28 февраля 2018. Тема ускоренного развития Дальнего Востока, объявленного президентом страны "национальным приоритетом России на весь XXI век", уже далеко не первый год. Отправной точкой для реализации новой экономической политики на Дальнем Востоке стал Саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, где государство обозначило ее контуры — комплексное развитие территории макрорегиона и привлечение новых инвестиций, в том числе, иностранных. Сделать это решили путем создания особых экономических режимов с благоприятными условиями для ведения бизнеса. ИА PrimaMedia выяснило, к чему привела эта работа и каким новым предприятиям на Дальнем Востоке помощь государства оказалась кстати.
Пожалуй, два самых главных показателя экономического развития любой территории — это количество новых предприятий и созданных рабочих мест. Первый показатель свидетельствует об уровне экономического оптимизма в субъекте (а какое развитие без оптимизма?), второй — о перспективах увеличения налогооблагаемой базы, а, следовательно, пополнения регионального и федерального бюджетов.
Как обстоят дела с этим на Дальнем Востоке?
По данным Минвостокразвития, за последние три года на Дальний Восток привлечено 3,7 трлн рублей прямых инвестиций, а количество заявленных инвестиционных проектов (читай — будущих новых предприятий) уже перевалило за тысячу.
Эти предприятия, в случае их создания, по расчетам специалистов, обеспечат до 2025 года появление в макрорегионе 118 тысяч новых рабочих мест. География проектов обширна — от Чукотки до Приморья.
Цифры впечатляющие, учитывая тот факт, что в предшествующие "развороту России на Восток" годы предприятия на Дальнем Востоке преимущественно закрывались, а рабочие места, соответственно, сокращались.
Справедливости ради, стоит сказать, что большинство из заявленных инвестпроектов до настоящего времени остается пока на бумаге — в подписанных инвесторами с Минвостокразвития, администрациями субъектов ДФО и друг с другом меморандумах о сотрудничестве, взаимопонимании, намерениях и прочих.
При этом, нельзя сказать, что работа по ним не ведется — это не так.
Многие проекты физически еще не воплотились в конкретные корпуса и производства. Идет огромная подготовительная работа, спрятанная от глаз широкой общественности. Не говоря уже о том, что некоторые проекты предполагают создание производств в труднодоступных местах Дальнего Востока с суровым климатом, что существенно удлиняет сроки их ввода в эксплуатацию.
По информации Минвостокразвития, на конец 2017 года на Дальнем Востоке создано 95 новых предприятий с 7,3 тысячами новых рабочих мест и 92,5 млрд рублей вложенных инвесторами средств.
Запущены заводы по производству тепло— и звукоизоляционных материалов и деревопереработки в Хабаровском крае, производственно-логистический центр, спортивно-туристический парк и производство бриллиантов в Приморском крае, тепличные комплексы в Хабаровском крае, в Якутии и Сахалинской области.
И это только те предприятия, создание которых не обошлось без государственной поддержки, а ведь есть и такие, кто ей не заручался.
Как государство участвовало в их появлении, как способствовало тому, что инвесторы вдруг стали рассматривать некогда неблагоприятный для ведения бизнеса Дальний Восток как заманчивую территорию для инвестиций? Какие условия созданы для них в регионе и созданы ли вообще?
Генеральный директор АНО "Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта"
На Дальнем Востоке инвесторы при реализации инвестиционных проектов пользуются налоговыми льготами и административными преференциями режимов территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. При этом условия реализации инвестиционных проектов являются одними из лучших в странах АТР. Эти режимы предусматривают льготное предоставление земельных участков, бесплатное предоставление инфраструктуры, режим "одного окна", распространение процедуры свободной таможенной зоны, существенное сокращение сроков проведения фискальных проверок, проведение внеплановых проверок только по согласованию с Управляющей компанией ТОР и СПВ. В качестве налоговых льгот инвестору предоставляются каникулы по налогу на прибыль (ставка в течение первых 5 лет не превышает 5%), пятилетние каникулы по налогу на имущество и по земельному налогу, льготная ставка страховых взносов для инвестиционных проектов, понижающий коэффициент по НДПИ и ускоренная процедура возмещения налога на добавленную стоимость.
Набор мер государственной поддержки инвесторов и стимулирования деловой активности в последние годы рос на Дальнем Востоке как на дрожжах. Появлялись как стандартизированные меры поддержки, которыми мог воспользоваться любой инвестор при выполнении ряда условий (минимальный размер инвестиций, определенный вид деятельности), так и индивидуальная, точечная помощь государства конкретным производствам.
Показателен пример освоения двух крупных месторождений, расположенных в Еврейской автономной области (Кимкано-Сутарское, добыча железной руды) и Магаданской области (Наталкинское, добыча золота). С советских времен шли разговоры о перспективности этих месторождений, но дальше разговоров дело не шло. Отсутствие по близости инфраструктуры делало их разработку слишком дорогой. Появление на Дальнем Востоке новых мер господдержки и инструментов развития позволило запустить работу двух горно-обогатительных комбинатов.
Мы нашли механизм, нашли ключик, которым открываются, распечатываются эти месторождения. Главное препятствие в освоении – там нет линии электропередачи. Если расходы на себя принимает инвестор, то проект становится экономически нерентабельным... Мы предоставили инвестору субсидию на то, чтобы он создал нужную ему инфраструктуру, — говорил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка.
Сегодня рядом с месторождениями уже успешно функционируют горно-обогатительные комбинаты, созданные крупными инвесторами. Так, Кимкано-Сутарский горно-обогатительный комбинат в ЕАО, входящий в состав компании "Петропавловск – Черная Металлургия", сегодня уже обеспечивает работой почти 1,5 тысячи рабочих мест, большую часть которых составляют жители небольшой автономной области, где вопрос наличия рабочих мест стоит очень остро.
Кимкано-Сутарский ГОК в Еврейской автономной области. Фото: Александр Крылов для ИА PrimaMedia
Встать на ноги предприятию помогли существенные льготы со стороны государства. Это и полное освобождение от налога на добычу полезных ископаемых, 50-процентная ставка на транспортный налог и множество других льгот. Учитывая огромный парк техники и имущество предприятия, это существенная помощь. За текущий год за счет предоставленных налоговых льгот компания сэкономила порядка 40 млн рублей. Если говорить о доходах, которые приносит предприятие в бюджет области, учитывая НДФЛ и иные налоги, то это 370 млн рублей в областной консолидированный бюджет.
Создание ГОКа на базе Наталкинского золоторудного месторождения в Магаданской области стало возможным в том числе благодаря строительству энергетической инфраструктуры, которая была сделана с помощью государственной инфраструктурной поддержки. В соответствии с соглашением между АО "Рудник имени Матросова" (100% дочерняя компания ПАО "Полюс") и Минвостокразвития, "Рудник имени Матросова" осуществляет строительство объекта инфраструктуры "Линия электропередачи 220 кВ "Усть-Омчуг – Омчак Новая" с распределительным пунктом и подстанцией с использованием бюджетных средств на сумму 9,9 млрд рублей.
"Строительство линии – это знаковая часть проекта, без которого было бы сложно говорить об обозначенных объемах переработки и электрификации карьера. На сегодня мы получили часть субсидий, общий размер которой составляет 9 млрд рублей. На эти средства начаты строительные работы. ЛЭП до сих пор строится. Мы планируем закончить ее в 2018 году", — говорит генеральный директор ПАО "Полюс" Павел Грачев.
Проект угледобывающей компания "Колмар" в Южной Якутии Инаглинский ГОК получил мощное развитие благодаря другому подходу. Особым импульсом в реализации этого проекта стало включение в состав ТОР "Южная Якутия".
"Новый механизм позволил нам оперативно сделать документацию, создать строительно-монтажное управление и решить огромный пласт организационных вопросов. Налоговые льготы позволили использовать высвобождающиеся средства на закупку оборудования, строительство объектов, а главное — обеспечить социальные гарантии работникам и высокую заработную плату", — говорит заместитель гендиректора — директор по производству УК "Колмар" Артем Левин.
Сегодня "Колмар" не только якорный резидент ТОРа, вокруг которого собираются другие производства, но и один из ведущих социальных партнеров Нерюнгринского района.
До 2021 года компании предстоит нарастить объемы добычи и переработки коксующего угля с нынешних 4,5 почти в пять раз, до 24 млн тонн, ввести в эксплуатацию шахты, обогатительные фабрики, терминал для перевалки угля в морском порту Ванино (Хабаровский край), обеспечить жильем и социальной инфраструктурой своих работников.
Не только проекты в отрасли добычи полезных ископаемых получили развитие в последнее время. Пришли деньги и в сельское хозяйство. Благодаря новым механизмам господдержки дальневосточными территориями стали интересоваться крупные инвесторы — федеральные игроки. И прежде всего, благодаря все тем же территориям опережающего развития.
Так, ТОР "Михайловский" была создана в Приморском крае для реализации крупнейшего агропроекта на Дальнем Востоке, который был инициирован группой компаний "Русагро". Холдинг строит в рамках ТОР несколько свинокомплексов на 700 тысяч голов свиней. В случае реализации это будет самый крупный свиноводческий комплекс в России.
"Принципиально важным для нас являлось и является создание инфраструктуры – подведение к площадке дорог, электричества, водоснабжения, газа. Сегодня вся эта инфраструктура строится и деньги на нее выделены государством именно в рамках программы ТОР. Если бы не было инфраструктуры, проекта не было бы – он бы не окупился ни при каких условиях. Кроме того, для нас достаточно значима экономия на едином социальном налоге, которую дает ТОР, и некоторые льготы по таможенной очистке импортного оборудования", — говорит генеральный директор ГК "Русагро" Максим Басов.
Практические результаты экономического развития Дальнего Востока. Фото: ИА PrimaMedia
В Амурской области благодаря льготам ТОР появился уникальный в масштабах страны маслоэкстракционный завод, специализирующийся на производстве рафинированных масел и жиров. Завод по глубокой переработке сои был построен на территории опережающего развития "Белогорск", объем инвестиций в проект составил более 1,5 млрд рублей. В настоящее время на предприятии уже трудятся более 350 человек, при полной загрузке производства штат будет увеличен до 400 сотрудников.
По словам генерального директора ООО "Маслоэкстракционный завод "Амурский" Василия Галицина, наличие статуса резидента ТОРа позволило предприятию воспользоваться свободной таможенной зоной (СТЗ), что существенно удешевило проект в части закупки оборудования и экспорта продукции в соседний Китай.
Помогают льготы ТОРа и крупным инвесторам, вкладывающим в свои проекты сотни миллиардов рублей.
Таких проектов на Дальнем Востоке не так много, но они есть.
Например, Амурский ГПЗ, который в Амурской области строит ПАО "Газпром" в рамках ТОРа "Свободный". После ввода в эксплуатацию он станет крупнейшим в России и одним из самых больших в мире предприятий по переработке природного газа. Его проектная мощность составит 42 млрд кубометров в год. В состав ГПЗ также войдет крупнейшее в мире производство гелия — до 60 млн кубометров в год.
Проект Амурского ГПЗ. Фото: пресс-служба ПАО "Газпром"
Совсем скоро в Приморье стартует строительство еще одного гиганта — Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК), якорными инвесторами которого выступают НК "Роснефть" и китайская ChemChina. Первым делом там создадут нефтехимическое производство, вторая очередь — производство бензина и других видов топлива. Проектирование по проекту завершено, получена последняя экологическая экспертиза. В феврале 2017 года проект стал якорным резидентом ТОР "Нефтехимический", что позволит его инициаторам сэкономить на поставках материалов и оборудования.
По информации Корпорации развития Дальнего Востока (осуществляет операционное сопровождение деятельности ТОР и СПВ — прим.ред.) с каждым годом популярность особых экономических режимов на Дальнем Востоке растет: если в 2016 году статус резидентов ТОР и СПВ получили 229 компаний, то к концу 2017 года – уже в три раза больше.
Мы берем на себя обязательство довести все эти проекты до стадии функционирующего бизнеса. Уже сейчас новые предприятия создаются на всем Дальнем Востоке – от Чукотки до Приморья, от Камчатки до Якутии. Для нас важна успешная реализация всех заявленных проектов, вне зависимости от сектора экономики, отраслевой принадлежности или же суммы инвестиций. Любой резидент территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток вправе рассчитывать на равноценную поддержку и сопровождение со стороны Корпорации", — говорит Денис Тихонов, генеральный директор АО "КРДВ".
По его словам, на 2018 год Корпорация ставит себе еще более амбициозные планы – довести количество резидентов до 1130 и обеспечить реализацию 146-ти проектов. В том числе, за счет внедрения новых мер и механизмов поддержки.
В наших планах — расширение перечня оказываемых инвесторам услуг, разработка и внедрение новых механизмов поддержки бизнеса на Дальнем Востоке России: аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, таможенное сопровождение, коммунальные услуги и другое. В целях содействия реализации конкурентных преимуществ ведения бизнеса в ДФО, Корпорация выступила с инициативой создания товарного знака "Сделано в ТОР и СПВ", который должен стать узнаваемым локальным брендом расширенной линейки товаров и услуг резидентов ТОР и СПВ. Планируем запустить кабинет инвестора, – говорит Тихонов.
Замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков отмечает, что сегодня дальневосточные регионы конкурируют по условиям для ведения бизнеса с ведущими регионами стран АТР. По его словам, именно на практику "соседей" ориентируется министерство при выработке конкурентных преимуществ и мер поддержки. Эта работа не прекращается, а результаты очевидны.
"Мы стремимся к высокой эффективности использования бюджетных денег. Сегодня у нас, пожалуй, лучший мультипликатор использования бюджетных денег вообще в Российской Федерации. Сегодня по всем механизмам поддержки инвесторов на Дальнем Востоке фактический мультипликатор 1 к 10, то есть на один бюджетный рубль уже вложено инвесторами 10 рублей частных инвестиций. Напомню также, что Дальний Восток является абсолютным лидером по привлечению инвестиций на душу населения. По итогам 9 месяцев 2017 года на Дальний Восток приходится 26 процентов всех прямых иностранных инвестиций, привлеченных в России", – говорит замглавы Минвостокразвития.