Купчиха Галя из Уссурийска: кто позировал художнику Кустодиеву 107 лет назад

История студентки мединститута, ставшей натурщицей для знаменитого полотна Купчиха за чаем
Репродукция картины "Купчиха за чаем" и этюда к ней в книге А.М. Туркова "Б.М. Кустодиев" (12+) серии "Жизнь в искусстве" (12+)
Фото: Александр Шепырев, ИА UssurMedia

UssurMedia, 30 июня. Глядя на картину Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем" (6+), жители Уссурийска могут даже не подозревать, что образ пышной дамы написан с их землячки. Для знаменитого полотна 107 лет назад художнику позировала студентка мединститута Галя Адеркас, которая, по мнению ученых, родилась в Никольск-Уссурийском. В дальнейшем натурщица состоялась как вокалистка, но после 1940 года ее след загадочным образом теряется. Подробности — в материале ИА UssurMedia.

Рождение "Купчихи…"

"Купчиху за чаем" 1918 года искусствоведы называют одним из наиболее значимых кустодиевских полотен послеоктябрьского периода. Софья Капланова в книге "Новое о Кустодиеве" (12+) пишет, что поза главной героини картины найдена еще в эскизе, однако в финальном варианте образ получился менее гротескным, чем в первоначальном. Иначе стало выглядеть застолье, на котором чаевничает особа в лиловом платье, и окружающее пространство.

"В картине меняется и композиция. На столе возник красивый сочный, разрезанный на аппетитные ломти арбуз, который заключает в себе мощный цветовой акцент первого плана. Появилась терраса дома в глубине, где происходит гротескно чинное чаепитие купеческой четы. Изменился пейзаж. Дерево слева и узорные дубовые листья теперь кулисно обрамляют героиню картины, как бы замыкая пространство вокруг нее", — описывает Софья Капланова путь от эскиза к законченному произведению.


Эскиз картины "Купчиха за чаем" Б. Кустодиева (репродукция, 6+). Фото: из книги С.Г. Каплановой "Новое о Кустодиеве" (12+)

Глядя на яства, от которых ломится стол на самой картине, стоит обратить внимание на обстоятельства, при которых создавалось полотно. По воспоминаниям дочери художника Ирины Борисовны (также опубликованы в работе "Новое о Кустодиеве"), в 1918 году в Петрограде, где на тот момент проживали Кустодиевы, начался голод. Сам живописец на тот момент был прикован к инвалидному креслу, но продолжал писать.

"Скудные пайки, отсутствие воды, дров. Мама ломом разрушает с другими жильцами стены деревянных домов, мы, дети, внизу помогаем таскать бревна, пилим, носим на четвертый этаж в бельевых корзинах. У нас живет домработница Аннушка. Дебелая, медлительная. Папа много раз ее рисовал и для „Купчихи с зеркалом" (6+), и для "Купчихи с покупками" (6+)", — вспоминала Ирина Кустодиева.

По понятным причинам, натурщицу для "Купчихи за чаем" Кустодиев нашел не сам. Ее в дом привела супруга художника Юлия Евстафьевна. Моделью оказалась молоденькая Галя Адеркас — соседка по дому, жившая двумя этажами выше. С нее живописец сделал рисунок. Как вспоминала Ирина Кустодиева, девушка позировала охотно и очень гордилась этим.

В дальнейшем искусствоведы сравнивали этюд с финальным вариантом картины: Адеркас была хоть и не худенькой девушкой, но все же уступала по габаритам самой купчихе. Натурщица нашего времени, вероятно, обидится, если художник придаст своей героине пару лишних кило.


Репродукция картины Б. Кустодиева "Купчиха за чаем". Фото: из книги И. Долгополова "Мастера и шедевры" (12+), том 5

"Борис Михайлович посадил ее в позе и костюме героини картины, но сохранил абсолютную портретность девичьего лица с внимательным умным взглядом, с мягкостью черт совсем юной, хотя и рано сформировавшейся физически девушки. В картине купчиха пышнее и вальяжнее, внимательность заинтересованного взгляда в сторону рисующего художника сменилась задумчивой отрешенностью голубых глаз, как бы подчеркивающих значительность героини картины", — пишет Софья Капланова.

Исследователи отметили не только изменения в весе, но и чертах лица купчихи, написанной с Гали Адеркас.

"Любопытно, что по сравнению с первоначальным эскизом Кустодиев придал своей "Купчихе за чаем" куда большую миловидность и привлекательность, только крайне немногочисленными деталями приземляя ее образ: чуть-чуть, да и то, может быть, уже не по нашим современным меркам, располнело ее тело, пухловаты пальцы", — говорится в книге Андрея Туркова "Б.М. Кустодиев" (12+) серии "Жизнь в искусстве" (12+).

К слову, в пышнотелых кустодиевских барышнях критики того времени умудрялись разглядеть якобы авторский сарказм и сатирический оттенок. Им казалось, будто художник подсмеивается над своими героинями. Впрочем, современники утверждали, что Борис Михайлович, напротив, всегда был влюблен в девушек на своих полотнах, как сказано в шеститомнике Игоря Долгополова "Мастера и шедевры" (12+). Творчество живописца, по словам исследователя, высоко ценил Горький. Кустодиев даже подарил писателю копию картины "Красавица" (18+).

Кто она — "купчиха" Галя?

Немногое о личности "Купчихи за чаем" можно узнать из воспоминаний Николая Бубличенко — соседа Кустодиевых. По его словам, Галя Адеркас была студенткой, медичкой 1 курса. Его представление о натурщице разнится с тем, что в итоге изобразил художник.

"…стройная, светлая шатенка с румяным, очаровательным круглым личиком, а вышла первостатейная, дебелая купчиха, но с теми же умными, лучистыми, как и у самой натуры, глазами и красивая, пусть по-кустодиевски пухлая, но красивая и привлекательная", — упоминал Бубличенко (воспоминания опубликованы в издании "Новое о Кустодиеве").

О дальнейшей судьбе Адеркас сосед Кустодиевых говорил не очень уверенно. По словам Николая Бубличенко, девушка так и не окончила институт и как-то незаметно исчезла из дома, где все они жили, и, вероятно, стала артисткой. Однажды на его глаза попался другой рисунок, где Галина предстала, предположительно, в обнаженном виде.

"Уже после смерти Бориса Михайловича Кирилл (сын Кустодиева — прим. ред.), разбирая оставшийся архив отца, показывал мне небольшой рисунок — набросок Гали Адеркас лежащей.

Говорила об этом Галя и мне: "Не считаю стыдным позировать художнику раздетой".

Рисунок очень скупых линий, ничего купеческого в нем не было. Как его использовал в дальнейшем творчестве художник, где он хранится сейчас, вообще существует ли — не знаю", — писал Николай Бубличенко.

Больше деталей о жизни "купчихи" удалось отыскать кандидату экономических наук, профессору Владимиру Перепеченко. Свои находки он описал в статье "Юная купчиха с Петроградки" для журнала "Родина" (16+). Судя по материалу, ученый обнаружил множество упоминаний о певице, артистке Московского театра камерной оперы Г.В. Адеркас (главным образом, о концертах с ее участием), а также адрес, где она проживала. В распоряжении исследователя оказалось и личное дело Адеркас из Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ).

Купчиха… из Уссурийска?

Ссылаясь на личное дело Гали Владимировны Адеркас из РГАЛИ, Владимир Перепеченко пишет, что героиня картины "Купчиха за чаем" родилась 22 июля 1899 года в Никольск-Уссурийском — так Уссурийск назывался с 1898 по 1935 годы. Ученый предположил, что ее отец мог быть чиновником, оказавшимся на Дальнем Востоке в связи со строительством Транссиба.

Училась Галина во Владивостокской, а затем в Хабаровской женской гимназии. Последнюю она окончила в 1915 году. В революционном 1917 году Адеркас перебралась в столицу, где и поступила в Петроградский женский мединститут. Будучи студенткой, девушка участвовала в охране общественного порядка в "окаянные дни" и какое-то время даже исполняла должность старшего милиционера Крестоостровской милиции.

На сцене Галина Адеркас дебютировала еще во время учебы, выступая в составе музыкально-драматической труппы Свирского культстроя. Мединститут артистка бросила на 4-м курсе, после чего уехала в Москву и поступила на отделение вокального искусства Сокольнической музыкальной школы. Далее в творческой биографии Адеркас значатся труппа Московского театра камерной оперы, музыкальная редакция Всесоюзного радиокомитета, Всесоюзное гастрольно-концертное объединение.


Этюд к картине "Купчиха за чаем" Б. Кустодиева (репродукция). Фото: из книги А.М. Туркова "Б.М. Кустодиев" (12+) серии "Жизнь в искусстве" (12+)

Профессор Владимир Перепеченко также упоминает, что Галина в 1935 году вышла замуж за ученого, историка и музыкального деятеля Сергея Бугославского (встречается также написание Богуславский). Вместе с супругой он нередко выезжал на совместные концерты.

Последним документом из личного дела певицы оказалась благодарность управляющего Всесоюзным гастрольно-концертным объединением по фамилии Фалковский. "За тщательную подготовку полноценной художественной программы [к] исторической дате — 100-летия со дня рождения П.И. Чайковского — объявляю благодарность т. Адеркас Г.В.", — гласит выписка из приказа.

Дальнейшая судьба "купчихи" остается неизвестной.

Нестыковки и альтернативные версии

Немало загадок оставляет не только жизнь Галины Адеркас после 1940 года, но и некоторые нестыковки у разных авторов, когда-либо писавших о девушке. Одна из них связана с местом рождения кустодиевской натурщицы.

Версия об уссурийском происхождении "купчихи" встречается во многих открытых источниках, в том числе авторитетных. Например, в материале писателя и журналиста Василия Авченко об известных уроженцах Приморья в газете "Дальневосточные ведомости" (16+). Однако данных о рождении Адеркас (или какой-либо другой Галины) не нашлось в метрической книге Никольск-Уссурийского за 1899 год, цифровую версию которой опубликовал архив Уссурийска.

Более того, в книге Анны Матвеевой "Картинные девушки. Музы и художники: от Рафаэля до Пикассо" (16+) сказано, что Галина Адеркас родом из Астрахани. Там же, к слову, родился и сам Кустодиев.

Интересно, что в биографиях Сергея Богуславского (Бугославского) из Интернета не упоминается его брак с Галиной. В то же время в перечне музыкальных коллективов Всесоюзного радио 30-40 годов прошлого века артистка значится под двойной фамилией — Адеркас-Богуславская. Список опубликован на архивном сайте Музея телевидения и радио в Интернете (12+).

Справка: сегодня картина Бориса Кустодиева "Купчиха за чаем" находится в собрании Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

Смотрите полную версию на сайте >>>