27 марта 2023. В преддверии своего профессионального праздника артисты театра драмы имени В.Ф. Комиссаржевской в Уссурийске порадовали зрителя новой премьерой юбилейного сезона. В минувший уикенд на сцене с аншлагом прошли первые показы спектакля "Бесприданница" (12+) по пьесе Александра Островского, сообщила ИА UssurMedia руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Белошенко.
К Международному дню театра на всех театральных подмостках традиционно появляются большие премьеры. Уссурийский театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской подошел к выбору пьесы для постановки весьма ответственно, и тому несколько причин. Во-первых, в театре идет юбилейный 85-й сезон, от которого зрители ждут особенно ярких спектаклей. Во-вторых, юбилей и у самого автора — великого русского драматурга Александра Островского: в этом году по всей России отмечается его 200-летие.
И в-третьих, пьеса "Бесприданница" тесно связана с именем актрисы Веры Комиссаржевской, чье имя носит театр. Дело в том, что первые постановки пьесы еще при жизни драматурга оказались провальными. И публика, и критики восприняли замысел Островского как "историю пошлого обольщения глупой девицы". И только Вера Комиссаржевская, сама пережившая тяжелую личную драму, смогла сыграть Ларису именно так, как хотел автор, — показать всю трагедию обманутой любви. К сожалению, сам Островский не дожил до этой постановки.
С тех пор пьеса пережила множество постановок и экранизаций, среди самых заметных — "Бесприданница" (12+) Якова Протазанова с Ниной Алисовой (1936) и "Жестокий романс" (12+) Эльдара Рязанова с Ларисой Гузеевой (1984). В постановке уссурийского театра драмы роль Ларисы играет молодая актриса Надежда Глинская. Роль рокового мужчины Сергея Сергеича Паратова исполняет актер Максим Самойлов, в остальных ролях — ведущие артисты театра, выходит на сцену и сам режиссер Борис Бехарский.
Фоном всего действия выступает набережная Волги в городке Бряхимове (художник — Светлана Зарубина). Ажурная кованая ограда, изящные фонари — и надо всем этим бескрайнее небо, как полноправный участник истории. Его цвет подсказывает настроение каждой сцены и развитие событий: безмятежно-голубое в начале и тревожно-багровое в конце. Костюмы персонажей стилизованы под XIX век, и только цыганский пестрый табор, словно существует вне времени, узнаваем всегда. Кстати, в костюмах используется интересный прием: в первом появлении на сцене все персонажи одеты в монохромной серой гамме. Цвет, как яркость и полноту жизни, приносит с собой Паратов, постепенно краски появляются и в одеянии Ларисы, по мере того как чувства захватывают ее.
Еще один любопытный прием, только уже режиссерский, — "немое кино". В кульминационных моментах спектакля, таких, как объяснение Паратова с Ларисой и ссора Ларисы с Карандышевым, опускается проекционный экран, и актеры разыгрывают пантомиму, а текст появляется в виде титров. Правда, во времена Островского кинематографа еще не было, но это изящный реверанс в сторону первой экранизации "Бесприданницы" — еще без звука, когда актеры должны были преувеличенно выражать все эмоции, чтобы донести их до зрителей.
Премьерные показы состоялись 24, 25 и 26 марта с аншлагами, и, судя по отзывам в социальных сетях, прошли на "ура". Уссурийцы, как оказалось, давно хотели увидеть в репертуаре театра побольше постановок по русской классике, и "Бесприданница" стала ответом на этот запрос зрителей.