UssurMedia, 26 ноября. Жительница Уссурийска Анастасия Добрынина — молодая мама трех дочек и человек, который готов вдохновлять своим примером. Ее время проводится между работой, детским садом и школой, кружками, репетициями и попытками просто побыть вместе. Накануне Дня матери мы поговорили с Анастасией о больших семьях, маминых страхах, роли отца в воспитании и о том, почему материнство — это не испытание, а чудо, которое не нужно торопить.
— Расскажите о своих детях. Как их зовут, сколько им лет? Какие они по характеру? Все похожи или разные?
— У нас старшая дочь Дарья. Ей 13 лет, и по характеру, как я всегда говорю, это "папа №2". Спокойная, уравновешенная. В семье мы говорим: мама — огонь, папа — вода. Папа спокойный, всех успокаивает, говорит, что все хорошо. Дарья вот такая же спокойная и послушная. Когда я что-то скажу, она прислушивается.
Анна — это совсем другое дело. Она настоящий бунтарь. Я её даже называю Анечка-бунтарёночек. Я сравниваю девочек по знакам зодиака, и у Анны — Петух и Скорпион. В ней всё сложилось, абсолютно! Она всё воспринимает очень близко к сердцу, переживает. Ей 8 лет, она во втором классе.
Семья Добрыниных. Фото: предоставлено семьей Добрыниных
А Ксения — это девочка огненная, с очень сильным характером. У неё свой стержень. Когда она говорит: "Я буду так!" — значит, будет именно так, без вариантов. Даже если старшая и средняя ещё как-то идут на компромисс, с Ксенией это невозможно. Ей 6 лет. Она очень улыбчивая, жизнерадостная, всё время что-то придумывает, какие-то авантюры.
Все три девочки абсолютно разные, но мы с мужем стараемся им внушать одно: неважно, что в жизни произойдет, но вы — самая главная опора друг для друга. Потом, когда вы создадите свои семьи, вырастите детей, вы поймёте, насколько это важно. Мы хотим, чтобы они были дружны и в будущем.
— Я вижу, вы очень молодая мама, и уже три дочки! Хотели, наверное, сына?
— Да, мы очень хотели сына! Но, как говорится, пока только дочки. Многие спрашивают, не пойдём ли мы за четвёртым ребёнком? Я всегда отвечаю: никогда не говори никогда.
— А в детстве вы о себе думали, что будет большая семья?
— Абсолютно нет, даже не задумывалась. Я не из многодетной семьи. В своё время мои родители немного недопоняли друг друга, они прошли свою школу жизни, причём в очень сложные времена. Работали оба, и как-то не сложилось им совместно прожить.
У меня один брат, в семье мужа тоже двое детей. Но мы с мужем всё время думали: хотим ли большую семью? И вот получилось.
Семья Добрыниных. Фото: предоставлено семьей Добрыниных
— Говорят, что с одним ребёнком сложнее, чем с двумя и больше?
— Совершенно верно. Потому что с одним ребёнком ты начинаешь с чрезмерной опеки. Упал — сразу к врачу, какая-то стерильность, страхи. А с несколькими детьми нужно давать им свободу. Свободу в действиях, свободу слова.
— А вы какая мама? Строгая, мягкая?
— (смеется) Я гиперзабочусь о детях! Как правильно подобрать слово? Когда мы куда-то идём, я говорю: сядьте, посидите тихонечко, девочки. Недавно мы были в парикмахерской, и парикмахер мне прямо сказала: "Вы знаете, я уже давно не видела таких мам, которые так наблюдают за своими детьми". Если где-то крошка упадёт, я тут как тут. Не знаю, правильно это или нет.
Но сейчас я понимаю: дети получают большую свободу слова, и они теряют грань между взрослыми, пожилыми, мамой, папой. Нельзя же воспитать ребёнка абсолютно идеальным, чтобы вышел "как надо". Дети впитывают что-то на улице, в школе, и дома нам нужно закреплять, объяснять, что так нельзя, что тут должно быть уважение.
Мне кто-то когда-то сказал: не существует школы семейного воспитания. Какие-то шишки вы все равно набьёте. И это правда.
— Чем они увлекаются?
— Старшая дочь поёт. Она занимается в образцовом детском ансамбле эстрадной песни "Ритмы сердца" у Анны Карелиной. Средняя дочь танцует в образцовом хореографическом ансамбле "Экспрессия" у Аллы Тузюк. Это такие замечательные руководители!
Семья Добрыниных. Фото: предоставлено семьей Добрыниных
Ксения пока только ходит на подготовку к школе. Она совсем недавно выразила желание заниматься вокалом, но по времени я пока не могу себе этого позволить. Может быть, позже.
— Когда вы выбираете кружки, муж участвует в решении или это вы с девочками?
— Нет, мы стараемся решать вместе. Даже когда покупали дом, у нас состоялся семейный совет. Многие родители говорят: мы переезжаем туда, и вы подстраиваетесь. А мы рассматривали варианты, слушали мнение девочек. Когда дети выбирали, чем заниматься — это было их желание. А мы здесь уже поддерживаем, как бы нам ни было сложно.
— Как проходит ваш день? Ранний подъём и...?
— Ранний подём, да. Спасибо мужу — он очень помогает. Дети потихоньку становятся самостоятельными. Старшая дочь уже научилась ездить на автобусах и передвигается по городу. Утром я везу их в школу, потом в садик, потом на работу.
Спасибо моему руководителю, Евгении Сергеевне Пинегиной — она всегда идёт мне навстречу. И коллеги поддерживают, говорят, что всё будет нормально. У нас даже есть девиз: "На следующий год будет легче". (смеется) Я весь год этим живу!
Когда у тебя кружки, репетиторы, ты начинаешь перестраивать день. Появляются дополнительные занятия — расписание меняется. Честно, многие мамы говорят, что они не могут работать, потому что нужно ездить с детьми. Это правда очень сложно.
Семья Добрыниных. Фото: предоставлено семьей Добрыниных
— Не думали ли вы когда-нибудь бросить работу и быть полностью мамой дома?
— Много раз думала! Но саморазвитие должно быть абсолютно. Когда мама выходит на работу, у неё совсем другие мысли, кругозор абсолютно другой. Речь становится другой, и ты начинаешь себя больше ценить.
Хотя я вам скажу честно: это дело личного выбора. Есть мамы, которые полностью отдаются себя домашним делам и детям, и они прекрасно реализуют себя. У меня просто так не получилось. По мне лучше работать.
— Вы говорите, муж во всём помогает. Какой его вклад в воспитание?
— Вот как сказать... (смеется) Это как огонь и вода, да? Он более рассудительный. Приходит домой — спрашивает: чем помочь? А я отвечаю: нет, сама справлюсь. Он говорит: не сама! Давай я помогу.
Ему не сложно вымыть полы, посуду, приготовить ужин. Спасибо технике, которая облегчает нам жизнь, но муж всё равно очень много делает по дому. Конечно, на мужчину идёт большая ответственность по заработкам. В нашей семье муж старается заработать побольше, чтобы дети видели этот мир, путешествовали.
— Бабушки, дедушки помогают?
— Помогают, особенно по выходным. Но мы хотим, чтобы дети были как можно более самостоятельными. Мне моя мама когда-то сказала: давайте-ка вы сами! И это оказалось большим плюсом. Когда ты надеешься только на себя, нервы срабатывают в нужном русле. Хотя, конечно, иногда нужна помощь — к примеру, дополнительный кружок или театральное занятие в среду. Тут уже без бабушек не обойтись.
— Что дает вам силы, когда тяжело?
— Природа. Когда мне совсем трудно, я стараюсь выехать на природу. Там я заряжаюсь энергией, люблю море. Спасибо моему папе, он привил мне любовь к морю, когда я была маленькой.
Семья Добрыниных. Фото: предоставлено семьей Добрыниных
— А есть ли у вас семейные традиции?
— Мы стараемся их сейчас создавать. Новый год — это абсолютно всегда праздник в доме. Именно поэтому мы и купили дом: у мужа была мечта о большой семье и большом доме. В будущем, когда девочки создадут свои семьи и у них будут собственные дети, мы будем собираться все вместе. Муж говорит: в доме будет баня, будут большие посиделки, ты будешь готовить пирожки. Боже мой, я ж буду тёщей! (смеется)
— Вы уже думаете о невестках и зятьях?
— Да! Думаю и про них. Это же будут наши люди.
— Сколько раз в день вы слышите слово "мама"?
— Очень много раз! Порой я говорю: вы ещё не успели понять, что вы хотите, а уже говорите "мама"!
— Что-то менялось в вашей жизни с рождением каждого ребёнка?
— Да, конечно. Это внутренние изменения — понимание того, что ты больше не принадлежишь себе. С годами становится легче, но это нужно пережить и принять.
Мне однажды посоветовали: "Настя, не беги, не гонись, чтобы они скорее выросли, чтобы всё быстро происходило. Потом ты будешь скучать". Я не верила! А сейчас, когда я вижу маленьких детей, думаю: почему я не умилялась этому? Почему я всегда куда-то бежала?
Я была такой мамой, что нужно куда-то спешить. А некоторые мамы просто спокойно сидят, пьют кофе с подругами, радуются жизни. Мне это не удавалось.
Нужно уметь радоваться каждому дню.
— Какой момент материнства для вас самый счастливый? Ради чего всё это стоило делать?
— Это момент, когда ты берёшь на руки своего ребёнка в первый раз. Внутри всё переполняется, это невозможно описать. Потом — первые шаги, первые слова "мама", "папа"...
Но огромная радость — это видеть, что твой ребёнок счастлив. Я плачу на концертах, на выступлениях в садиках, в школах. Когда видишь, что твой ребёнок счастлив — ты счастлива.