От маляра до президента ДВР: что связывает большевика Краснощекова с Уссурийском

Как выступление перед жителями Никольск-Уссурийского повлияло на карьеру известнейшего революционера
Александр Краснощеков обращается к народу с товарного вагона
Фото: из книги Бенгт Янгфельдт "Ставка-жизнь. Владимир Маяковский и его круг "

7 ноября 2022. Сегодня, 7 ноября, в России отмечают 105-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. Точнее, отмечают те, кто вообще помнит об этом празднике. Начиная с 90-х, знаменательный день несколько раз переименовывали, а позже он и вовсе перестал быть официальным торжеством.

Корр. ИА UssurMedia расскажет об одном из ярчайших представителей революции в Уссурийске — Александре Краснощекове. С нашим городом связан лишь малый, но яркий отрезок из недолгой жизни этого человека.

Адвокат большевиков

В августе 1917 года большевики Никольск-Уссурийского не представляли собой большой силы. По воспоминаниям старого большевика Тимофея Залуцкого, они были малочисленны, молоды и не снискали популярности у интеллигенции.

Как это ни парадоксально сейчас звучит, но тот год стал рассветом подлинной демократии в истории Никольск-Уссурийского. Идеи развития общества и текущие политические события обсуждались на многочисленных митингах горожан. Большой популярностью пользовались такие ораторы как мировой судья Грозин, лидеры меньшевиков Лавреньев (главный бухгалтер электростанции) и Максименко, который был мастером-железнодорожником. Учитель Медведев представлял правых эсеров, а среди левых эсеров и кадетов выделялись сливки интеллигенции города: директор женской учительской семинарии Рябинин, журналист Козлов, учительница Пригниц-Орлова. Но главной звездой эсеров был паровозный машинист Лапа.

Среди же большевиков был лишь один, кто мог уверенно бить оппонентов убойными аргументами — врач Гиллерсон. Но его выдвинули одним из пяти кандидатов в Учредительное собрание России, и он покинул Никольск.

Кем большевики могли заменить Гиллерсона? На этот счет у них были большие сомнения. Перед митингом, на котором должны были обсуждаться вопросы смертной казни и о войне, коммунисты были аутсайдерами. Накануне вечером они собрались решать, кто будет их представлять. Собрание носило унылый характер, пока не встал худой, горбоносый человек лет тридцати пяти:

— Разрешите мне выступить на митинге от имени коммунистов.

— Как фамилия?

— Краснощеков.

В президиуме перешептывались. Никто не слыхал такой фамилии. Как довериться совершенно незнакомому человеку? Не провокатор ли он?

— Из какого союза? 

— Из Союза портных.

— Большевик?

— Еще не оформился, но на революционной работе с 1896 года. В 1903 пришлось эмигрировать в Америку. Там компартии нет. Работал в профсоюзах. В прошлом месяце вернулся в Россию, приехал из Владивостока сюда.

Собравшихся подкупила уверенность, с которой рассказывал о себе человек в клетчатом пиджаке иностранного покроя. Коммунисты решили рискнуть. 

Митинг состоялся на следующий день. Перед многочисленной толпой выступали лучшие ораторы города. Краснощеков слушал внимательно каждого. На трибуну он вышел последним. Начал вяло, неохотно, и большевики готовы были провалиться со стыда за свой авантюрный выбор. Однако через две-три минуты Краснощеков по полочкам начал раскладывать выступления оппонентов, обнажая противоречия и нелепости, но подчеркивая уважение к удачным мыслям выступавших до него. Потом начал постепенно менять свой тон и завладел толпой полностью. В толпе то и дело слышался хохот, а самые удачные едкие фразы сопровождались шквалом аплодисментов. Закончил он изложением большевистской позиции по войне, миру и смертной казни и предложил свою резолюцию митинга, которая была принята единогласно.

Коммунисты были потрясены. Откуда им было знать, что против их оппонентов выступал профессор юриспруденции и ректор Чикагского рабочего университета. Они не знали, что человек в клетчатой куртке — адвокат и журналист, лидер крупнейших чикагских профсоюзных объединений.


Краснощеков. Фото: из открытых источников

Воплощение мечты

Большая советская энциклопедия уделяет Александру Краснощекову несколько строк. Американский энциклопедический справочник по русской истории — несколько страниц. В США Краснощекову была посвящена целая книга под названием "От маляра до президента".

Он действительно стал в свое время воплощением американской мечты, пройдя путь от нью-йоркского маляра до президента целого государства, впрочем, недолго просуществовавшего — Дальневосточной республики.

Александр Михайлович Краснощеков, он же Абрам Моисеевич Краснощек (по другой версии — Тобинсон, но большинство историков считают, что это псевдоним), родился в ныне печально известном, а тогда захолустном местечке Чернобыль 10 октября 1880 года.

В 15 лет уехал в Киев, готовился экстерном в университет. Через год Александр Краснощеков стал членом подпольного социал-демократического кружка, а затем — профессиональным революционером, "искровцем". После двух провалов, арестов и заключений в одиночку по директиве группы "Искра" перешел на нелегальное положение. Спасаясь от очередного ареста, выпрыгнул со второго этажа в окно. Бежал, уехал в эмиграцию.

В США Краснощеков прожил с марта 1903 по июль 1917-го. Работал сначала маляром, оклейщиком обоев, портным. Очень скоро в совершенстве овладел английским языком и много печатался в профсоюзной прессе под псевдонимами Тобинсон и Строллер (бродяга).

В Чикаго, куда он перебрался с семьей, Краснощеков окончил университет, факультет экономики и права, занялся практикой и вскоре стал одним из самых популярных адвокатов самого большого индустриального города США, защищая права рабочих и эмигрантов. Выиграл, в частности, нашумевшее "хлебное дело", по которому хлебопеки и кондитеры обвинялись в умышленном отравлении крупных банкиров.

В совершенстве изучив финансовое и банковское дело в Америке, Краснощеков на средства от выигранных процессов и гонораров открыл в Чикаго единственный в своем роде Рабочий университет, где несколько сот рабочих и эмигрантов получали необходимые знания в области экономики, права, профсоюзного движения, искусства, культуры. Не забыты были и их дети, для которых при университете открылась воскресная школа.

Покинул США Краснощеков в июле 1917 года, и провожали его на вокзале сотни рабочих и благодарных клиентов.

Президент и его деньги

После того митинга карьера Краснощекова пошла в гору семимильными шагами. Еще вчера никому не известный здесь "американец" избирается вскоре председателем Дальсовнаркома.

Скрываясь от японской интервенции, он бежит в тайгу. За его голову японцы назначают крупную сумму золотом. Несколько раз избегает расстрела. Попадает в "поезд смерти", но и тут чудом уходит от гибели. Его бросают в Иркутскую тюрьму и в очередной раз приговаривают к расстрелу, но в декабре 1919 Краснощекова освобождают восставшие иркутские рабочие. На Дальний Восток он возвращается с Красной армией и возглавляет правительство созданной им Дальневосточной республики — ДВР.


Краснощеков. Фото: из открытых источников

Кстати, в 70-х годах новосибирские ученые обнаружили документы, в которых ясно доказывается, что идея создания ДВР принадлежит Краснощекову, а не Ленину, как считает официальная история.

Одновременно и председатель правительства (президент), и министр иностранных дел ДВР Краснощеков необычайно популярен на Дальнем Востоке. Деньги с его собственноручной подписью, называемые в народе "краснощековками", благодаря золотому обеспечению являются самой твердой и надежной валютой за Уралом.

Недовольные чрезмерной активностью "американца" отдельные члены правительства ДВР сигнализируют в Москву о "сепаратистских намерениях" президента буферной республики окончательно оторвать ДВР от России. В специальном вагоне под государственным флагом ДВР (красный флаг с синим углом) он прибывает в Москву на празднование Октября, привозит в дар макет памятника Революции работы скульптора Жукова. И остается здесь навсегда — ДВР ликвидируют, вводят ее в состав РСФСР.

Краснощекова сразу определили на вторые и третьи роли — назначили заместителем наркомфина, членом президиума ВСНХ, а потом, когда по его предложению был создан Промбанк, он стал его председателем. В этой должности он и был арестован за "растрату": выдал деньги своему брату, инженеру-строителю Якову Краснощекову, а тот построил на них всем хорошо известное сейчас здание Центрального телеграфа на Тверской. В Лефортово у Краснощекова обострилась наследственная болезнь бронхов, и он был помещен в тюремную больницу.

"Необоснованность выдвинутых против него обвинений, — писал шведский исследователь Бенгт Янгфельдт, — подтверждается тем, что по окончании лечения его не вернули в тюрьму, а просто выпустили на свободу, несмотря на то, что он был приговорен к шести годам одиночного заключения".


Краснощеков. Фото: из открытых источников

Поправившись, Краснощеков уже не вернулся к прежней деятельности, а активно включился в разработку программ необходимых тогда стране лубяных культур. И здесь, сотрудничая с Николаем Вавиловым, он добился поразительных успехов: возглавил Новлубтрест, где были выведены высокоурожайные южные сорта волокнистых культур, разработал полную схему механизации всех работ — от посева культур до упаковки волокна. Завершить начатую работу ему не удалось. Вскоре после ареста Вавилова был арестован по ложному обвинению и сам Краснощеков.

"10 лет без права переписки" — сегодня мы хорошо знаем, что означал тогда подобный иезуитский приговор. 25 октября 1937 года Александр Краснощеков был расстрелян.


Общая могила №1, здесь и покоится первый председатель Дальневосточной Республики. Фото: с сайта yandex.ru/images

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость