18 июня. В прибрежных городах Крыма, Краснодарского края, Абхазии, санаториях Минеральных Вод отдыхали миллионы советских граждан. Здесь до сих пор витает атмосфера прошлого, и пусть СССР уже давно нет, но память о нем все еще греет сердца граждан Советского союза. Интересно, что право на оздоровительный отдых в СССР было прописано Конституцией. Все советские граждане четко знали, что отечественные курорты — лучшие в мире. Да и профсоюзный билет играл на руку этому убеждению, обеспечивая копеечный отдых за однопроцентный взнос.
Несмотря на то, что Малибу, Майами и даже Анталия были советскому человеку недоступны, внутренние союзные курорты успешно принимали миллионы туристов со всех уголков страны, пишет kulturologia.ru.
Ресторан в Юрмале. Фото: i.pinimg.com
Юрмала становилась местом отдыха людей с высокими запросами, связями и знакомствами. В советское время этот курорт был для остального СССР почти заграницей. Там жизнь текла иначе и, по свидетельству очевидцев, люди выглядели по-другому. Это место прочно ассоциировалось с творческой богемой. Об этом райском местечке у Рижского залива мечтал, наверное, каждый. В Юрмалу можно было приехать с палаткой и провести незабываемое время под открытым прибалтийским небом у моря. Для этого организовывались оборудованные спецкемпинги.
В Крыму при СССР было построены сотни пансионатов и санаториев, куда устремлялись отпускники со всех уголков Союза. Несмотря на отсутствие современной системы "все включено" и изысканных увеселений, Крым щедро одаривал отдыхающих уникальным целебным воздухом и чистейшим морем. Если кому не удавалось достать заветную путевку, отправлялись в Крым "дикарем". Такой вид отдыха располагал к максимально тесному приобщению к природе и пользовался в обществе особой популярностью.
Евпатория. Фото: my-evp.ru
В 70-е отпуск в Евпатории превратился в культовый. Город предлагал множественные пляжи, целебную воду всех уровней минерализации, лечебные озерные грязи и соли. Это место с сухим комфортным климатом подходило любому отдыхающему без поправок на возраст и состояние здоровья. Но местная атмосфера свободы и веселья все же завоевала звание самого молодежного советского курорта. Крымская Ялта в представлении не нуждается. Во времена СССР имя этого города было символом курортного шика. В крымском Форосе на правительственной даче проводил время с семьей генсек Горбачев. Там его и заперли в 1991-м в августовский путч. А Раиса Максимовна не раз говорила, что будет отдыхать только в Крыму, называя легендарный Сочи помойкой.
Гагра стала курортом союзного значения сразу же после установления там советской власти. Множественные санатории, целебные источники и особый морской климат привлекали в Абхазию туристов со всех республик. Не зря после ВОВ на местном побережье отстроил дачу сам товарищ Сталин. Истинным образцом ландшафтного дизайна, как сегодня сказали бы, являлся гагринский парк принца Ольденбургского. Родственник царя планировал построить на этом отрезке черноморского побережья "русский Монте-Карло". По его инициативе в Абхазию завезли сотни видов вечнозеленых растений со всего мира. В Гагре поселились финиковые пальмы с Канарских островов, кокосовые южноамериканские деревья, сирийская мальва, гималайские кедры, олеандры и агавы.
Советская Абхазия. Фото: avatars.mds.yandex.net
Купальный сезон здесь продолжался не менее полугода — с мая до ноября. Гагрские ответвления Большого Кавказского хребта максимально близко подходят к морю, создавая свой теплый микроклимат и защищая местность от холодных ветров. Благодаря этому явлению Гагру называли самым теплым местом Черноморского побережья. Но бронировать путевки на столь популярный курорт приходилось задолго до приезда, да и хватало не всем.
Трускавец. Фото: i10.fotocdn.net
Лечебный курорт Трускавец был популярен ещё до прихода туда советской власти и даже до польского господства. Тамошнюю "Нафтусю" еще в 1836-м исследовал и описал химик-аптекарь Торосевич. По уровню востребованности в начале 20 века это место приравнивалось к чешским Карловым Варам. Вот только в отличие от престижных европейских здравниц Трускавец был доступен простому советскому гражданину.