У нейролепки большой потенциал: сахалинский психолог об авторском методе психокоррекции

Интервью ИА SakhalinMedia со специалистом из реабилитационного центра Преодоление Валентиной Крушановой (ФОТО)
Валентина Крушанова
Фото: ИА SakhalinMedia

6 февраля. Работа с детьми с ОВЗ — всегда непростое задание для педагогов и психологов. Каждый ребенок индивидуален, поэтому специалисты очень тщательно разрабатывают коррекционную программу, учитывая особенности, интересы, способности и желания детей. Существует много методов, применяемых в реабилитации, один из самых эффективных — нейропсихологический. Он предполагает коррекцию психических процессов ребенка через движение. Простыми словами, развивая моторику у детей, можно добиться улучшения речи, мышления, памяти и так далее.

Психолог из сахалинского реабилитационного центра "Преодоление" Валентина Крушанова тоже нашла применение нейрокоррекционным техникам в работе с детьми. Опираясь на различные исследования, она создала собственную методику с неофициальным названием "нейролепка". Это развивающие занятия для детей, которые помогают им преодолевать психологические и физические трудности, а также раскрывать творческие способности. Методику специалиста по достоинству оценили на всероссийском конкурсе профессиональных достижений "ИнваПрофи" (16+), ее результативность отмечают и сами родители детей с ОВЗ. Как творчество помогает лечить душу и тело — в интервью ИА SakhalinMedia с Валентиной Крушановой. 

— Нейролепка — подход, совмещающий нейрогимнастику, занятие и игры с пластичным материалом. Как он применяется в реабилитации детей с ментальными нарушениями? 

— Нейролепка — новое направление. В первую очередь, это коррекционно-развивающие занятия, которые используются в работе как с нормотипичными детьми, в качестве развивающего компонента, так и с особенными — для коррекции их психических функций. Упражнения основаны на методиках нейропсихологии, которые показали высокую эффективность в реабилитационной работе с детьми с ментальными нарушениями. С помощью нейролепки мы развиваем определенные мозговые функции и за счет этого благотворно влияем на зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику.

— Вы работаете по авторской методике. Что вас подтолкнуло на ее создание? Как вы к этому пришли?

— По основному образованию я педагог-психолог, в центре "Преодоление" работаю уже 8 лет. Долгое время я была на должности психолога, дополнительно обучилась на дефектолога, нейропсихолога и стала применять эти подходы в коррекционных занятиях, ведь мы работаем с детьми различных нозологий и каждый ребенок индивидуален. Изначально я вела занятия по арт-терапии "игра в глину", где мы с детьми придумывали сказки, лепили персонажей и целые глиняные миры. Я увидела в этом большой потенциал и перешла работать в гончарную мастерскую — здесь я пробовала применять различные психокоррекционные техники в лепке из глины.

Вообще нейрокоррекция — это один из самых эффективных приемов в работе с детьми с ОВЗ, у которого есть научно-доказательная база. Это направление действительно имеет результативность. Так, на основе теоретических и научно-прикладных исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.В. Семенович, Л.С. Цветковой и технологиях телесно-ориентированной терапии я разработала приемы лепки, направленные на психомоторное развитие ребенка. Это привело к созданию уникальной методики коррекционных занятий.

В этом вопросе меня также поддерживало руководство. Кабинет оснастили всей необходимой техникой и материалами, поэтому сейчас у нас, можно сказать, лучшая гончарная мастерская на Сахалине. Еще меня направляли на профессиональные конкурсы, а это было стимулом к разработке теории методики и комплекса упражнений.

— Верно ли, что в стране всего два специалиста, применяющих нейролепку в своей работе, и вы одна из них?

— Сегодня слово "нейролепка" стало появляться везде — его используют, где надо и не надо. Чаще всего так называют творческие занятия, где присутствует немного упражнений из нейрогимнастики. Я же начала разрабатывать это направление четыре года назад, когда оно еще не "гуглилось". Поэтому да, кроме меня эту тему так глубоко никто не практикует. Есть пара глинотерапевтов, занимающаяся психологической коррекцией через глину, и я училась у них в Москве.

Само слово "нейролепка" привязалось, потому что существуют схожие по применению нейрогимнастика, нейроритмы и так далее. Я называю это "лепка с нейрокоррекционными упражнениями".

— Реабилитация предполагает комплексный подход, основанный на степени нарушения здоровья ребенка. Какую часть коррекции может закрыть ваша методика? 

— Так как это психокоррекционные занятия, они направлены на развитие высших психических функций: память, мышление, внимание, речь, а также на развитие моторики. Другими словами, это социально-психологический и социально-педагогический комплексы. Нейролепка подходит всем детям. Но если для одних полный курс занятий будет строиться исключительно на данной методике, для других это будет небольшое упражнение в течение реабилитационного курса для общего развития.

У многих современных детей, особенно с ОВЗ, плохо развита зрительно-двигательная координация: есть неловкость, несогласованность движений рук и ног. Это мешает развитию познавательной деятельности. Дети ведь изначально учатся ползать, ходить, а уже потом осваивают речь и так далее. Если моторика развита не очень хорошо, ребенку, к примеру, будет трудно научиться писать. Эту проблему решают нейрогимнастика и нейролепка в частности — через движение мы помогаем детям достигнуть этого базового уровня.

На самом деле нейролепка будет полезна каждому, ведь она запускает образование новых нейронных связей. Для взрослых людей это профилактика Альцгеймера, для детей — развитие их когнитивных функций.

— Вы разработали приемы лепки на основе нейрогимнастики. Что это привнесло в вашу методику? 

— Классическая нейрогимнастика носит довольно абстрактный характер. Психолог или дефектолог дает ребенку словесную инструкцию, под которую нужно выполнять какие-нибудь движения, например, "кулак-ребро-ладонь". Для детей с ментальными нарушениями это может быть сложно и неинтересно, потому что у них еще действует наглядно-действенное мышление. Они не могут включиться в процесс, соответственно, развивающий компонент отсутствует. А когда дети приходят ко мне на занятие, это превращается в увлекательный процесс — детям очень нравится лепить. В той же игре "кулак-ребро-ладонь" мы делаем зашифрованные комочки, шарики, спиральки. Ребенок, видя их, начинает заинтересованно включаться в упражнение, понимать его. Это становится таким интегративным подходом арт-терапии и нейрогимнастики, который дополняет работу психолога, дефектолога, логопеда, а также дает очень мощный результат для детского развития.

— Можете рассказать о некоторых упражнениях, которые вы даете детям? 

— Большинство упражнений включает в себя синхронную и асинхронную лепку двумя руками, что помогает развивать двигательный праксис [способность выполнять те или иные движения — прим. ред.] ребенка, синхронизирует работу полушарий, способствует улучшению памяти и внимания, а еще благотворно воздействует на развитие речевых зон мозга.

Например, ребенок лепит фигурку, условно бабочку, но детали для нее формирует особенным способом: одной рукой катает шар, другой жгут — получается такое разнонаправленное движение. И если для ребенка это просто лепка головы и тельца, то для специалиста — работа над межполушарным взаимодействием мозга. Затем он одновременно двумя руками катает спирали для крыльев. Надо сказать, что это сложно даже для взрослых, особенно с непривычки. Когда все готово, я даю ребенку изображение бабочки с цветными камушками и предлагаю ему повторить узор — здесь мы развиваем зрительно-моторную координацию и логическое мышление. В итоге у ребенка получается красивая бабочка, а для специалиста это был мощный инструмент психокоррекции.

Также есть нейропсихологическое упражнение "Муха", многие психологи его любят. Детям предлагается картинка сетки с точкой в центре, задача ребенка — мысленно передвигать эту точку по инструкции специалиста, а в конце, когда она "вылетит" за пределы сетки, поймать ее, хлопнув ладошами. Это замечательное упражнение для развития мышления, но детям с ментальными нарушениями оно не всегда доступно, потому что они теряются и в итоге отказываются выполнять задание. У меня дети лепят и сетку, и точку, затем мы играем и передвигаем муху по получившемуся полю. Благодаря этому ребенку становится интересно, он начинает понимать, что от него хотят. И когда он приходит в кабинет к психологу, то может выполнять данное задание в классическом варианте.  

В занятиях я также использую приемы сказкотерапии, объединяя серию подобных упражнений в сказочный сюжет: в начале у нас была гусеница, она превратилась в бабочку, затем отправилась в приключение, где встретила муху, которая попалась в клетку, и командами помогала ей вылететь за ее пределы и так далее. Это все также повышает мотивацию у ребенка и делает упражнения более эффективными.

18+
© 2005—2025