25 апреля 2018. В преддверии майских праздников особую тревогу у сотрудников Уссурийской таможни, пограничников и таможенного поста "Пограничный" вызывает резкий всплеск туристов, отправляющихся за границу. В эти дни службы работают не то что на пределе своих возможностей, а далеко за пределами. Как работает МАПП "Пограничный" и почему возникают жалобы на длительное ожидание, рассказали на пресс-конференции руководители Уссурийской таможни и таможенного поста, а также пограничной службы, сообщает ИА UssurMedia.
Пресс-конференция на МАПП "Пограничный". Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
Сразу трое руководителей приготовились отвечать на вопросы корреспондентов приморских СМИ: начальник Уссурийской таможни Николай Лощинин, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный" Анатолий Бобошко и врио начальника ОПК "Пограничный автомобильный" Павел Кирсанов. Все они не только владеют статистическими данными, но и ежедневно наблюдают за ситуацией, которая складывает на этом пропускном пункте. К тому же автомобильный переход "Пограничный" был выбран неслучайно. Он является одним из самых загруженных пунктов по количеству туристических и грузовых маршрутов.
Пресс-конференция на МАПП "Пограничный". Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
К.: — Один из последних случаев, который получил широкую общественную огласку, когда дети несколько часов простояли на границе в ожидании перехода в Китай. Вы разобрались, в чем причина?
Николай Лощинин, начальник Уссурийской таможни:
— Мы буквально по минутам разобрали эту ситуацию. Таможенные процедуры, включая паспортный контроль на каждого ребенка, составил не более трех минут. К тому же дети провели несколько часов в ожидании не в самом пункте пропуска, а за шлагбаумом. Отмечу, что перевозила их одна фирма на семи автобусах нерегулярными рейсами, то есть те, которые шли вне расписания.
Туристы, прошедшие таможенный контроль на МАПП "Пограничный". Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
Анатолий Бобошко, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный":
— Вы должны понимать, что за территорией пункта пропуска никто не занимается регулированием потока автобусов, все стоят, как принято говорить, в порядке "живой очереди". Более того, ни у таможенной, ни у пограничной служб нет ни полномочий, ни функций по регулированию очередности движения туристических автобусов на территории самого пункта пропуска.
Павел Кирсанов, начальник ОПК "Пограничный — автомобильный":
— Что происходит: транспортное средство подъезжает к воротам пункта пропуска и при наличии свободного направления его пропускают. При этом мы не знаем, регулярный ли это маршрут либо нерегулярный, то есть вне расписания. Они все стоят в одной очереди. К тому же дети, о которых мы вели речь выше, ехали на автобусах без опознавательных знаков, без специального сопровождения.
Анатолий Бобошко, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный":
-
Хочу отметить, что за 2017 год рейсовых автобусов прошло более 22 тысяч единиц, количество автобусов возросло на 500. А что касается нерегулярных автобусов, то таких через границу за прошлый год проследовало почти на 2 тысяч больше. Их количество возросло на 50% по сравнению с 2016 годом. За первый квартал 2018 года уже прошло 333 нерегулярных автобуса.
Дело в том, что пункт пропуска "Пограничный" по паспорту был рассчитан на 44 автобуса в сутки и 2,5 тысячи туристов. А фактически за сутки через "Пограничный" проходит уже 66 автобусов, более 30 автобусов в каждом направлении. Количество пассажиров увеличивается до 3 тысяч человек в сутки. Бывают дни, когда пассажиропоток серьезно превышает пропускную способность, в основном это выходные и праздничные дни. Помимо того что возрос поток регулярных автобусов, плюс к этому добавляются рейсы, идущие не по расписанию.
Зона таможенного контроля. Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
К: Возможно ли не пропустить нерегулярный автобусный рейс?
Анатолий Бобошко, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный":
— У автобуса есть все основания для пересечения границы, а то, что он идет вне расписания — другой вопрос. К тому же существуют определенные квоты, которые выдаются на подобные рейсы. В 2018 году их 400 с российской и китайской сторон, но парадокс в том, что контроль за их количеством должна вести соседняя сторона.
Павел Кирсанов, начальник ОПК "Пограничный — автомобильный":
— Министерство транспорта России предоставило право выдачи разрешения на нерегулярные автобусные рейсы общественной организации "Ассоциация международных автомобильных перевозок". Неоднократно на заседании межведомственной комиссии при администрации Приморского края говорилось о том, что в пиковые дни нерегулярных автобусов должно быть не более двух. Однако пока это условие не соблюдается.
К: Какие меры вы предпринимаете, чтобы решить проблему автобусов, идущих вне расписания. Речь о ней идет уже не первый год?
Николай Лощинин, начальник Уссурийской таможни:
— Мы постоянно поднимаем этот вопрос и на межведомственной комиссии при губернаторе Приморского края, информируем Ассоциацию международных автомобильных перевозчиков, а также ФГПУ "Росгранстрой ". Говорим не только об этой проблеме, а также поднимаем вопрос о проблеме строительства нового пункта пропуска, которого ждем на протяжении нескольких лет. К сожалению, пока приходится мириться со сложившейся ситуацией.
К тому же вариантов решения ее немного: добиваемся снижения количества нерегулярных пассажирских рейсов, но пассажиропоток с каждым годом растет. В этом году ожидаем прирост на 15%, это цифра касается всех пунктов переходов Уссурийской таможни.
Мы и сами бы рады работать в иных условиях, нужны и большие залы для туристов, не мешало бы создать и условия для детей. Тогда и ощущался тот же комфорт, что есть у китайской стороны.
Досмотр грузов. Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
К: Получается, что задержек на границе пока не избежать, особенно в праздничные дни?
— Анатолий Бобошко, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный":
— Мы будем делать все от нас зависящее, но поймите, пропускной пункт морально устарел, это как в квартире площадью 40 кв. метров разместить 10 человек. Ожидание и смещение графиков в праздничные дни пока неизбежны.
К: Очень часто туристы, обращаясь к журналистам, рассказывают о долгом ожидании на пункте пропуска, когда идут проверки груза, о препятствиях, чинимых таможенниками.
Анатолий Бобошко, начальник таможенного поста МАПП "Пограничный":
— Если происходят, какие–то задержки, это не значит, что пограничники и таможенники не запускают или специально задерживают. В этом случае проводятся мероприятия по контролю и осмотру. В этом вы можете убедиться лично. Запустить очередной автобус с пассажирами просто нет возможности, накопитель забит людьми и сумками.
Туристы в пункте пропуска "Пограничный". Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia
— Николай Лощинин, начальник Уссурийской таможни:
— У нас нет никаких оснований задерживать туристов, на процедуру таможенного оформления в среднем затрачивается семь минут. К примеру, зашли пять человек, которые везут таможенный груз, инспектор начинает заниматься выяснением обстоятельств, все стойки заняты. Ни для кого не секрет, что есть такие "туристы", которые чуть ли ни ежедневно пересекают границу с грузом. Мы обязаны выяснить, что за коммерческий груз перевозится. Часто выявляет товары, запрещенные или ограниченные к ввозу.
Отмечу, что в последнее время увеличилось количество административных дел, составленных на физических лиц, перевозящих грузы через границу для третьих лиц. За три месяца 2018 году составили 588 дел об административных нарушениях. Более 300 пришлось на физических лиц.
Хочу напомнить: неважно, для кого перевозит груз турист. Административную или уголовную ответственность придется нести ему лично.