7 января 2017. Завершается 2016 год, и мы снова подводим итоги и вспоминаем самые значимые события в жизни приморских автомобилистов. Прежде чем приступить к тексту, у автора этих строк –автолюбителя с более чем 10-летним стажем – сложилось впечатление, что год был беден на события, что все важное случилось в прошлом году, а сейчас и вспомнить нечего. Но если полистать ленту PrimaMedia за год, можно найти несколько значимых событий, о которых теперь хочется напомнить. Предлагаем читателям порыться в прошлом вместе с нами. Для того и Новый год, чтобы оглянуться на прошлое и подготовиться к будущему.
Первое нововведение датируется уже 1-м января. Мы несколько лет ждали этой даты, с тех самых пор, как администрация края объявила контракт на установку более 90 камер автоматической фиксации нарушений более чем на 60 рубежах на краевых и федеральных трассах Приморья. Вся эта сеть камер, на которую потратили несколько сотен миллионов рублей, должна была заработать с 1 января и начать нещадно штрафовать лихачей. Первые стационарные камеры появились в Приморье в августе 2014-го – на Золотом мосту. И продолжали появляться в разных местах вплоть до начала 2016-го, когда вся сеть должна была окончательно накрыть дороги.
Произошло ли это? И да, и нет. Во всяком случае, журналистам РИА PrimaMedia на сегодняшний момент доподлинно не известно, все ли камеры введены в эксплуатацию и выполняют свою функцию. Или некоторые из них до сих пор пугают только своим видом (что тоже эффективно, кстати). Более того, в 2016-м некоторые ранее установленные камеры, например, на пригородной трассе Владивостока от Зари до аэропорта, или на трассе в сторону Находки, просто исчезли со своих штатных мест. Как пояснили в курирующем этот вопрос департаменте администрации края, приборам, оказывается, периодически нужно "исчезать" на техническое обслуживание! Как часто, почему это обслуживание длится месяцами, почему оно понадобилось почти сразу после установки – вопросы так и остались без ответа.
Но кое-какие цифры мы недавно услышали и приводим их дословно: "За два года, с 22 августа 2014 года, автоматизированными системами зафиксировано почти 320 тысяч нарушений ПДД на сумму более 185 млн рублей. Более 113 млн рублей взысканных средств перечислено в бюджет Приморского края", – сообщила и.о. директора департамента по координации правоохранительной деятельности Светлана Глухих. Более 100 млн заработали. А ведь только установка всех этих камер стоила около 400 млн. Скоро ли окупится? Впрочем, снижение аварийности важнее, спорить не будем.
В конце февраля Приморье прогремело на всю страну. Возле села Новолитовск на трассе Владивосток – Находка прямо под колесами автомобилей обрушилось несколько пролетов моста через реку Литовку. Очевидец этого происшествия, водитель груженого углем самосвала, описывал момент обрушения как эпизод фильма-катастрофы: асфальт начал буквально уходить из-под колес, пришлось резко надавить на газ, и грузовик чудом выскочил на берег. Можно только представить, что почувствовали водитель и пассажир иномарки, сотрудник ГИБДД и его супруга, чей автомобиль рухнул вместе с пролетом моста. К счастью, они не пострадали во время падения.
Сейчас уже трудно вспомнить, какое огромное значение имело происшествие для региона в первой половине года, потому что в сентябре случился "Лайонрок", и все поняли, что бывает в разы хуже. И все-таки напомним: объездную насыпь через Литовку сделали очень быстро – еще бы, как-никак, трасса между двумя крупнейшими портами Приморья. А вскоре военные установили временный разборный мост. Но приморцы успели настрадаться: сначала пересекали холодную реку вброд, потом устраивали переправу по льду, автомобилисты устраивали объезд по полям вокруг Новолитовска, были вынуждены делать крюк в десятки, а для кого и сотни километров, осваивая объезд через Партизанск. Эта самая дорога через Новую Москву и Партизанск приняла на себя всю тяжесть грузоперевозок в самый уязвимый момент – весной, когда разбить дорогу проще всего. И ее разбили, превратив в полосу препятствий. А когда дорожники бросили на нее все силы, ямы-воронки стали появляться и на других направлениях.
После обрушения Литовского моста власти провели ревизию, и оказалось, что в Приморье более 1600 только краевого значения. Почти все они построены в 50-60-х годах прошлого века, большинство из них не ремонтировались по 30 лет, 139 признаны аварийными. На решение этой проблемы нужны миллиарды. Тем временем, в крае начался настоящий #мостопад. И завершился он обрушившимся на край в начале сентября тайфуном, который смыл все, что плохо держалось.
Однако мост через Литовку до сих пор остается самым заметным "шрамом" на теле приморских дорог.
На самом-то деле тайфун "Лайонрок" прошел мимо Приморья, лишь задев его. Но дальше случилось то, что синоптики признали "самым разрушительным наводнением за всю историю метеонаблюдений". Приморье тонуло и раньше, но в сентябре 2016 года происходящее было признано ЧС федерального масштаба. Километры дорог и мостов, тысячи домов оказались затопленными и смытыми. Несколько районов надолго остались без транспортного сообщения и без мобильной связи. Несколько сел затопило полностью.
Смытая трасса под Дальнегорском. Фото: Дмитрий Коваленко для РИА PrimaMedia
Можно назвать чудом тот факт, что во время наводнения непосредственно от него погиб всего один человек. Но кто! Глава МЧС Приморья 45-летний Олег Федюра… 2 сентября он с группой спасателей направлялся спасать людей в Уборку, где подтопило около 400 домов. "КамАЗ", в котором находились сам полковник и еще восемь спасателей, пересекал брод, но его унесло течением. Согласно официальной версии, начальник главка до последнего спасал весь личный состав, но сам выбраться не смог. Олег Федюра награжден орденом Мужества посмертно.
Но если большого количества жертв удалось избежать, то для дорог последствия наводнения были действительно катастрофические. Где раньше были дороги, появились "каньоны". Где были мосты, появились "частоколы" опор. Чтобы хотя бы частично представить масштаб разрушения, можно взглянуть на один из видеороликов, снятых с помощью квадрокоптера в Тернейском районе. На видео – то, что осталось от дороги между Тернеем и Пластуном, двумя крупнейшими населенными пунктами района.
В уходящем году дорожникам и чиновникам нечасто приходилось торжественно разрезать красные ленты. Вспоминается только одно торжественное открытие, но зато очень значимое для приморцев: 23 августа 2016 года открыто движение по объездной трассе вокруг Артема. Теперь объезжать артемовские пробки и светофоры через Заводской и Суражевку не обязательно. Новая бетонная дорога ведет от аэропорта до поселка Артемовский, а дальше можно ехать хоть в Находку, хоть во Владивосток по шаморовской трассе, хоть в игорную зону.