Майор спецназа из Уссурийска: Разведгруппа без связи слепа и глуха

Подготовка связистов, боевые выходы и гибель товарищей – интервью с боевым офицером
Игорь Егоров (в центре). Фото из личного архива
Фото:
 

Уссурийск, 24 октября, UssurMedia. Начав службу в Уссурийске и отдав 25 лет жизни службе в 14 ОБрСпН ГРУ ГШ ВС РФ, связист-спецназовец Игорь Егоров теперь готовит будущую элиту Вооруженных сил. Он - воспитатель 1 роты Уссурийского военного суворовского училища. Накануне Дня частей и соединений специального назначения юнкор-суворовец Артем Пивоваров побеседовал с офицером и расспросил, какие боевые задачи выполняла бригада, приходилось ли терять на войне товарищей, какими качествами должны обладать бойцы спецподразделений.


Игорь Егоров с суворовцами
Фото: суворовец Роман Бородин



- Игорь Николаевич, как вы попали в спецназ?

- В 1990 году закончил высшее командное училище связи в Ульяновске и меня распределили на Дальний Восток. В штабе округа ко мне подошел человек в форме с эмблемами ВДВ и спросил:
- Ты связист?
- Да.
- Как у тебя обстоят дела со спортом?
- Отлично.
- С парашютом прыгал?
- Нет.

Через 10 минут меня вызвал начальник отдела кадров штаба округа и сообщил, что меня направляют в войсковую часть в Уссурийск. Так я попал в 14 отдельную бригаду специального назначения ГРУ ГШ ВС РФ.

Справка: 14-я отдельная бригада специального назначения ГРУ ГШ ВС РФ сформирована 1 января 1963 года в Уссурийске на базе 77-го отдельного разведывательного батальона. Бригада принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан, участвовала в первой и второй чеченских кампаниях, в контр-террористических операциях в Республике Ингушетия. В июне 2012 года бригада переведена к новому месту дислокации в Хабаровске.

- Почему вы выбрали военный вуз? В вашей семье есть военнослужащие?

- Нет, я первый. Мой отец хотел, чтобы я стал военным. Это было и моим желанием, и я всячески к этому готовился – хорошо учился, занимался спортом. Очень увлекался радиотехникой. Уже в школе паял приемники, делал светомузыку. Поэтому выбор пал на военное училище связи.


Игорь Егоров
Фото: суворовец Роман Бородин



- Какие задачи выполняла ваша бригада?

- Бригады специального назначения создавались как мобильные эффективные средства уничтожения систем ядерного оружия, как инструмент для проведения разведывательных и специальных мероприятий в тылу противника. Спецназ – один из самых воюющих и востребованных в горячих точках авангардов нашей армии. Одна из главных задач подготовить солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, способных профессионально защитить государственные интересы нашей страны.

В бригаде я был командиром взвода связи. Готовил радистов-разведчиков, обучал азбуке Морзе, правилам радиосвязи, проводил радиотренировки.

- Что было сложным в подготовке радистов?

- Наверное, самое сложное было убедить служить во взводе связи. Все непременно хотели быть разведчиками. А ведь связист должен быть еще на порядок умнее, выносливее, внимательнее, иметь аналитический склад ума. Важность радистов трудно переоценить. Разведгруппа без связи слепа и глуха.

 - У вас три командировки в Чечню. Какие задачи вы там выполняли?

- В первую командировку я был начальником штаба отряда. Мы планировали операции, отправляли и встречали с заданий наши группы. Бандитские группировки прятались в лесу, но время от времени им нужно было пополнять запасы продовольствия, воды, медикаментов, и они под покровом ночи заходили в села. Нашей задачей было скрытно подойти к населенному пункту, занять позицию и выжидать. А потом уничтожать группы боевиков, показавшихся из леса.

- Но ведь это нужно сделать бесшумно. Каким оружием пользовались?

- Автомат Калашников, оснащенный приспособлением для бесшумной и беспламенной стрельбы.

- Бывало так, что наши группы обнаруживал противник?

- Помню 15 января 2000 год, район села Сержень-Юрт. Для поисково-разведывательных действий, выдвинулся наш разведотряд (около 40 человек), незаметно миновал посты боевиков, но в час ночи прямо на наших ребят вышла дозорная группа противника. Они тут же открыли огонь. Почти сразу был убит наш радист рядовой Сергей Дюндин. Одним из первых открыл стрельбу по противнику старший сержант Евгений Строкач, тем самым вызвав ответный огонь на себя. Боевики были уничтожены, но автоматной очередью был сражен и сам боец. Рядом на сопке находились позиции бандитов, оттуда тоже началась стрельба по разведчикам. По радиоперехватам было слышно, что противник подтягивает подкрепление. А по данным разведки в том районе базировалось около тысячи боевиков. Бой продолжался до пяти  часов утра. В условиях ограниченной видимости к месту сбора отряда не вышел разведчик рядовой Виктор Богданов. С рассветом туда был направлен наш БТР, который оказал огневую поддержку, забрал раненых и убитых. Начались поиски пропавшего солдата. Позже стало известно, что разведчик попал в плен. С боевиками удалось договориться на обмен. Но вскоре они сообщили, что пленный погиб и они готовы передать его останки. Вернули лишь ногу в сапоге и свитер спецназовца, объяснив, что в помещение, где содержался пленный, при обстреле попал снаряд.

- Вам часто приходилось терять товарищей?

- К сожалению, на войне такие ситуации неизбежны. 7 февраля 2002 года группа под командованием старшего сержанта Александра Нехорошева получила боевую задачу на поиск пропавшего вертолета. Вертолет МИ-8 с поисково-спасательной группой взлетел с аэродрома Ханкала. Когда вертолет поднялся на высоту 50 метров, он неожиданно начал беспорядочно вращаться, машина рухнула на землю и взорвалась буквально на наших глазах. Спастись разведчикам не удалось. Отмечу, что, пережив смерть товарищей, солдаты становились намного серьезнее, ответственней, сплоченней.

- Находясь на войне, вам было страшно?

- Конечно. Но я понимал, вокруг такие же люди и им тоже страшно. А когда нас много, и мы вместе, страх отступает.

- Какими качествами должен обладать спецназовец?

- Он должен быть решительным, смелым, хитрым, дерзким, терпеливым, должен уметь анализировать и только потом действовать. Среди физических качеств на первом месте стоит выносливость. Ведь выполнение практически любой боевой задачи требует от разведчиков совершения марш?броска протяженностью до 30?50 км. Если же объект удалось уничтожить, то уходить от преследования требуется только бегом, не менее чем 10?15 км в максимальном темпе, не прекращая при этом работать головой, чтобы «переиграть» противника. Радист, например, для проведения сеанса связи должен удалиться от группы на расстояние 3-5 км, а вернувшись, вместе с группой отойти на безопасное расстояние от прежней стоянки. При этом он несет радиостанцию - 6 кг, два комплекта аккумуляторов – 12 кг, автомат. Так что слабым в спецназе не место.

- Вам приходилось встречаться с иностранными «коллегами»?

- Лично мне нет. Но я помню, в 1997 году 12 «срочников» из нашей бригады по приглашению американской стороны посетили десантную часть в Анкоридже (США, штат Аляска). Там их встретили мускулистые матерые контрактники. Большинство наших ребят едва доходили им до плеча. Каково же было изумление американских десантников, когда наши парни обошли их в беге, стрельбе, на полосе препятствий.

- Совсем недавно 20 октября отмечался День военного связиста, 24 октября – день подразделений специального назначения. Какой праздник для вас важнее?

- Я имею прямое отношение к обеим датам. 2 августа – День ВДВ - тоже чту. Но все же, главным для меня является День образования войск специального назначения. Всем спецназовцам в их профессиональный праздник желаю неизменной удачи. Пусть каждое задание будет вам по плечу, а от неурядиц и промахов бережет ангел хранитель и плечо товарища. Пусть все добро, которое вы совершите на службе, вдвойне вернется вам дома.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Офицер-десантник из Уссурийска: Гвардейцами «вдруг» не оказываются

Герой России Виталий Бабаков: Надо восстанавливать преемственность поколений

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость