3 ноября 2023. 18-й День рождения компании PrimaMedia большая часть редакции во Владивостоке по традиции отметила на "боевом посту". Однако группа счастливчиков в этот день отправилась посмотреть на работу одного из самых важных предприятий приморской столицы — Владивостокского морского торгового порта, входящего в структуру Транспортной группы FESCO. О том, как прошла экскурсия, — в нашем материале.
Владивостокский морской торговый порт имеет важное стратегическое значение не только для Приморья, но и всей России. Именно через его причалы в страну поступают сотни тысяч товаров, как широкого потребления, так и промышленного назначения. Безопасность портовой инфраструктуры без преувеличения имеет особое значение.
Экскурсия для сотрудников ИА PrimaMedia началась с обязательной процедуры в соответствии с правилами безопасности: надевания защитных касок и ярких жилетов, а также оформления пропусков, без которых попасть на территорию просто невозможно. Ну, а когда все были готовы, участники экскурсии в любезно предоставленном портом автобусе отправились путешествовать по его терминалам.
Территория порта поражает воображение. Создается ощущение, что попадаешь в город в городе. Только вокруг движутся не обычные легковые автомобили, а огромные фуры с контейнерами, ричстакеры, терминальные тягачи и железнодорожные составы, а над всем этим могуче возвышаются исполины-краны, без устали перемещающие многотонные грузы. В первое мгновение создается ощущение хаоса, но если внимательно приглядеться — все передвижения точно выверены и последовательны. Техника, люди — всё подчиняется строгому порядку и работает, как часы.
Первой остановкой в экскурсионном маршруте стала зона специализированного контейнерного терминала — отсюда открылся чудесный вид на город и морской грузовой фронт. В этот момент у причальной стенки стоял под погрузкой огромный контейнеровоз.
Руководитель по операционной работе Контейнерного терминала ВМТП Иван Смоляченко подробно рассказал сотрудникам ИА PrimaMedia, как идет погрузка или разгрузка судна, и какая техника за что отвечает. Общая площадь контейнерного терминала составляет около 324 тысяч кв. метров. Длина причальной стенки в этой зоне — 741 метр.
Иван Смоляченко, руководитель по операционной работе Контейнерного терминала ВМТП. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Основная задача любого порта, по словам Ивана Смоляченко, — перевалить груз с одного вида транспорта на другой. Стоящий в момент экскурсии под погрузкой контейнеровоз обслуживало три технологические линии. Всего таких линий в этой зоне — пять. Ключевое в технологической линии — гигантский кран. Одну такую линию обслуживают 11-12 человек, составляющие одно звено. В него входят 2 крановщика, 4 водителя терминального тягача, сигнальщик и стропальщики.
"Теоретически мы можем обрабатывать суда до пяти технологическими линиями единовременно. При длине судна 180 метров к причальной стенке одновременно могут встать три таких судна. По нормативам, за 10-часовую смену выработка одной технологической линии составляет 240 контейнеров. Однако за счет модернизации и улучшения внутренних процессов мы уже давно вышли на показатель 350 контейнеров. Бывает и до 500 контейнеров в смену", — отметил Иван Смоляченко.
Он также добавил, что выработка сверх норматива зачастую зависит от того, где стоит грузовая партия, как она формируется и многих других факторов. Таким образом, за одну смену пять технологических линий могут обработать минимум 1200 контейнеров.
Однако кордонная зона — это только небольшая часть терминала. Гораздо большее пространство занимает тыловая часть, где расположены площадки для складирования контейнеров, где проходят железнодорожные пути и работают тыловые контейнерные перегружатели на рельсовом ходу. Их, к слову, здесь — 11.
Особой гордостью портовиков является шесть контейнерных перегружателей с увеличенной шириной портала. Их спроектировали и изготовили в Китае специально по заказу порта. По словам Ивана Смоляченко, таких кранов нет больше нигде в мире. Увеличенная ширина портала повышает его производительность за счет снижения количества перемещений по рельсам, ведь бОльшая часть контейнеров расположена именно под брюхом крана. Сортировать контейнеры с помощью такой техники гораздо легче и быстрее.
Перемещением контейнеров по территории занимаются терминальные тягачи. Их в порту — 45 единиц. Также в работе задействованы 25 ричстакеров.
"Порт постоянно модернизируется, закупает новую технику. В течение последних двух лет активно используем ричстакеры Sany. Техника этой фирмы очень хорошо успела себя зарекомендовать", — отметил Иван Смоляченко.
Еще в тыловой части расположено специальное весовое оборудование. Грузы проходят через него в обязательном порядке.
На территории контейнерного терминала разместилась и таможенная площадка. Здесь размещена большая машина-рентген — мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, который способен "просветить" контейнер целиком. По словам специалистов, если импортные грузы в контейнерах однородные, то их досматривают с помощью этой машины. Если же в одном контейнере много коносаментных партий, то этот груз досматривают инспекторы на досмотровой площадке. Работа таможенников в этой части также четко регламентирована и проходит синхронно с работой портовиков.
Как отметил Иван Смоляченко, около 80% импортных грузов уходит из порта по железной дороге. Еще 20% забирают местные перевозчики. То есть можно смело сказать, что работа порта напрямую зависит от железной дороги.
В целом в 11-часовой смене задействовано около 90-110 человек. При этом порт работает 24/7. Исключением является только короткий отрезок 1 января с 8.00 до 12.00. Даже в новогоднюю ночь порт не стоит. Его работа представляет непрерывный процесс, потому что суда работают со своим расписанием, железная дорога со своим. Корректировки могут внести только шторма и непогода, так как у каждого крана есть свои предельные ветровые нагрузки и т.д.
Показали участникам экскурсии и место, где рядом с контейнерным терминалом будет построен Восточный транспортно-логистический узел. Директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта Никита Томилин уточнил, что причал будет вынесен в море на 140 метров. Это необходимо для увеличения глубин. Совместный с Росатомом проект позволит переваливать грузы с судов из Кореи или Китая на причал без захода в город.
"Проект подразумевает строительство в западной части порта, за причалом №16, современного глубоководного терминала с двумя причалами. Здесь будет производится перевалка грузов со специализированных контейнеровозов ледового класса на суда неледового класса. Расчетная пропускная способность нового терминала составит около 10 млн тонн грузов в год", — отметил Никита Томилин.
Естественно, управлять всем этим могучим организмом — задача не из простых. Для этого в круглосуточном режиме работают специалисты диспетчерского центра. Именно он стал следующей точкой в маршруте экскурсии. О его работе и важных инновационных обновлениях рассказал руководитель проектов производственного департамента ВМТП Юрий Гусев.
С его слов, именно из диспетчерского центра в автоматизированном режиме идет непосредственное управление всеми операциями на контейнерном терминале. Здесь работают начальник смены, техник, технолог по морскому фронту, сменные технологи по морскому фронту, менеджеры по складу и отдел железнодорожной обработки и планирования.
"Работники диспетчерского центра управляют операциями, которые происходят непосредственно на территории контейнерного терминала. Для этого они используют производственную информационную систему ИСКТ. Она установлена у всех офисных сотрудников на компьютерах и, соответственно, на планшетах всех работников, которые находятся непосредственно на терминале, — это водители тягачей, операторы ричстакеров, кранов. Тальманы, которые осуществляют прием грузов, работают с мобильными планшетами. С их помощью они контролируют всю необходимую информацию по грузу, осуществляют осмотр контейнеров, производят фотосъемку. Каждая операция в режиме "онлайн" отображается в производственной информационной системе", — рассказала Юрий Гусев.
По его словам, к автоматизированной системе имеет доступ каждый работник, так как именно через нее он получает задания от управленцев. Основной принцип ее работы заключен в том, что через эту систему задания даются докерам, в соответствии с ранее сформированным планом. Например, докер получает задание переместить контейнер из точки А в точку Б — из секции поставить контейнер на тягач. После выполнения этой задачи в своем планшете он отражает выполнение. Это видит и управленец. После того, как все задания выполнены, в конце смены его начальник ставит ему оценку, хорошо он отработал или наоборот не очень.
"Конечно, работники у нас — все профессионалы. Поэтому результаты самые наивысшие. И первое место в России является тому подтверждением", — отметил Юрий Гусев.
Еще одним важным аспектом, о котором рассказал Юрий Гусев, являются инновации. Владивостокский морской торговый порт и FESCO, по его словам, уделяют особое внимание развитию информационных технологий. В том числе сейчас в порту реализуется множество различных информационных проектов таких, как единая сенсорная цифровая сеть, система видеонаблюдения, видео-аналитики и многое другое.
"Одним из важнейших проектов является цифровой двойник порта. Он у нас уже есть и работает в демо-режиме. Отрисована 3D карта, которая позволяет в режиме реального времени увидеть все оборудование, спецтехнику, железнодорожные пути, дороги, здания, суда. Уже сейчас цифровой двойник получает различную информацию из производственно-информационной системы. К примеру, здесь можно увидеть информацию по каждому конкретному контейнеру. Также в автоматическом режиме приходят данные от системы АИС, которая следит за перемещением всех судов в акватории порта, и системы видеонаблюдения", — рассказал Юрий Гусев.
Демонстрация работы цифрового двойника порта. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Приближая объекты на карте, он наглядно продемонстрировал участникам экскурсии возможности цифрового двойника. По его словам, в дальнейшем планируется интегрировать в цифровой двойник и другие информационные системы, чтобы получать, к примеру, информацию с каждого крана о его состоянии, работоспособности, выходах из строя и так далее.
Большие надежды возлагаются и на интеграцию системы видео-аналитики. Сейчас эта задача находится на стадии реализации и является основной. Главная ее цель — это идентификация работников и техники, которая используется в порту. Это необходимо, например, для контроля соблюдения правил безопасности.
Юрий Гусев рассказал, что созданием цифровых систем занимаются российские разработчики. Производственную информационную систему разрабатывает подразделение FESCO самостоятельно. Разработкой цифрового двойника занимается компания-подрядчик. Ее специалисты имеют в этом большой опыт, например, занимались разработкой цифрового двойника Новороссийского морского порта.
"Основная цель цифрового двойника — получать больше информации из различных информационных систем, аккумулировать ее в себе и выводить доступным образом всем участникам процесса, которые занимаются управлением, оценивают использование ресурсов, следят за различными событиями такими, как выход из строя оборудования, его состояние и так далее", — подчеркнул Юрий Гусев.
Диспетчерский центр. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Рассказал он и о применении искусственного интеллекта. В дальнейшем планируется применять искусственный интеллект, в том числе в цифровом двойнике. Но уже сейчас ИИ помогает в работе порта. В рамках совместного проекта со Сбером и ДВФУ на базе лаборатории искусственного интеллекта Сбера изучаются вопросы оптимального размещения и перемещения контейнеров в порту. То есть на основе имеющихся данных создается модель в ИИ, которая способна выдавать различные решения. К примеру, уже сейчас модель способна определять средний срок нахождения контейнера в порту. Так, при загрузке необходимых данных о контейнере в ИИ можно с погрешностью до суток определить время его нахождения в порту. Конечно, ее совершенствование продолжается.
После общего взгляда на работу порта с помощью цифрового двойника сотрудники ИА PrimaMedia вновь отправились путешествовать по его территории. Финальной точкой экскурсии стал универсальный терминал. Об особенностях его работы рассказал начальник склада Универсального терминала ВМТП Владислав Пинчук.
К универсальному терминалу относятся причалы с третьего по 13-й. Они обрабатывают различные виды грузов. От зерна и металла до автомобильной техники. Как раз в ходе экскурсии ее участники стояли на третьем причале в окружении чистейшего алюминия, слябов, пакетов транспортных чушек, т-образных слитков и шпунта Ларсена.
По словам Владислава Пинчука, на тот момент на складе порта находилось около 19 тысяч тонн алюминия. Но помимо блестящих на солнце слитков металла весьма примечательно выглядел и шпунт Ларсена, который используется для укрепления стенок котлованов при выполнении строительных работ. Он совсем недавно пришел из Китая. Его длина составляет от 12 до 25 метров, поэтому выгрузка потребовала немалого мастерства операторов кранов.
Шпунт Ларсена на причале. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Стабильную работу обеспечивают 29 кранов, из них 21 портальный, 4 мобильных и 2 контейнерных перегружателя. Гордостью универсального терминала, конечно, является новый самоходный кран Liebherr, грузоподъемность которого составляет 124 тонны — это максимальная на универсальном терминале.
Для погрузки и выгрузки контейнеров есть два контейнерных козловых перегружателя, которые стоят на шестом и седьмом причалах. Работа у них только с контейнерами. Соответственно, выдача на авто, в основном, связана с городом.
"На данный момент основную часть грузов на универсальном терминале составляют все-таки контейнеры. Также здесь находятся разного вида металлы и груз насыпью. К примеру, на пятом кордоне сейчас размещен чугун. Совсем недавно мы отгрузили 3000 тонн чугуна на судно. Остаток — 1500 тонн. Чугун приезжает из центральной части России по ЖД, с помощью кранов электромагнитом выгружается и грузится на море с помощью греферов в Китай", — рассказал Владислав Пинчук.
Помимо таких грузов на терминале обрабатываются разные виды техники. Можно сказать, что вся импортная техника, которая поступает в Россию через Дальний Восток, — легковые автомобили, краны, самосвалы, экскаваторы и многое другое — переваливается докерами универсального терминала.
"ВМТП постоянно развивается, мы никогда не останавливаемся на достигнутом! Мы работаем над расширением и оптимизацией площадей, закупаем новую технику, внедряем современные IT технологии. В порту запланирована комплексная программа по развитию ж/д и морского грузовых фронтов, на стадии проектирования реконструкция 7, 8, 10, 11, 12 и 13 причалов. Все это позволяет нам наращивать мощности по обработке контейнеров и оставаться лидером в России по контейнерообороту. Если в прошлом году мы обработали 768 тысяч ДФЭ, то в этом году уже нацелены на 850 тысяч, а к 2025 году хотим стать первым в России портом-миллионником!", — подытожил директор по коммуникациям Владивостокского морского торгового порта Никита Томилин.
Сотрудники ИА PrimaMedia побывали в гостях у ВМТП — ключевого порта Владивостока. Фото: Илья Аверьянов, ИА PrimaMedia
Смотрите полную версию на сайте >>>