Показывали спектакли под свист пуль: история военного театра в Приморье

Во время Великой Отечественной войны артисты выступали на дотах и палубах боевых кораблей
Гастроли театра в разные годы
Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

23 июня 2022. 1 июля 2022 года исполняется 85 лет драматическому театру Восточного военного округа. За свою насыщенную жизнь он успел поучаствовать в боевых действиях, работая на передовой. Артисты выступали в горячих точках, постановки и концерты на дотах и грузовиках были настоящей отдушиной для солдат. Во время войны с японцами театр Приморского военного округа стал первым советским театром, который увидело население Маньчжурии. История создания театра и подробный рассказ о его сотрудниках, в материале ИА UssurMedia.

Зарождение театра

В 1934 году при Уссурийском (Ворошиловском) Доме Красной армии появилась театральная студия. Создал ее выпускник Ленинградского техникума сценического искусства Фирс Шишигин.


Фирс Шишигин. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Смелый и весьма своеобразный молодой человек решил создать труппу из людей, доселе не имевших отношения к театру. Так артистами стали бойцы, командиры Красной армии и члены их семей. Прозорливость будущего режиссера промашку не дала: один из первых студийцев, красноармеец Александр Костров, обнародовал талант, впоследствии став главным художником театра и посвятив ему 50 лет своей жизни.


Александр Костров. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

1 июля 1937 года любительскую театральную студию реорганизовали в профессиональный драматический театр 1-й Особой Дальневосточной Краснознаменной армии. Фирс Ефимович стал первым главным режиссером театра. Возмужали и его воспитанники, бывшие студийцы. Так, Николай Белоусов впоследствии стал народным артистом РСФСР, Елизавета Ветрова — заслуженной артисткой ЛССР, Михаил Маслов — заслуженным артистом РСФСР, Олег Фандера — народным артистом РФ.


Постановление. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Молодая труппа работала над постановками "Слава" Виктора Гусева, "Падь серебряная", "Аристократы" Николая Погодина, "Год 19-й" Ивана Прута, "Любовь Яровая" Константина Тренева, "Гроза" Александра Островского, "Последние" Максима Горького, которые вошли в репертуар театра и принесли ему широкую известность.  

1940 год стал для юного театра периодом творческого возмужания. В его ряды влились новые творческие силы артистов, режиссеров, художников — выпускников Московских и Ленинградских институтов и театральных студий.


Сцена из спектакля. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Своего рода экзаменом для молодой труппы стала сложная постановка Николая Погодина "Человек с ружьем". Воссоздание образа Владимира Ильича Ленина в те годы было чревато определенными рисками — эпоха ошибок не прощала. Эту роль взял на себя режиссер-постановщик спектакля Юрий Щербаков, отлично справившийся с задачей. Впоследствии ему дали звание заслуженного деятеля искусств, народного артиста БССР, а театр стал первым, отважившимся на такой эксперимент.


Сцена из спектакля. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Военное время

Много и плодотворно работал театр в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Время было горячее. Каждый день приносил неожиданные изменения в обстановке на фронтах. Терять нельзя было ни часа. Не было злободневного репертуара — он писался самими артистами; не было достаточного опыта в проведении концертов в необычных условиях — его приобретали в практической деятельности; не было хоть мало-мальски приемлемых сценических площадок — приспосабливали любое, первое попавшееся помещение.


Сцена из спектакля. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Коллектив театра, разбившись на бригады, давал по 10-15 концертов в день. На машинах, подводах, зачастую пешком, перенося нехитрый реквизит на своих плечах; в казармах, в солдатских столовых, на дотах и палубах боевых кораблей несли свое искусство армейскому зрителю артисты военного театра.

Во время боев против японских империалистов в августе 1945 года театр работал на марше, продвигаясь вглубь Маньчжурии вместе с наступающими войсками, давая спектакли и концерты прямо на передовой, на наспех сколоченных площадках и импровизированных сценах.

Тогда театр Приморского военного округа был первым советским театром, который увидело население Маньчжурии. Высокое мастерство русских артистов оценили жители освобожденной Северной Кореи, Порт-Артура, где они помогали национальному китайскому театру ставить советские пьесы.

Послевоенное время и спектакль на берегу моря

С восторгом встречали спектакли Приморского армейского театра зрители из бывших эмигрантов. В 1952 году театральная труппа отправилась на гастроли на Модунский полуостров, где ставили спектакль "Порт-Артур" по пьесе Александра Степанова.

Спектакль играли прямо на берегу моря при свете мощных корабельных прожекторов. Посадочными местами для зрителей служили прибрежные камни. Успех был невероятным. Об этом необыкновенном спектакле рассказывали все газеты и журналы Китая, Кореи, Советского Союза.

В послевоенные годы театр постоянно пополнял свой репертуар новыми спектаклями о гражданской и Великой Отечественной войне: "Барабанщица" Афанасия Салынского, "Крепость над Бугом" Сергея Смирного, "Сильные духом" Дмитрия Медведева, "Разгром" Александра Фадеева, "В списках не значился" Бориса Васильева и другие. Ставили и классиков: Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Мольера, Александра Фредро, Лопе де Вега, Антона Чехова, Александра Островского, Максима Горького, Николая Гоголя и других.

Сценический риск

Более 70 спектаклей поставил главный режиссер театра, заслуженный артист и деятель искусств РСФСР Александр Ларский. Он был не только человеком необузданной фантазии и недюжинного таланта, но и невероятной смелости. Написав пьесу "Иван Голубь", где одним из главных героев был предатель родины, он столкнулся с тем, что артисты боялись браться за эту роль. Время тогда еще было военное, зрители — действующие военнослужащие. Завидев на сцене "предателя", они впадали в ярость, хватаясь за оружие. Пришлось Ларскому взять эту роль на себя, сыграв злодея на свой страх и риск.


Александр Ларский. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Александр Семенович до конца своей жизни проработал в театре Дальневосточного военного округа, который тогда многие называли "театр Ларского".

За всю свою 85-летнюю историю театр прошел тысячи километров по Иркутской, Читинской, Амурской областям, Хабаровскому и Приморскому краям, Сахалинской области, Камчатки, Курильским островам, Маньчжурии, Северной Кореи, Китаю, посетив самые отдаленные воинские части, гарнизоны и погранзаставы.

Театр Восточного военного округа сейчас

Во все времена театр гордился и продолжает гордиться высокопрофессиональными мастерами — более 10 человек удостоены звания "Народный артист" и свыше 40 артистов признаны заслуженными артистами СССР и Российской Федерации. Коллектив театра не раз завоевывал награды фестиваля драматических театров Министерства обороны РФ "Звездная маска", приморской театральной премии имени народного артиста СССР А.А. Присяжнюка "Серебряный медальон".

С 1997 года руководит театром заслуженный работник культуры РФ Николай Столбоушкин. За его плечами Львовское высшее военно-политическое училище, театральный факультет Хабаровского государственного института искусства и культуры. За 25 лет деятельности кроме общего руководства Николай Константинович поставил около 20 спектаклей.


Театр ВВО. Фото: предоставлено Татьяной Прохаско

Сегодня в репертуаре такие спектакли как "Преступление и наказание" (Ф. Достоевский), "Жар-Птица" (А. Колкер, Г. Алексеев), "Дамы и гусары" (А. Фредро), "Василий Теркин. Книга про бойца" (А. Твардовский), "Кадриль на свежем воздухе" (Ю. Ломовцев), "Двое на качелях" (У. Гибсон), "Чайка" (А. Чехов), "Анна Герман. Дом ее мечты", "Принцесса Сабрина" (Е. Шашин, Н. Кузьминых), "Дюймовочка и Принц" (К. Брейтбург, К. Кавалерян), "Незнайка в Солнечном городе" (Н. Носов).

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость