15 апреля 2018. Краснодарский край продолжает уверенно занимать ТОПовые позиции для переселения соотечественников из других регионов страны, в том числе — Дальнего Востока. На Кубани уже всерьез говорят о демографическом взрыве, спровоцированным наплывом переезжающих в поисках лучшей доли для себя и своих семей. Почему дальневосточники едут в Краснодарский край, с какими проблемами сталкивается регион от такого наплыва мигрантов и какие трудности ждут самих переселенцев, сообщило ИА UssurMedia ИА KrasnоdarMedia.
Как сообщила газета "Известия" самими популярными местами у теперь уже бывших дальневосточников являются Санкт-Петербург и Краснодарский край. По данным экспертов, общее число жителей Дальневосточного федерального округа, думающих о смене места жительства, составляет 38%. Немалая часть потенциальных мигрантов с Дальнего Востока (ДВ) планирует перебраться на Кубань. Но насколько райская "светит" жизнь переселенцам в благодатном теплом краю, чего ожидать и с какими трудностями предстоит столкнуться — таким отнюдь не риторическим вопросом задаются дальневосточники, глядя на привлекательную "картинку" курортов во время отпусков на Черном море.
— У людей возникает иллюзия, что тут, на Кубани, лучше живется. Они прилетают на Черное море отдыхать, видят здесь солнце, красивые пляжи, сады, виноградники и думают, будто окажутся в Краснодарском крае, и большая часть их проблем пропадет. На самом деле это не так, — убежден один из бывших переселенцев на Кубань с Дальнего востока.
У тех, кто приезжает на Кубань отдыхать возникает иллюзия, что тут хорошо живется. Фото: Юрий Евдан
Как показывает статистика, из-за массового наплыва мигрантов Краснодар испытывает серьезные трудности. Инфраструктура города попросту не рассчитана на такое число людей. Всего за последние пару лет в кубанской столице резко выросли автомобильные пробки на дорогах, в школах и детских садах не хватает мест, поликлиники в некоторых микрорайонах города переполнены. Выросла конкуренция среди жителей за рабочие места.
— Сейчас в столице Кубани постоянно проживают 1,3 млн человек, а еще недавно она насчитывала всего 800 тысяч. Только за 2017 год к нам на постоянное место жительства из других регионов переехали 160 тысяч человек. Эти данные взяты из сводок МВД по тем людям, которые прописались в городе, — отметил ранее глава Краснодара Евгений Первышов.
К 2020 году, когда будет проходить очередная перепись населения, вероятно, численность мегаполиса достигнет 1,5 млн. Такие темпы роста населения продолжаются уже несколько лет подряд. За это время в городе появилось несколько масштабных микрорайонов.
Массовое масштабное строительство и погоня переселенцев за дешевым жильем "спровоцировали" в Краснодарском крае и его столице острую проблему, "неслыханную" по своим масштабам в других регионах страны — проблему обманутых дольщиков и "кинутых" добропорядочных покупателей жилья.
Бывает приезжие остаются без квартиры и без денег, попадаясь на удочки риэлторов-аферистов или непорядочных застройщиков. Многие мигранты жалуются на "черных" риэлторов, которые выполняют свои обязанности недобросовестно, скрывая факты, обманывая и "разводя клиентов как кроликов" в попытке заработать денег.
Агентства недвижимости, работающие на кубанском рынке давно и честно, разделяют мнение приезжих, что покупка или аренда квартиры в незнакомом городе, без знания особенностей районов и реальной ситуации — сплошной стресс, и что вложить деньги в жилье и не остаться "на бобах" без имущества и кровно заработанных в такой ситуации — легко. Риэлторы, жаждущие легкой наживы разработали немало способов "честного" отъема денег у населения и знают слабые места потенциальных клиентов. Фото идеальной квартиры, заманчивая цена, "ни к чему", якобы, не обязывающий договор — уловок много.
"Пытаясь купить квартиру, едва не потонул в этом д....ме, которым кишит рынок недвижимости в Краснодаре, — рассказал в соцсети, переехавший с севера России Дмитрий. — Дважды пытался нанять риэлтора и дважды меня едва ни "кинули". Обещают сдать квартиру "пять звездочек", а по факту — халупа "убитая". Такое ощущение, что на приезжих просто хотят "навариться" все, кому не лень! Или мне так не везет на агентов?".
Проблема обманутых дольщиков в Краснодарском крае и вовсе стоит более, чем остро.
Обманутые покупатели квартир в долгостроях вынуждены снимать жилье и выплачивать ипотеки, едва выживая. Фото: Ирина Ленская
По информации Минстроя РФ, на конец сентября 2017 года в Краснодарском крае зарегистрирован 6461 обманутый дольщик и 59 проблемных объектов жилищного строительства. По этому показателю регион лидирует среди всех субъектов РФ, значительно опережая Москву и Московскую область с населением, многократно превышающим численность жителей Кубани.
При этом, говорят эксперты, реальное количество пострадавших от недобросовестных застройщиков в Краснодарском крае гораздо больше. Приведенная статистика основана на данных так называемого Реестра граждан, чьи средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, но попадают в этот список далеко не все проблемные объекты. Если же учесть данные прокуратуры Краснодарского края, куда граждане обращаются гораздо чаще, чем в органы стройнадзора, то число обманутых дольщиков возрастет примерно до 15 тысяч человек, а количество проблемных объектов превысит полторы сотни. Две трети из них расположены в Краснодаре, который на протяжении ряда последних лет переживает настоящий строительный бум. На втором месте традиционно находится Сочи — курортная столица России.
Акции протеста, митинги, пикеты обманутых дольщиков в Краснодаре в последнее время проводятся чуть ли не ежедневно. Власти города и региона пытаются повлиять на ситуацию, но принимаемые ими меры сами дольщики считают малорезультативными.
Проблема обманутых дольщиков в Краснодарском крае стоит более, чем остро. Фото: Со страницы группы "Союз Дольщиков Краснодара" в соцсети "Вконтакте"
Еще одна серьезная проблема, которая "светит" переезжающим — проблема с устройством детей в школы и садики. И если с детским садом она решается проще — по свидетельствам переехавших в Краснодар место в садике дают достаточно быстро, пусть зачастую и совершенно в другом районе, то со школами вопрос стоит более остро. Без образования, конечно, ребенка не оставят и в школу в любом случае возьмут, но в 9-ти случаях из 10-ти класс будет переполнен, а до школы придется добираться от 30 минут до часа, а то и больше.
Так, в школе №66 в самом популярном у приезжих из-за относительно низкой стоимости недвижимости Прикубанском округе в начале этого учебного года был поставлен новый "антирекорд" — сформированы 20 первых классов, в которые зачислено более 700 детей. На "рекорд" шли также школа № 77, где сформированы 17 первых классов, и школа № 93 – где созданы 15 новых классных коллективов. В других образовательных учреждениях ситуация чуть более благополучная, но все же все школы страдают от переполнения.
Власти города объясняют нехватку школ, как и проблему пробок на дорогах, миграционными процессами – постоянно увеличивающимся населением за счет приезжих из других регионов страны и стран ближнего зарубежья. Горожане уверены, что в возникновении "резиновых" образовательных учреждений повинна неграмотная градостроительная политика – власти слишком долго не уделяли внимания социальной инфраструктуре и теперь не в силах решить проблему даже в "пожарном" порядке, как пытаются решить сейчас, организовывая пристройки к учебным учреждениям и "выбивая" деньги на новые школы.
В этом учебном году в школах Краснодара был поставлен новый "антирекорд" — сформированы 20 первых классов в школе №66. Фото: Мария Оленникова
Пробки на дорогах Краснодара, как утверждают и коренные жители и те, кто переехал в столицу Кубани из крупных городов-миллионников — это "ужас-ужас". Если в том же Хабаровске заторы на дорогах, как правило, бывают в часы пик, а во Владивостоке пробки — это "мелкое затруднение" движения, то Краснодар "стоит колом" почти всегда.
Пробок в столице региона нет только ночью и на рассвете по выходным. Ситуацию часто усугубляет ремонт, начинающийся одновременно на нескольких участках городских магистралей, так в апреле этого года стартовал ремонт сразу на 30 участках дорог в Краснодаре.
Стоит отметить: несмотря на "замаячивший" перед Краснодаром статус города-миллионника и вопреки надеждам, отчаявшихся "зависать" в пробках горожан, метро в столице Кубани не построят. Об этом не идет и речи. В кубанской столице с переменным успехом рассматривается лишь вероятность строительства "Наземки — Наземного метро Краснодарской агломерации" — развития системы электропоездов по проходящим в городе железнодорожным линиям, а также громко заявленный проект канатного метро, на который пока нет инвесторов.Представитель администрации Краснодара Владимир Вербицкий также объяснил, почему город постоянно стоит в пробках: по статистическим данным госавтоинспекции в краевом центре зарегистрировано около 400 тысяч транспортных средств, еще 150 тысяч — въезжают ежедневно из других населенных пунктов. На такое количество машин улицы города не рассчитаны.
Что касается дороги к "вожделенному" Черному морю — путь к нему, занимающий по расстоянию до ближайшего пункта около 120 километров по времени отнимает 5-6 часов. Утром в субботу и вечером в воскресенье трассы "вмертвую" стоят. Однако в качестве очевидного плюса переехавшие отмечают, что такой маршрут к морю — это в любом случае не баснословно дорогой перелет длиной в несколько часов и много тысяч километров на самолете. А тем, кто хочет добираться к морю без заторов просто стоит рассмотреть такую возможность в будние дни.
Пробок в столице региона нет только ночью и на рассвете по выходным. Фото: Александр Ратников
"Новые кубанцы", они же бывшие дальневосточники и жители других регионов России рекомендуют своим землякам — прежде чем переехать на Кубань хорошо все взвесить и подумать: что именно переезжающие хотят здесь обрести.
Как бы не манила "экспансия" Кубани приезжими бывшие земляки советуют не "обрубать концы" и не "сжигать мосты", особенно это касается недвижимости, а приехать сроком на год, чтобы испытать на "своей шкуре" прелести всех сезонов года в Краснодарском крае и воочию увидеть все плюсы и минусы.Если речь идет о тепле и доступных фруктах — все это в Краснодарском крае имеется в избытке и даже более чем, ведь температура в самые жаркие месяцы достигает в дневное время 40 градусов тепла, а ночью не падает ниже 30. Стоит учесть, что в летние месяцы зачастую по улицам передвигаться можно перебежками, от одного помещения с кондиционером до другого. Адская жара держится в среднем месяца полтора — с середины июля до конца августа и провоцирует многочисленные отключения электроэнергии, вызванные дефицитом мощностей и большими нагрузками на сети, ибо кондиционеры и сплит-системы не выключаются круглосуточно. Лакомиться фруктами по низким ценам можно почти круглый год, в холодное время года значительно дорожают овощи, однако яблоки, цитрусовые, бананы и даже манго зимой продаются по ценам в среднем в два раза ниже дальневосточных.
За "длинным рублем", предупреждают бывшие соотечественники, однозначно на Кубань ехать не стоит. По данным сайтов по трудоустройству, на Кубани на одну и ту же должность в среднем претендуют семь человек, а среднестатистическая зарплата (30 617 рублей по итогам первого месяца этого года) отражает лишь "среднюю температуру по больнице" и как правило, доходы будут ниже. Еще один минус — работодатели норовят взять на работу "по-серому" или вовсе "по-черному", выплачивая неофициальным сотрудникам зарплату в конверте.
Работодатели "норовят" взять на работу "в серую" или вовсе "в черную", выплачивая зарплату в конверте. Фото: Александр Ратников
Может и едут переселенцы на Кубань за теплом, но уж за "длинным рублем" сюда переезжать точно не стоит. Что касается уровня зарплат на Дальнем Востоке, по данным аналитиков, дальневосточники наряду с москвичами стали лидерами рейтинга регионов по размеру заработка 2017 года. Зарплаты в регионе названы практически столичными, а то и более высокими. Средний уровень зарплаты на ДВ в целом превышает общероссийский примерно на 20%.
Продукты на Кубани и правда в сезон недорого стоят — это "соблазняет" многих переезжающих. А вот попытки решить проблему дороговизны продуктов на Дальнем Востоке и в Сибири порой оказываются провальными. Якутский общественник Степан Петров приводит пример проекта одного из резидентов территории опережающего развития (ТОР) по выращиванию помидоров, которые продаются в итоге по 345 рублей за килограмм. При этом китайские овощи обходятся по 200 рублей.Вот еще для сравнения: по подсчетам Росстата, индекс стоимости жизни (индексцен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, входящих в потребление определенных категорий населения) в Краснодарском крае составляет 0,99. Для сравнения, в Анадыре и Петропавловске-Камчатском значительно хуже — 1,58 по итогам 2017-го года. В Москве этот показатель оценивается в 1,27.
Люди покидают Дальний Восток и на это есть еще одна причина — при неплохих средних зарплатах ни один из дальневосточных регионов не поднялся в рейтинге субъектов по качеству жизни выше 30-й строчки. Тридцатую занял Хабаровский край, поднявшийся за год на шесть позиций. Следом Камчатка, Магаданская область, Приморский край и Сахалин. В пятерке отстающих оказалась Еврейская АО. Краснодарский край входит в ТОП-10 рейтинга по качеству жизни, занимая шестую строчку.
Фрукты на Кубани продают свежие круглые год "некитай" и цены — приемлемые. Фото: Антон Балашов
Между тем, трудности, с которыми сталкивается кубанская столица и ее жители не отпугивают желающих переехать в Краснодар — по признанию переезжающих, в столице Кубани жить в любом случае лучше, чем на их Родине. Среди "плюсов", которые дает миграция Краснодарскому краю — рост экономики и как следствие — пусть медленное, но развитие инфраструктуры, строительство жилья, дорог и создание новых рабочих мест. Еще 10 лет назад, по признанию кубанцев, Краснодар был большим провинциальным городом, в котором качество дорог, услуг и прочих благ оставляло желать лучшего. Привлечение дополнительных капиталов стимулирует к развитию как социальную, так и финансовую инфраструктуру края.
По прогнозам экспертов, к 2035 году численность населения Краснодарского края вырастет до 6 млн человек.