Юрий Никулин об Уссурийском цирке: Раз меня упомянули здесь, значит, я что-то значу

История брошенного здания государственного зрелищного комплекса – в материале ИА UssurMedia
Уссурийский цирк
Фото: предоставлено Виктором Худяковым

Уссурийский цирк был построен в далеких 50-х. Сначала это было деревянное строение, затем возвели капитальное здание государственного зрелищного комплекса. Впервые как артиста цирка Юрия Никулина заметили именно в Уссурийске, который в то время назывался Ворошилов. "Раз меня упомянули, значит, я что-то значу" — решил великий клоун на взлете своей цирковой карьеры. Но, к сожалению, судьба самого Уссурийского зрелищного комплекса оборвалась после того, как здание признали аварийным. На возрождение культурного достояния провинциального городка не нашлось средств. После долгих поисков финансов, нескончаемых переговоров и надежд, руководство Росгосцирка решило, что Уссурийский цирк убыточный и восстановлению не подлежит. Подробнее об истории цирка – в материале ИА UssurMedia.


Уссурийский цирк сегодня. Фото: Юлия Гарибян, ИА UssurMedia

С начала XX века, когда Уссурийск назывался Никольск-Уссурийском, в город заезжали гастролирующие актеры и показывали свои выступления в деревянном цирке. Это строение было возведено в 50-х годах и просуществовало десять лет.

Справка: Уссурийск был основан в 1866 году как село Никольское, с 1898 года оно преобразовано в город Никольск-Уссурийский. 20 февраля 1935 года город был переименован в Ворошилов, 29 ноября 1957 года название города было изменено еще раз, с этого времени он называется Уссурийском.


Деревянный цирк. Фото: предоставлено Виктором Худяковым

Вспоминает цирк, тогда еще Ворошиловский, известный и любимый всеми Юрий Никулин в своих мемуарах "Почти серьезно…" На Дальнем Востоке он гастролировал совместно с известным клоуном Карандашом.

Aвгуст 1949 года:

"Из Владивостока мы переехали в тихий, спокойный городок Ворошилов, где проработали три недели. Именно в этом городе в местной газете я впервые в жизни прочел похвальный отзыв с упоминанием своей фамилии. Заметку я вырезал.

Номер "Комбинат бытового обслуживания" Карандаш с успехом исполняет с артистами Никулиными". Так написал местный журналист, непонятно почему озаглавив свою корреспонденцию о цирке "На экране Карандаш.

Мне, делающему первые шаги в цирке, было приятно увидеть свою фамилию, хотя и во множественном числе. Раз меня упомянули, значит, я что-то значу. Для молодого артиста впервые прочитать о себе большое событие…

Обедали обычно в столовых, завтракали и ужинали дома – в гостиничном номере или на кухне хозяев квартиры, которую нам снимал цирк…

В Ворошилове произошел случай, который прибавил несколько седых волос к моей уже начинающей седеть шевелюре. За час до спектакля, загримировавшись, я пошел за кулисы заряжать хлопушками "Автокомбинат". Таких хлопушек было три – две слабые и одна с сильным зарядом (ее мы метили красным гримом и между собой называли "атомной"). Привязал я слабые хлопушки внутри комбината, вылезаю и вдруг обнаруживаю, что "атомная", которую я только что положил на бочку, исчезла.

Глянул по сторонам – и обомлел: стоит неподалеку трехлетний малыш, сын вахтера, и собирается нашу "атомную" попробовать на вкус. Видимо, он принял ее за конфетку. А ведь стоит зубами или руками надавить на середину, и произойдет взрыв такой силы, что может покалечить человека. От звука взрывающейся хлопушки вздрагивает зрительный зал. В оцепенении смотрел я, как кроха все ближе и ближе подносит хлопушку ко рту.

Что делать? Как спасти ребенка? Неожиданно для самого себя я запрыгал на корточках перед карапузом и хриплым, противным – во рту все у меня пересохло,– срывающимся голосом запел:

–Тю-тю-тю... тютю...

Малыш заинтересовался прыгающим клоуном и, медленно опуская руку с хлопушкой вниз, явно ожидал какого-нибудь фокуса от поющего на корточках дяди. И дядя "сделал фокус".

Продолжая петь, я подобрался к мальчику, осторожно взял из его рук хлопушку (боялся схватить сильно – может разорваться), после чего дал ему приличную затрещину. Ребенок, заорав, упал. На его крик прибежал отец и начал орать на меня. А я стоял обмякший, не способный сказать и слова. Весь спектакль меня продолжало трясти…"