26 сентября. Сегодня Дальний Восток — один из самых значимых для экономики России регионов, во многом за счет возможностей международного сотрудничества и торговли со странами Азии. Развитие транспортно-логистической сферы региона важно для развития всей страны, поэтому работа над транспортными коридорами с Европой и Азией — один из приоритетов властей. Логистика Дальнего Востока была в числе главных тем IX Восточного экономического форума (16+). С какими сложностями и барьерами развития сталкивается транспортно-логистическая сфера в регионе и как выстраивать перевозки в таких условиях, рассказал Александр Гаврилов, директор по развитию продукта "Яндекс Магистрали".
При всем своем потенциале Дальний Восток — регион с большим количеством особенностей и сложностей, вызванных его географическим расположением. Во-первых, на Дальнем Востоке находится большое количество удаленных территорий, изолированных. Здесь много населенных пунктов, которые расположены в отдалении от региональных центров. В результате маршруты доставки удлиняются, растет их стоимость.
Это усугубляется еще одной и даже более значимой проблемой — недостаточно развитой транспортной инфраструктурой. В регионе требуют модернизации 1,6 тыс. мостов, из которых почти 400 находятся в аварийном состоянии. Реконструкции планируются, проводятся, но все же идут достаточно медленно.
Также есть проблемы с состоянием подъездных путей к международным пунктам пропуска. Они не соответствуют современным требованиям, что приводит к удлинению времени оформления транспорта — автомобили и поезда могут стоять в очередях сутками, к росту расходов из-за задержек на границе и, соответственно, к удорожанию доставки. И все это в совокупности усложняет международную торговлю — в первую очередь, с Китаем.
Потенциально на обновление пропускных пунктов нужно 23 млрд рублей. Число мероприятий, направленных на модернизацию пропускных пунктов по России в целом, постепенно увеличивается: за 2022 год они затронули 65 пунктов — столько же, сколько за предыдущие пять лет. Восточному и южному направлению уделяется особое внимание как приоритетным зонам.
Но процесс реконструкции не быстрый. Над некоторыми пограничными пунктами, как морской пункт "Находка" и автомобильный "Пограничный" работа ведется с 2011 года — с "Пограничным" должны закончить в 2025 году. Также идет реконструкция автомобильного пункта пропуска "Краскино": это один из ключевых объектов для взаимоотношений с Китаем.
Сюда же стоит добавить и проблемы с пропускной способностью Транссибирской магистрали, что ограничивает возможности грузоперевозок по железным дорогам и создает дополнительную нагрузку на автомобильные перевозки. Вот только и с ними все непросто. В регионе немало проблем с дорогами: уровень инфраструктуры ниже среднего по России.
Где-то недостаточно развита дорожная сеть, что требует строить более длинные маршруты, где-то — плохое состояние покрытия, что повышает износ транспорта, требует более частого обслуживания и замены. Власти стремятся улучшить ситуацию — трассы обновляют, порой даже вводят в эксплуатацию отдельные участки раньше запланированных сроков: как 29 км трассы А-370 "Уссури" в 2023 году. А всего за 2023 год на Дальнем Востоке построили и открыли для проезда почти 1000 км дорог. Но темпы работ сильно проигрывают объемам.
Вклад в состояние транспортно-логистической системы ДФО должно внести строительство дороги Владивосток — Находка — порт Восточный длиной в 146 км: это часть коридора "Приморье 1" и связь для южных районов края. Однако до завершения этого проекта далеко. В 2023 году наконец открыли часть объездной дороги. Остальное строительство подразумевает еще шесть этапов — четыре по строительству и два по реконструкции. В конце 2023 года президент дал поручение по дополнительному финансированию 100 км трассы на 2025–2030 годы.
И дополнительной проблемой для транспортно-логистической отрасли Дальнего Востока становятся сложные климатические условия региона. Зимы суровые, с частыми снегопадами, способными усложнить, а то и парализовать движение. В межсезонье — распутица, которая затрагивает грунтовые дороги и снижает доступность удаленных населенных пунктов. Вдобавок, Дальний Восток нередко сталкивается с экстремальными погодными явлениями вроде тайфунов, что также негативно влияет на транспортно-логистическую отрасль.
Еще одну большую проблему для логистики Дальнего Востока создает дефицит кадров. Он сегодня наблюдается во многих отраслях экономики — хотя больше всего в инфополе говорят об ИТ-специалистах, страдает не только технологическая сфера. В логистике обострился дефицит персонала: очень высокий спрос в 2023 году наблюдался на водителей грузового автотранспорта, на работников склада, на экспедиторов, курьеров. Среднее число вакансий за год выросло в 1,5 раза и достигло 155,5 тыс. единиц — такие данные приводит HeadHunter.
Компании для привлечения и удержания сотрудников поднимают зарплаты, — по оценкам участников рынка, к концу 2024 году они могут вырасти на 20–30%. Это в свою очередь может сказываться на других участниках цепочки грузоперевозок: отправителях и получателях товара. О нехватке водителей и других сотрудников говорит не только статистика, но и участники рынка.
Дальний Восток также страдает от дефицита кадров: в частности, в Приморском крае по оценкам HeadHunter, в 2023 году на среднем на одну вакансию приходилось 2,8 резюме — это значительно ниже нормы в 5–6 резюме. Среди необходимых рынку кадров упоминаются и работники транспортной сферы.
Для Дальнего Востока общая по стране проблема дефицита кадров усугубляется оттоком населения: из Приморья в 2023 году уехали 61 тыс. человек из 1,82 млн, из Хабаровского края — 49 тыс. человек из 1,28 млн. А исследование ЦСП "Платформа", проведенное в 2023 году, показало, что каждый третий житель Дальневосточного округа хочет покинуть свой макрорегион. Из этой категории респондентов 16% готовы уехать уже в ближайшее время.
По прогнозу, который был представлен на коллегии Минвостокразвития в июне 2024 года, если не обеспечить Дальнему Востоку миграционный прирост, его население уменьшится на 200 тыс. человек к 2030 году. И с учетом того, что регион сейчас очень активно развивается, дефицит кадров — в том числе в транспортно-логистической сфере — становится очень серьезной проблемой.
Чтобы решать эту проблему, региональные власти объединяют усилия с бизнес-сообществами, формируют отраслевые центры компетенций (ОЦК), создают индустриальные парки, запускают сервисные продукты — которые помогут найти работу, получить персональное сопровождение карьеры. Постепенно благоустраиваются населенные пункты, транспортные связи между ними. Но все это требует времени, и в моменте логистике приходится непросто.
Ключевые проблемы дальневосточной логистики решить непросто — улучшение качества дорожного полотна, строительство новых дорог, модернизация пропускных пунктов требуют времени и огромного количества ресурсов, в том числе финансовых. И федеральные власти, и региональные прикладывают усилия для реализации задач по развитию и улучшению транспортно-логистической отрасли Дальнего Востока. Постепенно ситуация меняется.
С другими проблемами, как климатические особенности региона или удаленность населенных пунктов, и вовсе ничего не сделать. Поэтому логистическим компаниям и тем, кто каким-либо образом выстраивает свою логистику — например, ретейлерам, предприятиям — необходимо подстраиваться под сложившиеся условия. А значит — искать способы оптимизировать перевозки и снизить риски.
Это означает, что транспортно-логистической отрасли необходима оцифровка процессов на разных этапах: от документооборота до контроля движения грузов, самого транспорта, оценки и прогнозирования его износа, планового обслуживания. Кроме того, "умные" системы могут составлять оптимальный маршрут и тем самым снижать расходы на перевозку, ускорять доставку — что важно в условиях больших расстояний и сложной инфраструктуры Дальнего Востока.
Внедрение новых технологий в логистику поможет снизить зависимость от ручного труда — за счет того, что компании автоматизируют ручные операции, например, связанные с обработкой и передачей документов на груз. Аналогично системы управления складом (WMS) помогут контролировать работу склада, оперативно реагировать на инциденты, находить место для груза на складе с учетом его загруженности. Это также снижает нагрузку на сотрудников, связанных с логистическими процессами.
Эффективность оцифровки перевозок уже оценили в морских портах Дальнего Востока: электронные навигационные пломбы, которые начали применять во Владивостокском торговом порту, обеспечили непрерывный контроль за грузом и исключили необходимость в его сопровождении таможенным сотрудником. Минус нагрузка на кадры, плюс — к скорости отправки контейнеров, которая увеличилась на несколько часов.
Ускоряет обработку грузов и программа "цифрового двойника" порта. Судно еще не пришло в порт, а оператор уже знает, когда оно будет на месте, куда нужно будет поставить тот или иной контейнер. Все эти вопросы решает ИИ. Скорость обработки грузов благодаря "цифровому двойнику" сейчас в среднем составляет 4–8 дней — раньше это казалось недостижимым результатом.
Транспортная сфера и логистическая отрасль на Дальнем Востоке сталкиваются с немалым количеством трудностей, которые создают ограничения для развития региона, дополнительные издержки и риски при перевозках грузов. В этих условиях для бизнеса важно искать решения, которые позволят оптимизировать и повысить эффективность логистических процессов, изучать и внедрять новые технологии, чтобы оставаться на плаву, развиваться и улучшать экономику региона.