6 августа 2023. Новый закон о такси грозит перевернуть рынок. Представители отрасли считают, что если нововведения вступят в силу 1 сентября в действующей редакции, цены на услуги такси вырастут в два раза минимум, и час работы водителя будет стоить не меньше тысячи рублей. Причём ограничения автоэкспорта из Японии в Россию уже ударили по таксомоторным компаниям, и этот фактор тоже повлияет на ценообразование. Сейчас главный вопрос, как будет соблюдаться № 580-ФЗ, потому что ранее принятый закон о такси № 69, по всем оценкам, не работает в Приморье. Участники рынка просят дать им переходный период и ждут рассмотрения поправок к новому закону в октябре, сообщает ИА PrimaMedia.
По данным краевого минтранса, сегодня в Приморье насчитывается 12,5 тысяч такси и в районе 60 таксомоторных компаний с собственным автопарком. Рынок заказов поделили два основных игрока — "Максим" и "Яндекс Go", которым фактически принадлежат Uber, "Везёт", "Лидер" и другие местные сервисы.
До сих пор поездку на такси можно было позволить себе даже при очень скромном бюджете. Устанавливая план водителю, таксомоторные компании исходили из выручки 500-600 рублей в час. Но всё может измениться после того, как 1 сентября вступит в силу федеральный закон № 580-ФЗ "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…". Участники рынка уверены: если нововведения примут в существующем виде, для многих россиян такси станет роскошью.
Во-первых, огромная ответственность и материальные издержки ложатся на самих перевозчиков. По новому закону, работать в этой сфере имеет право юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или самозанятый.
Вырастет финансовая нагрузка на таксомоторные компании, а водителям придётся заплатить до 70 тысяч рублей только за страховку ОСАГО на такси. Причём вводится ещё и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика, то есть помимо полиса ОСАГО нужно будет оформлять ОС ГОП — "обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров…"
Эксперимент сервиса заказов "Максим" 3 августа показал, что произойдёт, если на три часа отключить от сервиса машины и водителей, которые с точки зрения законодательства не имеют права работать на перевозках. В результате оставшиеся на линии водители с разрешениями на деятельность такси смогли выполнить только 2 процента поступивших заказов. Около 18 тысяч пассажиров не смогли привычным образом уехать по своим делам. Средний чек в тестовый период составил 2626 рублей против 326 рублей в обычное время. Аналогичный эксперимент в Иркутске 31 июля завершился с похожим результатом.
Участники рынка не выступают против нововведений, но просят дать им переходный период и не применять никаких санкций до того, как в октябре Госдума рассмотрит пакет поправок к новому закону. Также главное требование — закон должен работать для всех одинаково и не создавать предпосылок для появления монополистов.
Глава одной из крупных таксомоторных компаний в Приморье Дмитрий поделился свой оценкой ситуации. Он отмечает, что поездки на такси вырастут в цене не только из-за нового законодательства.
"Здесь совпадает одновременно несколько факторов. Во-первых, 580-ФЗ вступает в силу с 1 сентября. Во-вторых, с 1 августа выросли утилизационные сборы для импортёров, а 9 августа Япония закрывает экспорт в Россию гибридных авто и машин с двигателями больше 1,9 литра. Я заостряю на этом внимание, так как наши автопарки практически полностью состоят из "японцев". В любом случае, автомобили станут менее доступны, их стоимость возрастёт, как и стоимость автозапчастей, что повлияет на себестоимость эксплуатации автотранспорта и рентабельность перевозок. Агрегаторы будут вынуждены только по этой причине поднять ценники — иначе кто будет с ними работать?" — комментирует Дмитрий.
Следующий вопрос — насколько вырастут цены. По расчётам собеседника, чтобы обеспечить приемлемую рентабельность и заработок водителя, час работы машины должен приносить в районе тысячи рублей. То есть цены поднимутся в два раза. Сейчас таксомоторные компании ориентируются на среднюю выручку 500-600 рублей за час работы, причём эта цифра остаётся на одном уровне уже несколько лет.
"Плюс ещё надо иметь ввиду, что 80 процентов работников такси — это мигранты из Узбекистана, которым будет очень затруднительно соблюдать законодательство. Ситуация с кадрами обострилась после начала специальной военной операции. Отток резидентов РФ из отрасли пошёл очень интенсивно, и их заместили мигранты. Теперь представьте, что произойдёт, если завтра этих людей не будет", — говорит Дмитрий.
Важно отметить, что новый закон распространяется и на агрегаторы такси. Но нести ответственность они будут только за передачу заказов машинам, не имеющим разрешительной документации. Все расходы по содержанию автотрансопрта ложатся на перевозчика, которым может быть юрлицо, ИП или самозанятый.
"Понятно, что само юридическое лицо за руль не сядет. Это будет некий человек, с которым юрлицу необходимо оформить трудовые отношения и платить ему зарплату. С этой зарплаты 43 процента нужно перечислить в качестве налога на доход физического лица, сборов в Пенсионный фонд и соцстрах. В текущем тарифе, по которому сегодня работают перевозчики, этих 43 процентов не заложено. Соответственно, деньги необходимо будет откуда-то взять", — поясняет Дмитрий.
Остро встанет и вопрос страховки. Оформить её обязан владелец машины, указанный в свидетельстве о регистрации транспортного средства. Только полис ОСАГО на такси будет стоить от 55 до 70 тысяч рублей. При этом вводится ещё и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика — ОС ГОП "за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров…". Сколько будет стоить вторая страховка, участники рынка пока затрудняются ответить.
"Таксомоторная, арендная компания понесёт эти расходы. Соответственно, я вынужден буду поднять водителям план, который они должны делать за день. Сегодня выручка водителя составляет 5-6 тысяч рублей за 12-14 часов работы. И куда его поднимать?" — делится Дмитрий.
Что касается личного транспортного средства ИП или самозанятого, на него также нужно будет оформить всю необходимую документацию, купить две страховки, обклеить машину под такси, получить путевой лист, пройти медосмотр, провести техосмотр автомобиля. Согласятся ли водители нести такие расходы, остаётся под вопросом.
Однако при всех нововведениях участники рынка пока не говорят о "революции".
"Все требования, которые я перечислил, кроме оформления ОС ГОП, — всё это уже было. Водители и сейчас обязаны их исполнять, просто никто ничего не контролирует. Сейчас мы всем нашим таксомоторным сообществом думаем, в каком виде будут действовать новые правила. Это самый интересный вопрос", — говорит Дмитрий.
Уже есть федеральный закон № 69 "О такси", отмечает он. И перед его вступлением в силу рынок тоже лихорадило. Но вскоре выяснилось, что в регионах № 69-ФЗ не работает эффективно. В отличие, например, от Москвы, где городская администрация создала специальную надзорную структуру с серьёзным штатом и достаточно существенным бюджетом под названием "Московская административная дорожная инспекция" или МАДИ.
"Одна из функций МАДИ — контролировать соблюдение правил перевозки пассажиров и багажа легковыми такси. С этой целью на местном уровне в Москве принят ряд нормативно-правовых актов, и исполнение № 69-ФЗ там более-менее соблюдается.
Насколько я могу судить, в нашем регионе такого полноценного надзорного органа нет, и отсутствуют финансовые возможности для его создания. Минтранс физически не может контролировать перевозчиков. Соответственно, если выяснится, что закон можно не исполнять, его исполнять не будут", — говорит Дмитрий.
В то же время он добавляет, что таксомоторные компании не против изменений законодательства, но просят дать им переходный период. Тем более, рынок переживает шок после введения новых экспортных ограничений японскими властями. Из каких машин будут состоять автопарки через несколько лет, пока неизвестно. Но тарифы за аренду они поднимут точно.
Например, непонятно, чем заменить распространённые в отрасли гибриды. Конечно, из Японии всё ещё можно возить негибридные машины с объёмом двигателя меньше 1,9 литра, но это очень узкий сегмент, и в свете ограничений они могут значительно подорожать на японских автоаукционах. Из-за дефицита запчастей возникнут и проблемы с обслуживанием автопарков. А повышение утильсбора делает ситуацию совсем экстремальной.
К слову, утилизационный сбор не изменится для тех автолюбителей, которые привозят не более одной машины в год для себя, и объём её двигателя не превышает трёх литров. Но и здесь трудно найти лазейку. Если переоформить авто в течение года на другого владельца, необходимо будет заплатить утилизационный сбор в сотни тысяч рублей. Сложности с поддержанием и обслуживаем автопарков появятся не сразу, но уже через года полтора могут возникнуть проблемы, считает Дмитрий.
"С моей точки зрения, введение нового законодательства с 1 сентября преждевременно. Особенно в нынешних экономических реалиях нужен переходный период, чтобы избежать потрясений на рынке. Я бы отложил вступление закона в силу на год", — заключает он.
Собеседник также напоминает, что в Госдуме лежит пакет поправок к 580-ФЗ, который в том числе предусматривает отсрочку его вступления в силу и другие изменения. Но до конца летней сессии депутаты не рассмотрели этот пакет и вернутся к нему только в октябре.
"Поэтому многие участники рынка предполагают, что с 1 сентября никаких резких движений не будет. Все подождут рассмотрения поправок в Госдуме", — комментирует Дмитрий.
Опрос агентством работников такси показал, что подавляющее большинство из них работать по новым правилам не готовы.
Водитель Баходир рассказал, что среди его знакомых участились случаи депортации. Сам он из такси планирует уйти, да и заработки уже давно не те. Раньше агрегаторы и бонусов больше давали, и вообще, условия были лучше. При напряжённом графике можно было заработать больше 150 тысяч рублей в месяц. Сегодня доходы таксистов упали. "Пойду по первой профессии, экскаваторщиком на стройку, там платят 500 рублей в час", — говорит Баходир.
Но и русские водители с изменениями законодательства мириться не готовы. "Будем бомбить, как раньше. А что мне, за страховку 70 тысяч платить? Да и медика я не пройду, здоровье не то", — рассказывает работник такси Сергей.
Кстати, депутаты выражали опасения по поводу роста теневого сектора, когда в мае краевой парламент обсуждал закон о такси. Среди них была председатель президиума организации "Общественный Совет предпринимателей Приморья" Юлия Пак.
"Мы долго боролись с бомбилами, и есть опасения, что после изменений законодательства перевозчики будут уходить в тень. Считаю, нужно повременить с принятием этого закона и пересмотреть действующую редакцию", — говорит Юлия Пак.
Схожего мнения придерживается и глава регионального отделения "Опоры России" Виталий Гуменюк.
"Установить переходный период в течение года, на мой взгляд, будет хорошим решением, потому что сейчас рынок не готов, и в Приморье остро стоит проблема нехватки трудовых ресурсов — в производстве и других отраслях дефицит так называемых "синих воротничков" оценивается в 45 процентов. При этом как пассажир, я поддерживаю изменения законодательства, направленные на то, чтобы этот рынок работал в соответствии с законом, и перевозчики несли ответственность за свои действия. Главное, чтобы в результате не возникло предпосылок для появления монополистов", — говорит Виталий Гуменюк.
Ранее свою позицию по данному вопросу озвучил и один из крупнейших агрегаторов "Максим". В пресс-службе компании отмечали, что новым законом предусмотрена возможность блокировки интернет-ресурсов (сайта и мобильных приложений) служб заказа такси за передачу заказов перевозчикам, не имеющим разрешения. Таким образом, деятельность всех служб заказа такси может быть заблокирована, поскольку в отсутствие достаточного минимума соответствующих требованиям перевозчиков ни одна из них не сможет исполнять нормы закона.
В то же время никто не спорит, что в отрасли нужно наводить порядок. Сегодня рынок такси в Приморье остаётся стихийным, не соответствует требованиям законодательства, и права пассажиров на нём слабо защищены.