24 апреля 2023. Пожалуй, каждому жителю Уссурийска знакомо историческое здание на углу улиц Тимирязева — Советская. Массовому сознанию постройка известна как китайский театр, хотя эпицентр восточного драматического искусства здесь существовал совсем недолго. Большую часть века в этих стенах располагался деревообрабатывающий комбинат, однако с его уходом объект культурного наследия чуть было не дошёл до разрухи. Неудивительно, что такая богатая биография породила множество городских легенд: например, о подземных тоннелях, процветающих под крышей здания курильнях и борделях.
Подробности о фактах и мифах китайского театра, дошедших до нашего времени, — в материале ИА UssurMedia.
Большое кирпичное здание на углу улиц Тимирязева и Советской построено китайским купцом Пан Хо Зином (встречается также написание Пан Фи Оз). В народе дельца, а потом и его постройку прозвали "Панхиозой". Китайский театр изначально был двухэтажным, имел красивую башенку и занимал площадь в 750 саженей (1600 кв. метров).
Прилегающую к сооружению местность еще в 19 веке облюбовали китайцы, поэтому треугольник улиц Некрасова-Агеева-Чичерина стал никольск-уссурийским "чайна-тауном". Немудрено, что рядом с театром развернулся китайский базар, а во дворе "Панхиозы" разместились мельница, сушилки для зерна и даже небольшие заводики по производству соевого масла и спиртного.
Китайский базар. Фото: Из книги "Город-солдат, город-труженик" (6+)
В самом театре поселилось много уроженцев Поднебесной из числа простых работяг и обслуги. В целом здание вместило в себя гостиницу для приезжих, ресторан, а на втором этаже находился сам театр. Сценическое действо зрители могли наблюдать с балкона или из-за столика в партере. В последнем случае гости могли смотреть представление и одновременно заказывать закуски, чай или напитки покрепче.
Воображение поражал не только размер зрительного зала, но и габариты театральной сцены. Она, по словам историков, представляла собой большой помост высотой около метра. Он примыкал к стене с двумя дверями, за которыми скрывалось закулисье: оттуда на сцену выходили артисты. Здесь же свободно располагался оркестр из 5-6 человек с национальными китайскими музыкальными инструментами.
Особенностью театра было отсутствие на сцене какого-либо занавеса и декораций. По некоторым данным, кулисы достроили позже, но они не сохранились до нашего времени. Состав труппы и вовсе напоминал традиции античного искусства: все роли в спектакле исполняли исключительно мужчины.
Китайский театр в 1912 году. Фото: pastvu.com
Перемены настигли китайский театр в 1925 году. Историки отмечают, что в это время здание национализировали. Большая часть китайцев отправились на родину к своим семьям, а оставшихся ждала принудительная депортация.
Следующими постояльцами в опустевших гостиничных номерах стали русские. В 1932 году в китайском театре (теперь уже бывшем) открылось малое предприятие №3 КЭЧ (квартирно-эксплуатационная часть — прим. ред.) по ремонту жилья военнослужащих. Через пять лет организация и пилорама КЭЧи объединились с артелью №2/7, выпускавшей учебные принадлежности для Суворовского училища.
С этого момента предприятие именовалось как "Квартирно-эксплуатационное управление №3", подчинялось минобороны и штабу ДФО в Хабаровске. Однако уже 1 октября 1937 года организация стала 313-м деревообрабатывающим комбинатом (ДОК-313).
Вид главного корпуса комбината. Фото: Из книги "Город-солдат, город-труженик" (6+)
С первых лет работы на предприятии освоили выпуск финской стружки, дранки, круглых щитовых домиков, мебели для комсостава. В годы Великой Отечественной войны здесь начали изготавливать ящики боеприпасов, приклады для автоматов, кузова для машин и повозок. В это время завод назывался уже "Производственно-складским комбинатом".
Расцвет предприятия начался с приходом на должность начальника старшего лейтенанта Ф.Н. Лисенкова. Помимо заметного увеличения объема работ, комбинат заполучил квартиры на втором этаже "Панхиозы", где раньше находилось общежитие для малосемейных и холостых. В 1959 году перестроили получердачное помещение здания, получив полноценный третий этаж.
Масштабная переделка пришла и в производственные помещения: реконструирован сборочный цех мебели, пристроено отделение для покраски изделий и возведено здание клеечного цеха. Пилораму и ветхие дома пустили под снос, построив на их месте лесоцех и филиал сборочного цеха по изготовлению табуреток.
С 70-х годов завод пережил новую череду переименований. В 1973-м он стал 313-м Промкомбинатом, а в 1984 предприятию вернули первоначальное название ДОК-313. К этому моменту на предприятии трудилось 450 человек, по спецзаказам выпускалось 24 вида изделий.