От костюмерного цеха до мастера сцены: актриса уссурийского драмтеатра отметила юбилей

Наталья Остаченова рассказала о своей творческой карьере, необычных ролях и жизненном девизе
Наталья Остаченова (слева) в спектакле "Беда от нежного сердца".
Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской
Уссурийск, 25 августа, UssurMedia. Актриса уссурийского театра драмы имени В.Ф. Комиссаржевской, мастер сцены Наталья Остаченова сегодня, 25 августа, отмечает свой юбилей. Впервые работать в родной театр Наталья пришла в далеком 1974 году, в костюмерный цех, простой одевальщицей. За эти годы случилось немало: хотела уйти в медицину, пробовать себя в качестве педагога, но все-таки вернулась в театр. В преддверии юбилея Наталья Остаченова рассказала руководителю литературно-драматической части Наталье Белошенко о своей творческой карьере, необычных ролях и жизненном девизе: «Вперед и выше!». ИА UssurMedia в сокращении публикует текст интервью с актрисой.

Для мастера сцены, актрисы Натальи Остаченовой путь в театр пролегал через костюмерный цех. Именно сюда она устроилась работать сразу после школы простой одевальщицей. Ее всегда интересовали красивые, пышные костюмы прежних эпох, но на практике оказалось, что обращаться с ними совсем нелегко.

– Тогда в костюмерном цехе работали Майя Павловна Бойко, Елена Викторовна Шишова, – вспоминает Наталья Остаченова. – Я начинала работать вместе с ними. Помню, как гладила нижние юбки. Это большое, трудоемкое дело, но необходимое: платье «стоит» только тогда, когда нижняя юбка отглажена вся как следует. Изучая тонкости ремесла, я получила очень много важных знаний, в том числе и понятие о театре. Я вообще люблю все изучать «с обратной стороны», собрать как можно больше внутренней информации, а потом уже использовать ее в работе.


Наталья Остаченова
Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской



Чувство стиля, знание эпохи, умение носить костюм, чувствовать себя в нем свободно, чтобы неловкость не мешала непосредственно творчеству, – эти качества Наталья Остаченова и сейчас считает одними из необходимых качеств для актрисы.

– Когда-то, еще будучи школьницей, я пришла в наш театр на спектакль «Сирано де Бержерак». Очень хороший спектакль! Но тогда я ушла после первого акта, потому что меня неприятно поразила современная обувь под старинными платьями. Казалось бы, мелочь, – но я-то ее видела, и она мне портила все впечатление!  На сцене важно все: обувь, правильное платье, правильная нижняя юбка, аксессуары, умение их носить. Современная молодежь не придает этому должного значения, к сожалению.

– Наталья Вениаминовна, когда вы пришли работать в костюмерный цех, вы знали, что станете актрисой? Мечтали ли вы об этом?

– Ну, во-первых, мечтала я стать режиссером, а не актрисой. В том, что я уже актриса, была с детства уверена. А вот профессия режиссера казалась намного интереснее. Был в то время у нас в театре такой режиссер – яркий, талантливый Валентин Шубин. Он ставил масштабные спектакли, «полотна», особенно любил Булгакова – в семидесятые-то годы! Поставил пьесу «Иван Васильевич» еще до того, как вышел фильм Гайдая. А спектакль «Бег» был просто шикарный. Под его влиянием я и решила стать режиссером: пришла в театр, отработала здесь два года – это было необходимое условие для поступления в институт. С режиссурой, правда, в итоге не сложилось... Но по поводу того, что мое призвание – это театр, на тот момент никаких сомнений у меня не было.

– А что, сомнения все-таки возникали?

– Это уже было потом, позже, некий внутренний бунт. Пару раз пыталась уходить, заниматься чем-то другим. Один раз думала уйти в медицину, в фармакологию. В другой раз решила попробовать себя в качестве педагога: преподавала историю культуры в училище №45, и там же вела театральную студию. И хотя все шло хорошо, я почувствовала, что педагогика – это тоже призвание, но только не мое. Вот моя мама была педагогом по призванию. А меня театр призвал к себе – и держит, не отпускает.

– Мне кажется, что театр собирает и объединяет людей, которые могут реализовать себя только здесь, вы с этим согласны?

– Совершенно верно. И даже не потому, что мы здесь занимаемся творчеством, а где-то там еще не творчество, дело не в этом. Как говорят, все люди талантливы, и каждый может найти для себя ту область, в которой он талантлив, в которой он может творить. Просто это совсем другое поле деятельности.


Наталья Остаченова в спектакле "Очень простая история"
Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской



Как дипломированный культуролог, Наталья Вениаминовна отмечает уверенное развитие уссурийского театра: «Сравниваю тот театр и теперешний — это небо и земля. У нас бывали взлеты, особенно если приходил интересный режиссер, он мог взбаламутить нашу трясину, но в целом театр был достаточно провинциальный. И тот процесс, который происходит сейчас, можно назвать «форсаж». Нынешний директор, Игорь Селезнев, поднимает театр на новую высоту — поверьте, мне есть с чем сравнивать».


Наталья Остаченова в спектакле "Двенадцать месяцев"
Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской



За время служения сцене сыграно около сотни ролей, и среди них, по словам актрисы, нет нелюбимых:

– Я все свои роли люблю. Как я могу не любить роль, если я ее играю? Даже маленькую роль можно сделать хорошо: известная фраза: «нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». Для меня важен сам процесс, важно играть, быть на сцене. У актера это жизненная потребность, – отмечает Наталья Остаченова.

– Какие роли вам больше нравятся — те, которые вам «по нутру», или на сопротивление, на преодоление?

– В первую очередь, это качество материала, драматургии. Во-вторых, ценю сложность роли самой по себе. Когда уж «прямо на меня», когда ничего совсем не надо делать, это скучно. А так я в любой роли нахожу свои преимущества. Дело в том, что я использую в работе разные методы: если роль «по нутру», то ее можно еще углубить, работаю по методу Станиславского. А если роль сложная, например, характерная, и в ней нет ничего мне близкого, то использую метод Михаила Чехова.

– Можете назвать роль, которая запомнилась необычной задачей?

– Необычных задач быть не может. Ведь для твоего персонажа они обычны. Но были роли, которые приходилось разгадывать, логически объяснять, задумываться, почему этот персонаж ведет себя так. Я играла Шарлотту в «Вишневом саде» у Сергея Пацаля. Вот это была необычная роль: она такая клоунесса, с трагической судьбой, и появляется в пьесе как проходной персонаж. Вообще у Чехова такая драматургия, нужно много копать. Он все дает, но ничего не объясняет. И когда я искала подход к этой роли, вот это было очень интересно. Когда «Вишневый сад» ставил Станиславский, он обработал пьесу «под себя». И сократил ее, кое-что повыкидывал, а черновой вариант оказался более понятным, Пацаль его взял, и получилась объемная роль, со своей судьбой. В 80-е годы была «Ловушка» Робера Тома, известная пьеса, шла по всей стране. Мы ее ставили в стиле французской комедии, с гэгами, сами их придумывали. Это и запомнилось, и в итоге очень смешной получился спектакль, да еще и с детективной интригой. Глубокую борозду в моей душе оставил ввод в роль Сальери, «Пир во время чумы» Михаила Руденко. И я осознала, играя эту роль, что спектакль не выдерживает глубины материала, его форма не соответствует уровню текста Пушкина. И, конечно, всю жизнь буду помнить, как я играла бабулю столетнюю в спектакле «Генералы в юбках», а мне было от силы лет тридцать. Когда я выходила на поклон, зрители даже не могли сопоставить, кого я играла.


Наталья Остаченова в спектакле "Мамочки"
Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской



Похоже, именно это и нравится Наталье Остаченовой больше всего: превращаться, трансформироваться в кого угодно и даже во что угодно — например, в спектакле «Очень простая история» она играет лошадь по имени Сестричка. Ее героини вызывают у зрителя широкую гамму чувств: озорные выходки старушки Флоренс Снайдер в «Примадоннах» – волну хохота, трагичная судьба Младшенькой в «Мамочках» – приливы слез сопереживания. А еще Наталья Вениаминовна любит наблюдать и собирать впечатления, особенно говор, диалекты.

– Эта работа идет в актере постоянно, параллельно. Театр забирает человека целиком, но замыкаться в нем нельзя. Надо выходить, общаться с людьми, ходить по улицам. Надо, чтобы существовала твоя собственная личность, надо постоянно обогащать ее впечатлениями, – это и есть пища для будущих ролей. А вот смотреть на чье-то творчество по телевизору лучше не надо. Это другие, чужие творения, зачем на них смотреть? Ищите настоящую жизнь, впитывайте ее. У нас публика – люди сегодняшние, и с ними нужно говорить на одном языке, точнее, находиться на одной волне, одинаковой вибрации.

– Это и есть ваш жизненный девиз?

– Девиз у меня «Вперед и выше»! И только так: если остановиться, упадешь. Мы творим иллюзию, и самое ужасное, что жертвуем этой иллюзии свою настоящую жизнь. Но это единственный путь для творческой личности осуществить себя. Главное – не смешивать театр и жизнь, уметь переключаться, и в жизни ни в коем случае не играть.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Каждый спектакль уссурийского драмтеатра – это новые творческие решения

Невидимые создатели театрального антуража – экскурсия в уссурийском театре драмы

«Ангел-хранитель», первые спектакли и новые победы: 79 сезонов в уссурийском театре драмы

 

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость