25 декабря 2023. Марина Хадина, директор по развитию рекрутинговой CRM-системы Talantix от hh.ru, не первый год замечает, что непрозрачность коммуникаций, а вместе с ней и неоправданные ожидания по процессу подбора у рекрутеров и нанимающих руководителей — один из немногих вопросов, который не только не решается в компаниях, но и, к сожалению, его популярность только продолжает расти.
О том, как выстроить продуктивную работу участникам подбора и почему построение системы коммуникаций в процессе найма — базовый, но важный шаг в совместной работе, который опасно игнорировать — в колонке эксперта.
Каждому руководителю и HR-менеджеру рано или поздно приходилось разрешать конфликты. Зачастую причина кроется на поверхности — участник процесса подбора просто не смогли построить эффективные рабочие коммуникации. Причём проблема типичная и для компаний, в которых рекрутер ведёт по 20-30 линейных вакансий, и в бизнесе, где один HR-менеджер отвечает за подбор сотрудников во все направления.
Устные договорённости. Нередкий пример, когда запрос на подбор, ответ по кандидатам или время возможной встречи озвучивается руководителем на совещании, планёрке или на корпоративной кухне . Кажется, что все друг друга поняли, и работа по найму идёт как надо. Но с таким подходом важную информацию, доводы "за" и "против" можно упустить, как и ценного кандидата.
Коммуникабельность. Нередко хромает в процессе работы над вакансией и у рекрутера и и у руководителя: заявка на подбор поступила, но важные факты не уточнили на отдельной встрече, подборка резюме отправлена — но без комментариев, профессионального заключения, а заказчику кажется исчерпывающим написать в ответ "ок", хотя от его экспертного мнения зависит, какой человек попадёт в его команду и какие результаты она будет приносить в будущем.
Размытие каналов коммуникации. Типичная "болезнь" среднего и крупного бизнеса — есть принятые инструменты рабочего общения, однако к каждому отправленному письму или действию в корпоративной системе работы нередко отправляется догоняющее сообщение "в личку", ежедневные напоминания, звонки. Удобство мессенджеров неоспоримо, и я об этом остановлюсь дальше, но не стоит их расценивать как фундаментальную площадку, где принимаются важные для бизнеса решения.
Невысокая скорость реакции. Немало руководителей убеждены, что ответственность за поиск человека в команду — исключительно забота рекрутера. По этой же причине согласование резюме, оценка портфолио или выбор времени для будущего интервью выполняется руководителем по остаточному принципу и превращается в несколько дней непозволительной паузы в найме.
Первым шагом стоит признать, что идеальных рабочих коммуникаций не бывает. Но любой процесс подбора можно улучшить и провести аудит коммуникаций: как, где и сколько времени занимает рабочее общение участников процесса найма на каждом этапе воронки подбора.
Вот план для анализа
Вы можете дополнить этот план и, например, сравнить, сколько времени вы потратили на коммуникации по согласованию резюме, портфолио и принятие решения по кандидату, остался ли этот кандидат в компании и какие результаты он показывает, не оказался ли выбор поспешным.
Если в компании утверждены целевые сроки найма, выделите случаи отклонения от ключевой HR-метрики, по каким вакансиям и в работе с каким заказчиком это произошло, как часто случаются "рецидивы".
Превратите антикейсы как инструмент перемен
Обозначайте проблемы коммуникаций участникам процесса подбора на цифрах и прямо называйте причины их возникновения, к каким последствиям это привело. Подкрепите антикейсы рыночной аналитикой рынка труда, чтобы развенчать миф о том, что рынок труда — это клондайк релевантных кандидатов и тратить нерационально много времени на утверждение резюме уже ненормально. Рынок труда настолько ограничен, что по данным hh.индекса на одну вакансию приходится только 3,1 резюме, а в некоторых отраслях и вовсе меньше двух.
Но тут есть повод для хороших новостей:
— любой кризис, выявленный и проанализированный, всегда становится причиной качественных изменений. Тут важно сделать важные выводы из прошлого опыта работы и подойти к выбору софта для обновлённого процесса
Использование специальных рекрутинговых CRM-систем, например, Talantix от hh.ru — мастхэв, когда нужно перезапустить процесс найма в компании, а вместе с ним и работу заказчика с рекрутером. Причём использование таких решений — растущий тренд в России последние годы, Несмотря на все кризисные события последних лет.
Так, аналитики СRM-системы Talantix (она развивается в экосистеме hh.ru) подсчитали, каждая третья размещённая вакансия для HR-специалистов в первом полугодии текущего года — это запрос на экспертов с навыками работы в автоматизированных системах по подбору и управлению персоналом. Количество таких запросов на 70% больше, чем в первом полугодии 2022 года.
Наибольшее количество вакансий для экспертов по HR-автоматизации за первое полугодие 2023 года разместили ретейловые компании, девелоперы, ИТ-бизнес, логистические компании, производители продуктов питания. Именно в таких компаниях, как правило, одному рекрутеру приходится работать сразу с несколькими заказчиками подбора, а значимость слаженных коммуникаций участников процесса найма имеет большое значение.
Рекрутинговые CRM-системы подключены интеграции со многими популярными корпоративными каналами коммуникаций: теми же мессенджерами, сервисами видеоконференций, почтовыми приложениями и календарями. А ещё технологии помогают сохранять все частные переписки в одном месте, например, в истории кандидата, если велось его согласование. Бонусом участники команды подбора получают возможность сохранять контакты кандидатов в одном приложении, а не в личном смартфоне, и также возможность осознанно работать с персональными данными соискателей в рамках законодательства.
В современном мире мы привыкли получать автоматические уведомления, например, о совершённой покупке, дате доставки заказа, покупке авиабилетов. И такие уведомления о совершённых или будущих событиях в процессе подбора могут значительно улучшить совместную работу по найму, сделать её комфортной и без стресса. Чтобы исключить волнение и казусы с теми же собеседованиями, посмотрите на возможности корпоративного софта и конкретной рекрутинговой системы, настраивайте автоматические напоминания, уведомления руководителям о собеседованиях, проявляйте заботу в своих коммуникациях и формируйте позитивный опыт участия в процессе подбора людей.
Как понять, что обновлённый подход работает, а все изменения внедрены не зря? Ответ прост — смотрите на динамику ключевых HR-метрик в целом и показатели конкретных этапов подбора в той же рекрутинговой CRM-системе или стройте расчёты по выгруженным данным из неё. Например,
Цифры и факты — убедительное доказательство, что коммуникации рекрутера и заказчика играют важную роль в том, как и каких нанимает людей компания на рынке, сколько это стоит.
Реклама. Рекламодатель: ООО "Хэдхантер".