16 мая 2017. Это здание в начале XX века газета "Приамурские ведомости" назвала самым красивым в Никольском. Здесь бывал с визитом приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков. Здесь учили крестьянских детей, фельдшеров и акушеров, пионеров и спортсменов. Проект Уссурийского городского музея "Истории за чаем" в субботу, 13 мая, собрал неравнодушных к истории горожан по поводу юбилея. Зданию, где сейчас выставлены музейные экспозиции, исполняется 120 лет. Хронику событий, связанных с судьбой здания нынешнего Уссурийского городского музея, воссоздала доцент кафедры исторического образования Школы педагогики ДВФУ Ольга Лынша. Сокращенную версию лекции кандидата исторических наук ИА UssurMedia предлагает своим читателям.
Село Никольское было основано в 1866 году в числе самых первых крестьянских поселений Южно-Уссурийского края. Оно стабильно развивалось экономически, чего не скажешь о социальной сфере. Первая школа в Никольском была открыта спустя 16 лет после его основания, что характерно и для других селений края. Ее рассматривали, как дополнительное бремя расходов для крестьянской общины.
Открытие памятной доски. Фото: из архива уссурийского городского краеведческого музея
Инициатором открытия школы в Никольском стал исправник Южно-Уссурийского округа Полиевкт Алексеевич Занадворов, и осенью 1882 года начался учебный год. Первой учительницей стала молодая двадцатилетняя Софья Херсонская. Ее успешные занятия с детьми убедили крестьян в пользе школы: число учеников доходило до 80 человек. Помещение не вмешало всех желающих. Тогда учительница организовала занятия в две смены: с одними она занималась до обеда, с другими – после. Обучение в школе велось бесплатно. Так прошел первый год.
В 1883 году никольские крестьяне согласились с предложением Занадворова построить для начального училища специальное здание. Для этого по приговору сельского общества все мужское население обкладывалось душевым сбором. Школу решили выстроить в центре села, рядом с церковью. Спустя год, 14 сентября 1884 года новое здание было освящено, и в нем начались занятия. Занадворов тогда предполагал, что отстроенный дом прослужит года три. Затем его передадут общественному правлению, а для школы построят новое здание, "удовлетворяющее всем требованиям современного школьного дела". Но его прогноз не оправдался. И через 10 лет школьники по-прежнему приходили на церковную площадь.
"Наружный вид школьного здания располагает в свою пользу. Дом опрятен, выкрашен. Но у школы нет чистого просторного двора, где бы дети могли порезвиться во время перемен. […] Школа тесна. […] Ученики (числом до 100) сидят, тесно прижавшись друг к дружке. Никаких стенных пособий при школе не имеется: ни географических карт, ни прочего, глобуса нет", — писала газета Владивосток в 1899 году.
Школа в Никольском. Фото: из архивов Ольги Лынша
В память о короновании Николая II жители села Никольского постановили на сельском сходе построить каменную школу и при ней помещение для библиотеки и народных чтений. Местный священник Мичурин, исполнявший обязанности епархиального наблюдателя церковно-приходских школ Южно-Уссурийского края, организовал сбор денег для возведения здания. Вклад в строительство новой школы внесли не столько крестьяне, сколько купечество, причем владивостокское. Проект школьного здания составил, скорее всего, военный инженер Жигалковский, известный в дальнейшем строитель Владивостокской крепости.
Просторное кирпичное здание школы возвели рядом со старым, на церковной площади. К началу 1897-1898 учебного года стройка завершилась. Здание было выстроено в русском стиле, в традициях московско-ярославского зодчества XVII века. Внешний вид учебного заведения стал украшением Никольского на долгие годы.
Никольский священник Мичурин, как епархиальный наблюдатель, прилагал все усилия, чтобы сельские школы края стали церковно-приходскими и, конечно, в первую очередь это касалось Никольской школы. В 1898 году сельская школа преобразовалась в одноклассное церковно-приходское училище. В этом же году село Никольское стало городом Никольск-Уссурийский.
Никольское праздничное увеселение. Фото: из архивов Ольги Лынша
Газета "Приамурские ведомости" в 1900 году написала, что в школе побывал приамурский генерал-губернатор Николай Гродеков. В книге почетных посетителей он оставил запись: "Посещение Никольской школы доставило мне истинное удовольствие". Там же, в "Приамурских новостях", известный в крае общественный деятель Сильницкий разместил пространную статью.
"Никольск-Уссурийская школа, находясь в самом центре города, располагалась в каменном здании, оригинальной архитектуры", — говорилось в ней. – "В конце XIX века, когда Никольское еще было селом, оно являлось самым красивым зданием. […] Школьники, мальчики и девочки численностью в 356 душ, размещены в пяти классных комнатах, обставленных классной мебелью, отвечающей требованиям гигиены и удобства. На стенах портреты особ императорской фамилии и картины из отечественной истории, иллюстрирующие наиболее дорогие русскому сердцу ее моменты; хорошие классные доски, губки, мел, завернутый в бумажку, стоячие счеты, глобусы, географические карты. Школьники сидят просторно, и никто никому не мешает. […] Вопросы учителей разумны, ответы школьников бойки, толковы".
С 1897 года школа ежегодно выпускала около 50 мальчиков и девочек со свидетельствами, дающими права и льготы по образованию.
Ученики Никольской школы. Фото: из архивов Ольги Лынша
Поскольку обучение в школе было бесплатным, деньги на содержание училища давало городское самоуправление. Эта сумма почти не менялась с начала века: всего из городского бюджета выделялось 3,2 тысячи рублей в год. С них пяти учительницам выплачивали по 500 рублей каждой, а духовенство учило детей Закону Божьему безвозмездно. Сторожу платили 300 рублей, и 400 рублей шло на ремонт. Епархиальный училищный совет давал небольшие гроши — 250 рублей в год. Школа отапливалась, освещалась и даже снабжалась учебными пособиями доброхотными деятелями, среди которых первое место занимал "Торговый дом Пьянков с братьями".
Февральская революция поставила точку в многолетнем споре между ведомством православного вероисповедания и министерством народного образования о том, кому должны принадлежать начальные школы. Летом 1917 года Временное правительство приняло решение о передаче церковно-приходских школ министерству народного просвещения, и уже с осени соборная церковно-приходская школа стала именоваться городским начальным училищем.
После установления советской власти в Приморье, в здании по улице Краснознаменной, 80, до августа 1948 года располагалась фельдшерско-акушерская школа. Затем открылась начальная школа №21.
Здание на Краснознаменной, 80, в советское время. Фото: из архивов Ольги Лынша
"После фельдшерско-акушерской школы никакой материальной базы для вновь организованной школы не было", — писала газета "Коммунар" 30 ноября 1955 года. – "Стояло только само здание с побитыми окнами и поломанными дверями. Двор не был огорожен, стояли лужи, рос бурьян. Был проведен капитальный ремонт здания. Фасад здания выкрашен в два тона. Произведена перепланировка внутренних стен, и теперь школа имеет 5 классных комнат, учительскую, зал-фойе. Произведена планировка двора, где на 40 см поднят грунт и теперь грязи во дворе нет. Весь двор огорожен изгородью. Посреди двора поставлена скульптура И.В. Сталина, вокруг которой разбиты цветочные клумбы. В 1954 году закончено в школе центральное отопление. Первоначальное деревянное здание вынуждено было уступить свое место под четыре квартиры для учителей и технических работников".
Школа №21 просуществовала до 1970 года. После здесь был устроен городской Дом работников просвещения, а в начале 90-х годов в здании устроили детскую спортивную школу. Через несколько лет было принято решение открыть городской музей. Деревянное здание постройки 1884 года во время реконструкции было снесено, а в кирпичном в 1999 году был открыт городской музей.
Уссурийский музей. Фото: из архивов Ольги Лынша
Напомним, что следующие "Истории за чаем" пройдут в Уссурийском музее 27 мая в 12.00. С рассказом о взаимоотношениях тигра и человека выступит кандидат биологических наук Виктория Бисикалова.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
У истоков бизнеса: уссурийские купцы торговлю вели и город поднимали
От лучшего парка РСФСР до места, где страшно гулять: уссурийская "Зеленка" отметила юбилей