Щебень – это серьезно: что общего между Москвой белокаменной и дорогами в Якутии

Кто, как и где производит на Дальнем Востоке старейший и важнейший строительный материал
Без щебня не обходится ни одна новостройка на Дальнем Востоке
Фото: ИА PrimaMedia

4 апреля 2018. Экономика Дальнего Востока находится на подъеме, и одним из показателей подъема является оживление строительной индустрии региона. По данным Минвостокразвития индекс строительства на Дальнем Востоке в 2017 году прибавил 17 пунктов. Как сказал полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев, Дальневосточный регион ожидает второй этап развития, предусматривающий строительство и новых предприятий, и новых населенных пунктов. Интенсивное строительство ожидается и в рамках программы Дальневосточного гектара. А никакое строительство без строительных материалов, конечно же, невозможно. Как обстоят дела с основными строительными материалами на Дальнем Востоке, как их производят и как применяют, эти вопросы ИА PrimaMedia решил изучить в серии материалов, подготовленных с помощью компании "Востокцемент". Начали мы с "хлеба строительства" — цемента. Теперь речь пойдет о щебне.

Не все то щебень, что на дороге лежит

Для многих из нас щебень – это мелкие камни, попадающиеся нам на дороге. Обязательно серого цвета. В большом количестве их можно увидеть на строящейся автомагистрали (на этот щебень, по нашему разумению, потом положат асфальт) или на стройплощадке возле возводимого здания (тут мы, если не являемся профессиональными строителями, немного теряемся в догадках, для чего конкретно нужен щебень).

В принципе, в мире достаточно много интересных, нужных и важных вещей, которые мы мало замечаем, совершенно не задумываясь о том, что именно этим вещам мы обязаны тем, что живем в полноценно комфортных условиях. Именно к такой категории с полным правом можно отнести щебень. Ведь кроме профессиональных строителей мало кто знает, что щебень лежит в основе многих знаменитых строений.

Возьмем, например, известняковый щебень. Именно из известняка были сложены египетские пирамиды и Великая Китайская стена. Именно щебень известняковый, технические характеристики которого были известны еще незапамятные времена, послужил основанием строительства изначальной Москвы. Именно из-за его цвета столицу России до сих пор называют белокаменной.


Москва и сейчас по праву может зваться белокаменной. Фото: ИА PrimaMedia

А гранитный щебень наравне с гравием и песком (в зависимости от того, какой карьер разрабатывался поблизости) становился основным материалом для строительства древнеримских дорог (тех самых, что, согласно поговорке, всегда ведут в Рим). Кстати, многими из этих дорог в Италии пользуются до сих пор.

На самом деле щебень – это важный строительный продут, именно "продукт", поскольку его не просто добывают, а делают согласно различным производственным требованиям, ГОСТам и т.д. Причем не всякая горная порода способна породить по-настоящему качественный щебень. То есть от самой горной породы и зависит качество и технические характеристики щебня – морозостойкость, плотность и т.д.


Щебень, характеристики, схема. Фото: ИА PrimaMedia

Щебень бывает разный

Итак, что такое щебень? Согласно классическому определению, щебень – это сыпучий материал с зернами свыше 5 мм, получаемый в результате измельчения и последующего просеивания горных пород по размерам зерен на фракции.

Основными характеристиками щебня являются:

  • плотность (средняя плотность щебня составляет 1,4-3 г/см3);
  • марка прочности на сжатие (определяется пределом прочности исходной горной породы при сжатии и дробимостью щебня);
  • лещадность (характеристика, которая определяет степень плоскости щебня). В строительном материале нормируют содержание зерен игловатой, пластинчатой формы. В зависимости от этого выделяют пять групп щебня. Наилучшим щебнем принято считать материал кубовидной формы, так как он дает самую плотную утрамбовку;
  • фракция (сортировка строительного материала по размерам, в мм). Размер фракции определяет дальнейшее использование щебня в строительстве;
  • морозостойкость (определяется количеством выдерживаемых циклов замораживания и оттаивания). Маркируется литерой F и числом, которое указывает на количество циклов заморозки и оттаивания. На устройстве дорожного полотна используют обычно щебень F50, в бетонах домостроения щебень F150, а в гидротехнических и дорожных бетонах щебень F300.
  • Радиоактивность щебня (естественный радиоактивный фон строительного материала). Щебень 1-го класса применяют для выполнения любых работ, 2-го класса – во время строительства дорожного полотна.

В зависимости от горной породы, из чего произведен щебень, выделяют различные виды щебня — гранитный, гравийный, известняковый, вторичный, из валунов и др.


Так делают щебень. Фото: предоставлено Востокцементом

Гранитный щебень – нерудный строительный материал, который получают при дроблении твердой горной породы, путем рассева на фракции. Область применения щебня обширна: используется в создании железобетонных конструкций и сооружений, в гидротехническом строительстве, а также при устройстве и ремонте автомобильных дорог и во многих других строительных работах. Наиболее востребованным на рынке считается щебень фракции 5-20 мм, применяющийся в производстве бетона и асфальта.

Щебень из гравия – материал, который производится в результате просеивания и дробления гравия. Гравийный щебень применяется в качестве заполнителя для железобетонных конструкций и изделий, активно используется в гражданском строительстве, при устройстве снований и покрытий пешеходных дорог и площадок.

Известняковый щебень – продукт переработки осадочной горной породы, а именно известняка. Этот строительный материал состоит в основном из карбоната кальция (СаСО3) и имеет самую низкую цену. Известняковый щебень применяется в производстве цемента, в полиграфической и стекольной промышленности, для изготовления железобетонных конструкций, а также при строительстве дорог.

Вторичный щебень – материал, который получают в результате переработки строительного мусора – кирпича, бетона и асфальта. Производится по той же технологии, что и другие виды щебня. Главное преимущество вторичного щебня – низкая стоимость. По основным характеристикам (морозостойкости, прочности) он уступает натуральным видам щебня.

Щебень для Дальнего Востока

В крупнейший в регионе холдинг "Востокцемент" входит четыре предприятия по добыче и переработки нерудных материалов: "Владивостокский бутощебеночный завод" во Владивостоке (основа добываемого щебня – андезитовая порода), "Дробильно-сортировочный завод" в Артеме Приморского края (основа щебня – андезит и дацит), дробильно-сортировочный комплекс на базе "Теплоозерского цементного завода" в Еврейской автономной области (основа щебня – известняк), дробильно-сортировочный комплекс в республике Саха (Якутия) на базе "Якутцемента" (основа щебня – известняк).

Суммарная мощность двух заводов в Приморском крае (ВБЩЗ и ДСЗ) более 1,5 млн тонн высококачественного щебня в год. Заводы почти полностью обеспечивают потребность в щебне во Владивостоке и на треть в Приморском крае. Крупнейшими потребителями продукции заводов являются строители и производители бетона и ЖБИ Владивостока и Артема. Щебеночная продукция предприятий известна далеко за пределами Приморского края, поставки ведутся по всей территории Дальневосточного федерального округа, вплоть до Чукотского АО.

18+
© 2005—2025