2 декабря 2023. С 1 декабря 2023 года в России начали действовать новые нормы, касающиеся использования автомобильных шин в зависимости от сезона. Согласно обновленному перечню неисправностей, эксплуатация автомобиля на летних шинах зимой и на зимних летом теперь считается нарушением. Однако Госавтоинспекция заявила, что водителей за это штрафовать не будут.
Согласно постановлению правительства № 837 от 27 мая 2023 года, теперь запрещено использовать шины с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август) и не устанавливать зимние шины на автомобили категорий M1 и N1 в зимний период (декабрь, январь, февраль). Теоретически, за управление автомобилем при наличии таких неисправностей предусмотрен штраф в размере 500 рублей по ст. 12.5 КоАП, передает Autonews (18+).
Несмотря на это, глава ГИБДД Михаил Черников подчеркнул, что штрафовать водителей за отсутствие зимней резины не планируется. В случае остановки машины с неподходящими шинами, инспекторы не будут задерживать и эвакуировать транспортное средство, оставляя решение о дальнейшем движении на усмотрение водителя.
Черников также напомнил, что в России разрешено использовать шины-липучки в течение всего года, на что не распространяются указанные ограничения.
Валентин Ильинов, основатель общественного проекта "Подслушано у ДПС" и эксперт в области юридической поддержки инспекторов ГИБДД, выразил удивление по поводу недавнего решения Госавтоинспекции об отказе от оформления штрафов за использование несезонной резины. Ранее были внесены изменения в перечень неисправностей, запрещающие использование летней резины зимой, но позже ГИБДД отказалась от штрафования за такие нарушения.
Ильинов подчеркнул, что вопрос о необходимости использования зимней резины долго обсуждался из-за рисков, связанных с безопасностью дорожного движения. Он предположил, что решение ГИБДД может быть связано с особенностями климата в южных регионах России, где переобувка в зимнюю резину не всегда необходима. Однако, по его мнению, в снежную погоду инспекторы вряд ли разрешат продолжить движение автомобилям на летней резине.
Специалист выразил уверенность в том, что инспекторы ГИБДД по-прежнему будут обращать внимание на шины автомобилей и оценивать их соответствие погодным условиям. Он также отметил, что в зависимости от погодных условий и региона решение о предупреждении или штрафе за использование шин не по сезону будет приниматься инспекторами в каждом конкретном случае.
Валентин Ильинов, эксперт по юридической поддержке инспекторов ГИБДД, предупредил, что при рассмотрении аварий в суде тип шин, использованных на автомобилях, может играть ключевую роль в определении степени вины участников ДТП. Хотя инспекторы ГИБДД не определяют виновника аварии, они включают информацию о шинах в материалы дела, которая может быть использована в суде.
Ильинов подчеркнул, что даже если водитель на летней резине зимой не был изначально виноват в ДТП, наличие несезонной резины может повлиять на решение суда. В таких случаях, вместо признания вины одного участника, суд может признать обоюдную ответственность, особенно если наличие летней резины могло усугубить последствия аварии или способствовать её возникновению.
Как пример, Ильинов привёл ситуацию, где водитель на летней резине ехал с соблюдением правил, но стал участником ДТП из-за невыполнения другим водителем обязанности уступить дорогу. В таком случае, суд может рассмотреть, что использование зимней резины могло бы позволить водителю эффективнее затормозить и избежать столкновения, следовательно, частично признать его ответственность за происшествие.