О телефонах и не думали: ТОП-10 дворовых игр в СССР, в которые играли все школьники

Дети проводили все свободное время на улице с друзьями, а не с гаджетами в руках
Тематическое фото
Фото: Разработано Freepik (ru.freepik.com)

2 апреля 2023. Мальчишки и девчонки, жившие в СССР, проводили столько времени на улице в день, сколько нынешним детям и не снилось. А что сейчас? Школа, секции, репетиторы, а в перерывах разве что гаджеты, а по выходным, в лучшем случае, семейные походы в кинотеатр, кафе или развлекательный центр. В Советском Союзе мультфильмы показывали утром в выходные, телефонов и компьютеров не было, потому практически все свободное от учебы время дети проводили на улице. Ребята сидели по домам разве что в лютые морозы и даже дождь был не помехой для прогулки — если устали мерить лужи во дворе, то школьники располагались на лестничных клетках и играли в различные игры. Предлагаем вспомнить, во что же играли советские дети... окунитесь в ностальгические чувства :) 

1. Прятки
Это, пожалуй, самая популярная игра, в которую играли дети. Порой число участников достигало 25-30 человек, а водящий даже не знал всех по именам. Правила простые: водящий стоит у стены или дерева, чаще считает до 30, громко кричит "Я иду искать" и отправляется на поиски других игроков. Заметив того или иного участника, он бежит к старту, прикасается рукой "Туки-туки" и выкрикивает имя или "тот мальчик под лавочкой в синей футболке". Верхом мастерства игроков было улучить момент, когда водящий отойдет от стартового места, добежать туда и "отстукаться" самому.

2. Казаки-разбойники
Это игра, в которой все участники делятся на две команды — разбойники убегают и прячутся, оставляя по пути знаки в виде стрелочек, а казаки их ловят и сажают в импровизированную "темницу" — на лавочку или в беседку.

3. Пятнашки и "Выше ноги от земли"
Смысл у этих игр один — водящий должен запятнать одного из участников, после чего тот становится водящим. Только во второй игре задача усложняется — если игроку удалось оторвать ноги от земли, то есть забраться на дерево, на горку, на скамейку, то запятнать его нельзя. Ловить нужно тех, кто не успел найти "убежище".

4. Жмурки
Тут поиск игроков водящий ведет с завязанными глазами, причем сначала его раскручивают, чтобы он немного потерял ориентацию в пространстве. Игроку периодически хлопают в ладоши, чтобы обнаружить себя. Играли в эту игру на ограниченной территории, например, в беседке.

5. "Классики"
Для "Классиков" асфальт во дворе расчерчивали мелом на квадратики — где-то рисовали дорожку из одиночных и двойных, а у кого-то были приняты "классы" в виде дорожки 2х5. Непременный атрибут — битка, похожая чем-то на шайбу, но в реальной жизни это были или набитые чем-то тяжелым жестяные банки, или полиэтиленовые крышки, заполненные внутри пластилином, на которые сверху плотно надевалась закруточная жестяная крышка. Прыгая на одной ноге, надо было толкать битку "из класса в класс" (из квадрата в квадрат), чтобы она не вылетела за границы и не угодила на линию. Наступать ногой на линию тоже было нельзя. Прошел первый раунд успешно — кидаешь битку на цифру 2 и прыгаешь к ней, далее все так же.

6. Светофор
На расстоянии 5-6 метров друг от друга рисовали две параллельные линии, это расстояние считали проезжей частью. С одной ее стороны выстраивались многочисленные участники, с другой ведущий. Стоя спиной к ребятам, он называл любой цвет и поворачивался. Если этот цвет был на одежде, обуви, заколках и платочках игрока, он мог спокойно перейти на другую сторону. Если нет, то приходилось бежать через дорогу, а ведущий, да и другие игроки ловили бегунов и возвращали на исходную позицию. Игра начиналась заново, когда ведущий снова поворачивался спиной к участникам и называл новый цвет.

7. Цепи-цепи кованые
Не можем не вспомнить про веселую игру, в которой можно было вывихнуть руку и получить освобождение от физкультуры— не специально, конечно, но факт.

Чем больше народа в ней участвует, тем веселее. Для начала определяются составы двух команд. Чтобы избежать момента, что одна команда заведомо будет сильнее, часто использовали слепой метод: кто-либо становился спиной к участникам и его спрашивали, в какую команду идет этот человек, и так в отношении всех игроков.

Далее команды становились напротив друга и брались за руки, образуя цепи. Первая команда кричала: "Цепи-цепи кованые, раскуйте нас", а вторая отвечала "Кем из нас?". Первая команда должна решить, кто из команды соперников побежит, называют имя. Задача этого участника разбежаться и "разорвать цепочку" соперников. Если удалось это сделать, то бегущий забирает с собой кого-либо из пары, отпустившей руки, и возвращается в свою команду с пополнением. Если не смог расцепить руки, тогда остается в этой команде. И дальше уже вторая команда просит расковать цепи-цепи кованные.

8. Вышибалы
Вышибалы — одна из самых популярных игр с мячом советского детства. Вышибалы становились напротив друг друга на расстоянии 5-8 метров и пытались поочередно попасть мячом в участников, которые находились между ними. Те, в кого угодил мяч, выбывают, игра ведется до последнего игрока.

Если участников было немного, то вышибала мог быть и один, а участники выстраивались у сплошной стены дома.

9. "Тише едешь — дальше будешь"
С помощью считалки или жребия выбирали водящего. Игроки выстраивались в одну линию метрах в 20-25 от него. Водящий поворачивался к ним спиной, громко произносил фразу: "Тише едешь — дальше будешь. Стоп" и резко поворачивался. Если в этот момент кто-то из игроков продолжал двигаться, водящий отправлял его на стартовую линию. Чем быстрее двигались участники, тем сложнее было вовремя остановиться и замереть. Потому наиболее опытные игроки придерживались фразы, послужившей названием для этой игры.

Кстати, с выходом корейского сериала "Игра в кальмара" (18+), игра вновь стала популярной среди детского населения.

10. Штандер
Участники становились в круг, а водящий в центре бил мячом о землю несколько раз, приговаривая: "Штандер, штандер, штандер...". Затем резко подкидывал мяч как можно выше и выкрикивал имя одного из игроков. Все разбегались, а игроку, чье имя назвали, надо было поймать мяч и крикнуть "Стоп!". По этому сигналу все замирали на месте. А новый водящий (который поймал мяч), осматривался, выбирая "жертву". Затем прикидывал на глаз расстояние и озвучивал его, причем использовались для этого определенные измерительные единицы — обычные шаги, великанские, лилипутские, лягушачьи, муравьиные и верблюжьи. Главное было подойти к жертве как можно ближе, чтобы попасть в нее мячом.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость