17 мая. В 1950-1990 годы на берегу реки Раздольная, что протекает мимо села Борисовка Уссурийского городского округа, находился известный на все Приморье пионерский лагерь "Золотой колос". На опушке леса стояли корпуса для отдыхающих пионеров, утром вместо будильника и петуха детей будил пионерский горн, а из столовой доносились наивкуснейшие запахи. В середине 1990-х в пионерском лагере стало тихо: его приватизировали. В одной части образовали ферму, а в другой, как бы помягче сказать, досуг для взрослых. Но даже спустя десятилетия бывшие пионеры с ностальгией вспоминают свои летние каникулы, проведенные в "Золотом колосе". Накануне Дня пионерии корр. ИА UssurMedia собрал эти детские истории.
19 мая в СССР официально считался Днем пионерии. Ученики в красных галстуках были гордостью своих школ и, конечно же, родителей. Для того чтобы заслужить почетное звание "пионер", они старались хорошо учиться, быть примером для младших, уважительно относиться к старшим и заниматься общественно-полезным делом. А как же отдыхали советские пионеры? Правильно, в пионерских лагерях.
Главный павильон-солярий, 1975 год. Газета Коммунар. Фото: https://vinokurov-roman.livejournal.com/131657.html
На территории Уссурийска (Ворошилова) эпохи СССР находилось несколько воспитательно-оздоровительных учреждений. К примеру, им. Виталия Баневура, "Солнечный", "Дружный" и "Золотой колос". После этих слов, уверены, на уссурийцев старше 40 лет нахлынула ностальгия!
Ранние подъемы, умывание на улице ледяной с ночи водой, зарядка с поднятием флага под звуки пионерского горна... А еще грибы, которые можно собираться сразу у крыльца корпуса, щитомордники, расползающиеся по тропинкам, речка с хватающими за пятки раками — все это сохранили в своей памяти те, кто застал лучшие годы пионерского лагеря "Золотой колос".
Полный октябрятами и пионерами школьный автобус довозил по пыльной дороге до кованых металлических ворот, на которых красовалось название пионерского лагеря. Ворота на зеленом фоне леса выделялись яркой голубой краской, а слова "золотой колос" — желтой.
Въезд в Борисрвку. Фото: ИА UssurMedia
С тяжелыми родительскими чемоданами будущие отдыхающие в панамках и в сандалах прыгали, поднимая пыль, на дорогу и заходили на территорию лагеря. Пока происходило распределение по отрядам, приморские школьники успевали перезнакомиться друг с другом.
Особенно яркие встречи были у ребят, которые вместе отдыхали в прошлых сменах. Перед отъездом они делились почтовыми адресами и весь учебный год переписывались друг с другом, мечтая встретиться следующим летом в "Золотом колосе". Новички с завистью смотрели на старых товарищей и тоже мечтали найти новых друзей.
Золотой колос, 1985 год. Фото: из личного архива
"Моя мама работала в ветеринарной лаборатории Уссурийска, и выдаваемые ей путевки в "Золотой колос" становились настоящим подарком на школьные каникулы. Почему мне там так нравилось? Честно сказать, из-за работы мама варила нам завтраки и обеды на скорую руку, еда ее была не такая вкусная, как готовили повара в лагере. Продукты в столовую привозили с совхоза и колхоза Борисовки. Если это было молоко — то "прям из-под коровы", если овощи — то только что собранные с полей", — вспоминает жительница Уссурийска Ирина.
Совхоз Борисовский, 1978 год. Фото: Госкаталог РФ
Неудивительно, что даже активный отдых не мешал пионерам в рекордные сроки набирать килограммы. В первый же день рост и вес записывался в медпункте в специальную тетрадочку и каждую неделю перепроверялся.
"Помню, по утрам нам давали молочную кашу, а я ее не любила, поэтому завтракала чаем и хлебом с маслом. Через неделю на взвешивании медсестра в ужасе развела руками: "Деточка, ты набрала всего 200 граммов, меньше всех!" Видимо, вожатым досталось, и они стали следить, чтобы я хорошо ела", — рассказывает Анна.
Золотой колос, 1986 год. Фото: из личного архива
Именно в лагере происходило знакомство детей с печеной картошкой. Ее жарили на углях, которые оставались после пионерского костра, устраиваемого на открытие и закрытие смены. Обгорелая до черной корочки картошка была самой вкусной, и этот вкус не могла повторить ни одна другая картошка.
Как вспоминает Светлана, которая отдыхала в "Колосе" в 1985 и 1986 году, работники лагеря не жалели дров, чтобы развести костер, и его огонь достигал нереальной по детскому восприятию высоты. А устраивали пионерский костер на берегу реки. Видимо, в целях безопасности.
День начинался у пионеров в 07.30 утра. Все отряды, а их, по воспоминаниям Бориса Ф., было 14, просыпались под звук горна. Мыли лица и руки в общем умывальнике под струей ледяной воды. Затем бежали на зарядку. Она проходила на центральной площадке. Каждое утро зарядку вели разные отряды, поручая ее особо отличившемуся пионеру.
"Провести утреннюю разминку мечтал каждый в отряде. А я мечтала стать горнистом. Всю смену наблюдала, как трое ребят в белых рубашках с галстуками и в пилотках дуют в горн. Горн тоже был красивый, с красным вымпелом с бахромой. После возвращения домой я пришла в школьную пионерскую организацию с просьбой научить меня дуть. Но это оказалось не таким легким делом", — добавляет Анна.
Золотой колос 1986 год. Фото: из личного архива
Каждый день в "Золотом колосе" был расписан по минутам. Конечно же, проводились традиционные дни зеленой пятки, фантика, "Зарница"… По вечерам устраивались танцы на площадке. Показывали фильмы.
"Зарница" — военно-спортивная игра для пионеров. Краевой финал в г. Уссурийске, команда батальона им. Ф.Э. Дзержинского. Фото: Госкаталог РФ
"В один из дней проводился костюмированный бал. Но не такой как сейчас. Каждый отряд готовил традиционный костюм какой-нибудь советской республики. У меня были длинные волосы, поэтому я стала "узбечкой". Мне выдали костюм, вожатая заплела 25 косичек, а мальчик из отряда отдал свою тюбетейку. К концу смены эта тюбетейка загадочным образом исчезла, видимо, кому-то очень приглянулась, и ее хозяин рыдал во время отъезда", — вспоминает Галина.
Пионервожатая Татьяна Ермашова читает книгу ребятам 11-го отряда, 1975 год. Опубликовано в газете Коммунар. Фото: https://vinokurov-roman.livejournal.com/131657.html
По ночам, когда засыпали вожатые, пионеры вылазили в открытые окна и по темным аллеям пробирались, чтобы быть не застигнутыми сторожами и другими вожатыми, в соседний корпус. В руках у каждого — тюбик с зубной пастой или коробочка с зубным порошком.
"Зубная паста была дефицитом, поэтому у большинства ребят с собой были порошки. Прокравшись в чужой отряд, мы измазывали им лица и волосы ребят, а на утро со смехом встречали их с белыми головами у умывальника. Легко можно было определить по реакции, какой отряд нашкодничал, поэтому в ближайшие ночи старались не спать, ожидая ответных гостей с зубной пастой", — рассказывает Олег.
"Золотой колос" — наилучшие воспоминания отличного детства! По меркам 80-х это был очень большой лагерь с множеством корпусов. Был летний кинотеатр, закрытая сцена, огромный стадион. Лагерь находился в лесу. Соответственно, любимые наши животные — щитомордники и бурундуки. Их было просто очень много! Еще мне запомнилось то, что мы ходили купаться на Суйфун. Нам разрешали даже переплывать реку", — делится Светлана.
Купание детей в пионерском лагере Управления Уссурийской железной дороги станции Верино.. Фото: Госкаталог РФ
С богатой фауной приморских лесов, хочешь не хочешь, знакомился каждый школьник.
"Грибы росли практически у крыльца корпуса. Выходишь утром, а из-под земли уже белый гриб торчит", — добавляет Валентина.
"По дороге на речку мальчишки ловили змей и пугали ими девочек. А если был сезон линьки змей, то подбирали кожу, набивали ее травой, водружали на палку и так ходили с ней, пока взрослые не видели", — соглашается Борис.
На лодочной прогулке, 1975 год. Газета Коммунар. Фото: https://vinokurov-roman.livejournal.com/131657.html
С развалом СССР пионерские лагеря оказались в частных руках. Эта участь постигла и "Золотой колос". Его приватизировали два предпринимателя. Один из своей части сделал ферму, а второй базу отдыха для взрослых.
Как вспоминает руководитель клуба "Резерв" Александр Мезенцев, ученые вели раскопки рядом с территорией бывшего лагеря, там же были установлены и палатки для юных археологов. За водой ребята ходили в "Золотой колос", и новые владельцы не отказывали им. С каждым годом территория приходила в упадок.
Сейчас на месте некогда гремевшего на все Приморье пионерского лагеря частная территория, куда вход закрыт.