16 декабря. Завершающийся 2024 год оказался для туристической индустрии Приморского края успешным — нет сомнений, что к концу года регион достигнет запланированного ранее показателя в 4 млн посещений. Об этом и других показателях развития приоритетного для Приморья направления экономики, о планах на 2025 год и о новой отраслевой премии "Маяки туризма" (12+) редакция ИА PrimaMedia поговорила с министром туризма Приморского края Натальей Набойченко.
— Губернатор Приморского края Олег Кожемяко в недавних выступлениях неоднократно говорил о том, что туристический сезон 2024 для Приморья оказался более чем успешным. А в чем именно этот успех выражается?
— Мы видим — и представители отрасли об этом тоже прямо говорят — что туристическая отрасль края по своим ключевым показателям возвращается к показателям "допандемийного" 2019 года, который для отрасли стал практически эталоном. Это был действительно очень хороший, эффективный год для туриндустрии Приморья.
И за 9 месяцев нынешнего года край посетили 3,6 млн человек, так что, я думаю, запланированного показателя в 4 млн визитов в регион мы достигнем к концу года.
Важно также, что мы уже приближаемся к показателям 2019 года и по уровню зарубежного турпотока в край, за 9 месяцев край принял 517 тысяч гостей из-за рубежа. Причем такой рост нам обеспечили практически одни приезжие из КНР — 466 тысяч посетили Приморье, и 370 тысяч из них— с исключительно туристическими целями.
Если же говорить о финансовых показателях отрасли, то за 9 месяцев года она дала в совокупности 112 млрд рублей в ВРП Приморского края. Понятно, что здесь свою роль сыграли все сегменты туриндустрии — от непосредственно продажи путевок и туров до услуг питания, размещения, экскурсионных услуг, сегмента событийного туризма и т.д.
— Раз уж мы заговорили о сегментах туристической отрасли Приморья, то что именно, на ваш взгляд, больше всего привлекает туристов в нашем регионе? Море и туристические базы? Рестораны? Гастрономические фестивали? Событийные мероприятия?
— Мы можем уверенно говорить, что в высокий сезон все рекорды бьет отдых на море. За летний период 670 тысяч посетило Хасанский округ и порядка 800 тысяч — находкинское побережье.
1,8 млн посещений дали сам Владивосток и, соответственно, культурные и событийные мероприятия, которые проводились в городе. Их в этом году было более 40-ка, из крупных отметим "День рыбака" (12+), Молодежную неделю (12+), фестиваль "Приморские муссоны" (12+), новогодние праздники (6+).
Не стоит забывать и про такое важное направление, как деловой туризм. Приморский край — это признанная площадка для различных деловых мероприятий, помимо традиционного кампуса ДВФУ форумы и конференции активно принимают наши отели, такие как "Бурный", Гранд-отель, "Новотель", "Экватор" и другие. В целом, бизнес-туризм дал нам 10-11 тысяч посещений, и мы видим, что это направление имеет большой потенциал.
— Тем более что деловой туризм — он же круглогодичный, в отличие от того же пляжного отдыха?
— Конечно. И в той большой работе, которую мы ведем за пределами региона по популяризации Приморского края как туристического направления уделяется много внимания и нашей Дальневосточной кухне, и Приморскому океанариуму, и Приморской сцене Мариинского театра — то есть тем составляющим "туристического образа" края, которые не зависят от сезона.
Кроме того, мы вместе с бизнесом работаем над тем, чтобы сделать регион действительно "всесезонным" для посещения. Например, зимой "магнитом" для туристов станет горнолыжный курорт "Белая гора", весной-летом — турпоходы и конные прогулки…
К слову, пеший туризм в крае развивается просто стремительно. Каждый муниципалитет создает у себя "экологическую тропу", а мы "собираем" все эти маршруты в единую краевую сеть экотроп.
Естественно, что в местах, где у нас расположены заповедники и ООПТ, к созданию таких экологических троп нужно подходить максимально осторожно и ответственно. Вместе с тем при грамотном размещении экотропы в таких местах она будет пользоваться огромной популярностью, потому что природные богатства и красоты — это одно из главных преимуществ Приморья.
— А если в целом поговорить именно о туристической инфраструктуре в Приморье, то что здесь было примечательного в 2024 году?
— В этом году мы благоустроили три пляжные территории — в Находке, Артёме и Хасанском округе. У нас появились места для автокемпингов в Партизанском округе, у ущелья "Дарданеллы", в Кировском округе и во Владивостоке на Университетском проспекте. То есть автотуристы смогут теперь цивилизованно отдохнуть, путешествуя по краю.
Также мы создаем площадки для автодомов — с возможностью подключиться к воде, электричеству. И уже объявлен конкурс, и бизнес, который хочет такие площадки обустраивать, может получить возмещение затрат. Также в крае распределяются субсидии на создание модульных отелей. В прошлом году, напомню, по этой программе было создано 272 модульных номера. В этом году уже поступили 7 заявок от предпринимателей на такую меру господдержки, а это — до 2,5 млн рублей возмещения затрат на строительство модульного домика.
То есть если мы говорим как раз про бережное отношение к природе, и с учетом того, что на привлекательных для туристов, но удаленных территориях края бывает неэффективно строить большие гостиницы, то модульные гостиницы — это действительно хорошее решение, которое позволяет с помощью господдержки создавать гостиничный фонд быстро, недорого и практически в любых ландшафтных условиях.
— Понятно, что гостиничных номеров Приморью с такими темпами роста турпотока не хватает.
— Да, нехватка мест для размещения ощущается, причем речь идет о порядка 10 тысячах номеров. И понимая, что при росте турпотока этот дефицит будет расти, мы предпринимаем меры. О модульных гостиницах я уже сказала. Что касается капитальных гостиниц, то и здесь есть меры господдержки: на уровне края такая поддержка оказывается при строительстве отеля до 120 номеров, а федеральное Минэкономразвития выдает инвестиционные кредиты тем, кто строит гостиницы от 120 номеров.
Сегодня у нас в крае реализуется 25 инвестиционных проектов в сфере туризма на общую сумму в 139 млрд рублей, что очень показательно. Здесь можно отметить, конечно же, проект круглогодичного курорта в Хасанском округе, упомянутый горнолыжный курорт "Бела гора" в Арсеньеве, проекты на острове Русском и в бухте Лазурная.
— Как известно, уже с 2025 года, заселяясь в гостиничные номера, во Владивостоке в цену номера будет входить и так называемый "туристический налог", это плюс 100 рублей к счету, получается. Понятно, что никому не нравится ни за что платить в принципе, но если посмотреть шире — что даст этот налог краю?
— Прежде всего, туристический налог — это регулятор экономики, как в принципе и любые налоги и сборы. А если проще, то ведь наши отельеры, что скрывать, часто жалуются, передавая отзывы своих гостей: "В гостинице — все хорошо, но вот рядом с ней нет обстроенных пространств общественных, нет информационных стендов на улицах, и вообще инфраструктуры не хватает, тех же, простите, общественных туалетов в городе мало". А автотранспорт, который перевозит туристов по городу, тех же гостей из КНР? Нагрузка на дорожную сеть от него существенная, особенно в центре города.
То есть туристический налог — это те дополнительные средства, которые муниципалитет направит на развитие туристической инфраструктуры общего пользования, по большому счету — на создание привлекательного образа города.
Если же говорить о других наших территориях, где концентрируется турпоток, то тот же Хасанский округ необходимо, скажем так, цивилизовывать. Сам муниципалитет, напомню, — это около 24 тысячи жителей, а приезжает в сезон — 670 тысяч. Здесь, конечно, никакой существующей местной инфраструктуры не хватает. То есть муниципалитету нужны дополнительные средства, и туристический налог здесь так же пойдет на то, чтобы и туристам, и местным жителям стало комфортнее.
Тем не менее, пилотным муниципалитетом здесь выступит Владивосток. Туристический налог начнет действовать с 1 января 2025 года, но здесь есть нюансы. Налог будет взиматься с въезжающих в Приморье граждан РФ с 1 июля до 30 сентября — то есть, по сути, в пиковый летний сезон. А вот для иностранных граждан налог будет круглогодичным, вне зависимости от дат посещений. И самое главное — чтобы реализация этого пилотного проекта была в муниципалитете достойная, чтобы и бизнес, и люди видели, на что эти дополнительные деньги тратятся и какой эффект дают.
— Минвостокразвития рассматривает вопрос о запуске морских круизов из Владивостока с заходами в порты Китая, Северной Кореи, Вьетнама, Камбоджи и Полинезии уже в 2025 году, а также — приобретение круизного судна для маршрута из Владивостока в Петропавловск-Камчатский с заходом в порты Сахалина и Курильских островов. Как вы оцениваете перспективы этого направления?
— Замах, как говорится, серьезный. Конечно же, грех не воспользоваться географическим положением Приморья и не стать точкой отправления круизных судов. Для экономики региона, Владивостока это — существенный плюс, поэтому мы, безусловно, поддерживаем такие идеи.
Другое дело, что если оценивать это направление развития дальневосточного туризма, то здесь, конечно, есть вопрос и к срокам реализации таких проектов, и к возможной стоимости таких круизов для туристов, которая, естественно, должна быть в принципе доступной и для гостей региона, и для жителей края.
— Безусловно, для развития тур-отрасли в крае уже много сделано, и, надеемся, будет сделано еще больше. Но не могу не спросить про кадровый вопрос в туристической индустрии. Ведь есть же такой вопрос? И если да, то как он решается?
— Проблема кадров, конечно же, в крае присутствует, но в разной степени. Во Владивостоке как таковой кадровый голод в туриндустрии ощущается не сильно, поскольку рынок труда в городе в целом насыщен. Но вот если мы отправимся за пределы нашей столичной агломерации, то проблема — острая.
Также я бы отметила высокую текучесть кадров в туротрасли, причем эта ситуация затрагивает, допустим, скорее даже не гостиничный персонал, если мы говорим о так называемом "сегменте HOREСA", а именно технический персонал, то есть электриков, сантехников, то есть тех специалистов, которые не на виду в отрасли, но и без них ведь — никак. И на этих позициях работают, как правило, люди возрастные. Они уходят, а вот молодежь их заменять не спешит.
И поэтому мы сейчас совместно с нашими краевыми колледжами готовим профориентационные классы для старших школьников, чтобы мотивировать ребят на получение специальностей, востребованных в краевой индустрии гостеприимства. То же касается и работы по подготовке сотрудников технических специальностей, о которых я говорила. Здесь в нашей, условно говоря, "команде" — и ДВФУ, и ВВГУ, и, конечно же, федеральный проект "Профессионалитет" по кластеру "Туризм".
Как раз сейчас наше министерство изучает запросы отрасли на подготовку кадров и готовности участвовать в программах целевого набора абитуриентов. Надо сказать, что опыт взаимодействия образовательной системы СПО в крае и предприятий отрасли у нас уже есть. Известные наши рестораны "Супра", "Зума", "Токио" участвовали в таких программах и в том числе проводили занятия со студентами на своих площадках с участием шеф-поваров ресторанов. Надо сказать, что по итогу такого проекта около 80% выпускников влились в отрасль.
Так что многое в решении кадровых вопросов в отрасли зависит и от самих работодателей. Конечно, можно просто говорить, что все плохо, к нам работать не идут, и никто ничего не делает, чтобы нам помочь. Но мне в этом смысле нравится позиция нашего известного ресторатора Ильи Сухих, который не только участвует в разработки программ подготовки кадров, предоставляет "производственные площадки", но и материально стимулирует обучающихся.
Я рада, что такая проактивная позиция у нашего бизнеса начинает явно преобладать, и участники рынка начинают все активнее включаться вместе с нами и учебными заведениями в решение кадрового вопроса в отрасли.
— Сегодня в Приморье активно идет народное голосование в рамках региональной премии "Маяки туризма". Как вы считаете, у премии есть перспективы стать ежегодной? Будет ли участие в ней интересно туристическому бизнесу региона?
— Идея запустить эту премию и возникла у нас для того, чтобы понять -насколько готовы приморцы вовлечься в тему развития туризма в регионе, насколько премия может повлиять на подходы нашего бизнеса к оказанию туруслуг. Лично я считаю, что такие соревновательные моменты очень стимулируют бизнес к тому, чтобы создавать качественно новые продукты и сервисы.
Надеемся, что первая премия "Маяки туризма" пройдет как минимум достойно и получит много положительных отзывов.
На следующий год у нас в планах объявить старт голосования уже с самого начала года, чтобы каждый участник нашей индустрии гостеприимства понимал, что свои участием в этом конкурсе он "открывает себя" широкой аудитории клиентов и, соответственно, получает мотивацию создавать лучшие предложения и продукты. И, конечно же, в наших планах — расширение числа номинаций, поскольку туриндустрия в Приморье — действительно очень разнообразна и интересна.
Как ранее сообщало ИА PrimaMedia, в конце декабря этого года в крае впервые будут награждены победители специальной отраслевой премии "Маяки туризма", главная цель которой — развитие и продвижение туристической индустрии Приморского края и поощрение ее лучших практик. Победителей по восьми номинациям премии определит народное голосование, которое будет идти до 22 декабря включительно на специальной странице сайта ИА PrimaMedia, где любой желающий может отдать свой голос за любимые ресторан или кафе дальневосточной кухни, гастрофестиваль, туробъект и т.д. Итоги народного голосования будут подведены в конце декабря этого года на специальной торжественной церемонии в рамках премии (12+).
Уже сейчас идет активное голосование в номинациях:
Инициатор премии "Маяки туризма" — Министерство туризма Приморского края. Организатор — АНО "Туристско информационный центр Приморского края" (Visit Primorye). Оператор премии — ИА PrimaMedia.
Реклама. Рекламодатель АНО "ТИЦ ПК", ИНН 2536971329.