское хозяйство? Сейчас делают на него ставку, на развитие больших агропредприятий. На ваш взгляд, это перспективно?
— Самый простой ответ, это сказать, что сельское хозяйство — это всегда здорово.
— У нас тут сильные конкуренты – китайские сельхозпроизводители, которые поставляют дешевые продукты.
— Вы правы. Давайте поразмыслим. Развивается ли сельское хозяйство в стране? Да. Темпы развития достигнуты колоссальные. По некоторым направлениям производства, например, зерна и мяса, мы за последние годы сделали хороший скачок и увеличили показатели в несколько раз. Еще 5 лет назад Уссурийский городской округ страдал от большого количества брошенных земель. Эти земли принадлежали пайщикам, находились в частной и коллективной собственности, но не обрабатывались. Сегодня большая часть сельскохозяйственных земель в округе задействована.
В сельском хозяйстве всегда было много проблем. Сейчас оно поставлено на индустриальные рельсы. В него пришел такой термин как "крупные игроки". Какой позитивный сдвиг произошел? Что привнесли крупные игроки? Сегодня на территории Приморского края их несколько. У них в руках дотации из государственного бюджета. Малые и средние предприятия в аграрной отрасли, к сожалению, не могут получать некоторые субсидии, доступные крупному бизнесу. Холдинги укрупнили под собой сельхозплощади, приобрели большую дорогую технику для обработки полей.
Тем не менее, остались нерешенные вопросы: на этой технике работать некому. Нет в Приморском крае квалифицированных механизаторов, которые могли бы сесть за новые трактора. Укрупнение предприятий пока не ведет к созданию большого количества рабочих мест. Если раньше, к примеру, нужно было на определенную единицу площади пахотных земель пять российских тракторов, то предприятию требовались и пять трактористов, квалификации которых хватало для управления гусеничной или колесной техникой, ее своевременного обслуживания и выполнения несложного ремонта. Сегодня техника дорогостоящая, в основном импортная — производства Германии, Франции, Италии, Америки. Поэтому сейчас для той же площади достаточно одного трактора. Однако и квалификация механизатора должна быть в десятки раз выше. Получается, что ожидаемого заполнения рабочих мест мы не получаем и не решаем социальные вопросы в селе.
Большой скачек урожайности сельскохозяйственных культур может быть связан с применением значительного количества минеральных удобрений и средств химической защиты растений, а это уже ощутимый удар по безопасности продуктов, экологии региона, плодородию почв. Опытные аграрии знают, что неправильная эксплуатация земель может за 3-4 года привести к их деградации, а на восстановление потом потребуются десятилетия.
Ну и, наконец, рост производства продукции различных отраслей сельского хозяйства должен сопровождаться ростом объема их хранения и переработки – а в этих направлениях у нас пока отмечено отставание. Поэтому некоторым фермерам не удается сбыть весь урожай овощей или приходится продавать зерно даже ниже себестоимости его производства.
Встреча со школьниками. Фото: пресс-служба Думы УГО
— Как вы считаете, где в Уссурийском городском округе можно найти точки роста?
— Когда-то Уссурийский округ называли чуть ли не житницей Приморья. В Уссурийском городском округе когда-то была расположена выставка-ярмарка по типу ВДНХ в Москве. К сожалению, она уже давно прекратила свое существование. О ней напоминает только автобусная остановка, которая носит аналогичное название. Мне бы хотелось видеть точки роста нашего округа именно в развитии промышленных предприятий. Попытки развития таких предприятий предпринимаются все время, но почему-то пока солидные инвесторы обходят нас стороной. К сожалению, мы не попали в зону территорий опережающего развития, ТОРы образованы вокруг нас. Но округ вошел в программу "Свободный порт Владивосток". Резиденты СПВ сегодня только начинают свою работу, и на муниципальном бюджете это еще не сказалось.
— В каких сферах уссурийскому бюджету требуется помощь?
— Во всех. Существует большое количество программных мероприятий. Мы во многом зависим от вышестоящего бюджета. В социальной сфере это развитие объектов образования. Нужно строить и реконструировать школы.
Один из злободневных для меня как для депутат вопросов (я его инициировал, когда был депутатом 5-го созыва) это вопрос о реконструкции школы № 6. Вопрос решается, но очень медленно. Когда-то мы расселили прилегающую территорию: снесли ветхие дома. Потом столкнулись с новыми трудностями. Участки оказались в различных градостроительных зонах. Мы их перевели в одну, затем оказалось, что под этими участками проходят городские коммуникации. Пока решали все эти вопросы, стоимость реконструкции школы возросла на порядок. Сегодня осуществить реконструкцию действующей школы стоит достаточно больших денег. Естественно, силами одного бюджета УГО это невозможно сделать. Мы должны создать условия софинансирования. Некоторые программы, связанные с благоустройством, подразумевают тройное софинансирование. Когда мы участвуем в таких программах, получаем ощутимый результат. Вопрос с реконструкцией по шестой школе мы решаем уже больше 5 лет.
Я благодарен, что администрация УГО обратила внимание на эту проблему врио губернатора Приморского края Андрея Тарасенко. Он был в гостях в образовательном учреждении, посмотрел обстановку и пообещал, что краевой бюджет выделит финансирование для ее реконструкции.
— Какие еще острые вопросы хотелось бы решить в этом созыве?
— Сейчас лето подойдет. Все будет зависеть от того, будут тайфуны или нет, как они затронут городской округ? Чтобы не зависеть от погодной стихии, городу нужны надежные защитные гидротехнические сооружения.
А в целом, стремимся к тому, чтобы нашим жителям жилось комфортно, чтобы они чувствовали, что обеспечены коммунальными услугами, электричеством, водой, теплом. Волнует вопрос по дешевому теплоснабжению.
— А как житель Уссурийска, о каких преобразованиях мечтаете?
— Давно поймал себя на мысли, что город стал немного тесным. Многие застройщики стараются получить максимальную прибыль из отведенного земельного участка. В районах новостроек зачастую не оставляют места под автомобильные парковки или полноценные детские площадки, а фундаменты жилых домов ставят, не отступая от границы участка, сжимая тем самым проезжую часть улиц. При этом количество автотранспорта в округе растет.
Уже есть семьи, где по автомобилю на каждого члена семьи. В часы пик из одной точки в другую бывает быстрее добраться пешком, чем проехать на автомобиле. А приехав на автомобиле, его владелец сталкивается с трудностью его парковки. Сегодня возникает опасность, когда экстренные службы не могут быстро добраться к каким-то домам, подъездам, потому что внутридомовая территория вся заставлена автотранспортом или огорожена.
Мне хочется видеть город с широкими улицами, на многих из которых организовано четырехполосное движение. Мне хочется, чтобы асфальтовое покрытие имели дороги, связывающие с городом села и улицы этих сел. Качественные дороги, просторные парковки для автомобилей обеспечивают нам свободу в перемещении. Тогда автоматически многие другие вопросы будут компенсированы. Мне хочется, чтобы в каждом микрорайоне было достаточно парковых зон отдыха. Мне хочется, чтобы в округе развивались промышленные предприятия, и наши жители всегда были обеспечены работой, достойной заработной платой и уверенностью в завтрашнем дне. Мне хочется, чтобы округ занял свое достойное место в масштабах Приморского края. Мне хочется, чтобы гости нашего округа всегда отмечали его чистоту, уют и немного завидовали благосостоянию уссурийцев.
СПРАВКА: Иншаков Сергей Владимирович. Депутат от партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Председатель комиссии по экономической политике, промышленности, землепользованию и сельскому хозяйству. Член комиссии по бюджету, налогам и финансам.
Родился 25 января 1965 года в г. Уссурийске Приморского края. После окончания школы поступил в Приморский сельскохозяйственный институт (г.ород Уссурийск), где обучался на факультете механизации сельского хозяйства, который окончил в 1986 году с красным дипломом.
Трудовую деятельность началась в студенческие годы. Сергей Иншаков стал мастером производственного обучения на кафедре "Надежность и ремонт машин". Впоследствии работал ассистентом старшего преподавателя, доцентом названной кафедры, с 1998 по 2000 годы являлся заместителем директора Института повышения квалификации Приморской сельскохозяйственной академии. Закончил аспирантуру, защитил диссертацию, имеет ученую степень кандидата технических наук. Является член-корреспондентом Международной академии аграрного образования. Результаты научной и методической деятельности нашли отражение в 180 публикациях в российских изданиях, в том числе научных статьях, патентах, книгах.
За достижения в научно-педагогической деятельности награжден почетной грамотой администрации Приморского края, почетной грамотой Министерства сельского хозяйства Хабаровского края, благодарностью департамента научно-технологической политики и образования министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Женат, имеет двоих детей.
В 2009 году и в 2014 году повторно избран депутатом Думы Уссурийского городского округа от партии "Единая Россия".