10 марта 2018. Участие в муниципальном конкурсе "Педагог года – 2018" у Оксаны Савченко было под большим вопросом. Серьезная подготовка требовала много времени, которого очень часто не хватает любому воспитателю. Однако, решив попробовать себя в первом конкурсе, Оксана Петровна с энтузиазмом продолжила начатое. И не зря. Звание "Педагог года" досталось ей в серьезной борьбе с лучшими представителями этого ремесла в Уссурийске. С чего началась детская мечта, каким был путь в профессию, какие чувства испытывала лучший воспитатель 2018 года на сцене во время оглашения результатов, в интервью корр. ИА UssurMedia.
— Оксана Петровна, детская мечта о будущей профессии была связана с педагогикой?
— В детстве, как и многие девочки, я мечтала быть стюардессой, мне нравилась красивая форма "небесных ангелов". Но в то же время хотела быть почтальоном, с подругами даже вели специальную тетрадь, где записывали, какие газеты пришли к нам на почту. И, конечно, моей мечтой была профессия учителя. Почему-то этот образ ассоциировался с женщиной в очках и с указкой в руке.
— Помните своего воспитателя?
— Своего воспитателя, конечно, помню. Это Галина Николаевна. К сожалению, выйдя на пенсию, она стала злоупотреблять алкоголем и в итоге скончалась. Хочу сказать, что я, будучи совсем не ребенком, смотря на нее, очень сильно расстраивалась: Галина Николаевна всегда была для меня авторитетом — добрая и в то же время строгая, когда этого требовала ситуация.
— Когда вы сами решили пойти в эту профессию, почему?
— Воспитателем я, честно сказать, и не собиралась становиться. После окончания техникума по специальности менеджмент собиралась стать менеджером, но судьба распорядилась по-другому. Так как работу по профессии в 2001 году практически не возможно было найти, и, как оказалось, все менеджеры — это, по сути, продавцы-консультанты, такая перспектива меня точно не радовала, я работала в разных местах и продавцом, и комплектовщиком. В один прекрасный день моя сестра, работающая в то время в детском саду нашего города, попросила меня о помощи — поработать в ясельной группе на время отпуска воспитателя. Вот так я и пришла в детский сад. С этого началась моя педагогическая карьера.
— Первый день в детском саду, каким он был?
— Первый день в саду помню хорошо. Только представьте, человек, не имеющий опыта, своих детей, должного образования, попадает к малышам, я не знала, что с ними делать, я просто к ним искренне, с теплом относилась. Никогда не забуду больших голубых глаз девочки Арины, какие они чистые, искрение, они покорили меня до глубины души. Ей тогда было годика полтора, она смотрела на меня и спрашивала по-своему: "А бабуська пидет?" До сих пор, говорю, и на глазах слезы.
Детки были разные… Пухленький Димка, который всегда хотел добавку, плачущий Никитка… Я всех помню. Как оказалось в дальнейшем, воспитатель этой группы ушла на пенсию, и меня оставили. Но проработала я недолго, ушла в декрет, после однозначно решила, что хочу быть воспитателем!
На занятии. Фото: предоставлено Оксаной Савченко
Ездить в город с маленьким ребенком было далеко, и я выбрала детский сад, до которого ближе добираться, им стал детский сад № 40. Понимая, что без знаний "далеко не уйти", я поступила в институт, окончила его, но сейчас продолжаю практически непрерывно учиться, учиться не для кого-то, а для себя. Сегодня у меня выходной, и я с удовольствием читаю присланный из столичного учебного центра материал "Песочная игротерапия", но, по-моему, я отклонилась от темы…
— Есть человек, которому вы подражаете?
— Такого у меня нет, но есть кумир,
кумир в педагогике — Великая Мария Монтессори. Как здорово пользоваться дидактическими пособиями, которые человек придумал почти 100 лет назад, которые действительно развивают детей, мечтаю сделать хоть малую долю того, что делали наши великие педагоги: Выготский, Макаренко и многие другие.
— Бывает, что нервы не выдерживают, как держите себя в руках?
— Современный мир требует железных нервов педагога, в наше время несложно работать с детьми, сложнее стало работать с родителями, у каждого свой характер, амбиции, тяжело сохранить душевное равновесие, если с утра молодая мама высказывает просто необоснованные претензии (как я выяснила для себя, именно рожденные в 90-е годы, поколение "пепси"), а мне надо вернуться к детям в хорошем настроение и с улыбкой на лице, вы просто не представляете, как они чувствуют мое настроение! Я стараюсь все объяснить доступным для родителей языком, но переживаю всегда все внутри, я такой человек, не могу просто все пропускать, ухожу в умывальную комнату, считаю до 10, улыбаюсь себе в зеркало (вычитала, что если намеренно улыбаться, то улыбка станет непроизвольной) и иду к детям. Всегда думаю при этом, этот мальчик не виноват, что у него такая мама.