Как можно поступить в ведущие вузы страны без ЕГЭ: плюсы и минусы ВсОШ

О структуре и фишках олимпиадного движения рассказывают приморские школьники и учителя
Экзамен
Фото: Евгения Микушина, ИА UssurMedia

30 апреля 2022. В наше время в высшее учебное заведение можно поступить двумя способами: с помощью ЕГЭ или олимпиад. Юнкорр. ИА UssurMedia Анастасия Хмезюк разобралась в вопросе и побеседовала со старшеклассницей, побеждавшей в олимпиадах, и педагогом, подготовившей призеров олимпиад.

Особо предприимчивые давно знают, что олимпиады бывают двух видов: перечневые и Всероссийские (ВсОШ).

Про перечневые олимпиады

Перечневые олимпиады — олимпиады, которые были утверждены Минобразованием. На 2021-2022 год в этот список входят 86 олимпиад по различным направлениям и проходят обычно в два этапа: отборочный и заключительный.

Фишки перечневых олимпиад:

1) дойдя до 3 уровня, ученик может получить дополнительные баллы при поступлении на усмотрение университета;

2) дойдя до 2 уровня, ученик может получить 100 баллов по профильному предмету олимпиады;

3) дойдя до 1 уровня, ученик может поступить в университет без вступительных испытаний.

При этом школьники обязаны подтвердить результат, набрав 75 баллов на ЕГЭ по профильному предмету. Также результаты поощряются по усмотрению университета.

Про Всероссийскую олимпиаду школьников

Всерос — это тоже олимпиада, но ценится она куда больше. Почему же?

Различаются олимпиады тем, что результат перечневых олимпиад обязательно нужно подтвердить на ЕГЭ, победители и призеры Всероса не должны этого делать, достаточно сдать экзамен по профильному предмету на порог. Также перечневые дают лишь 100 баллов за ЕГЭ, а Всерос — место на бюджете.

Структура Всероссийской олимпиады школьников

Олимпиада проходит по 24 предметам и включает в себя 4 этапа:

1) школьный — для учеников 4 — 11 классов;

2) муниципальный — для учеников 7 — 11 классов;

3) региональный — для учеников 9 — 11 классов;

4) заключительный (Всероссийский) — для учеников 9-11 классов.

Особенность олимпиады заключается в том, что в каждом году устанавливается определенный минимум, который должен набрать ученик, чтобы пройти в следующий этап. Так, не пройдя этот порог, школьник остается на этом этапе, несмотря на возможное первенство в том же крае.

На личном опыте


Дарья Сафьянова. Фото: предоставлено Д. Сафьяновой

Дарья Сафьянова, ученица МАОУ СОШ № 7 "Эдельвейс" и победительница регионального этапа по литературе

— Когда ты узнала о ВсОШ и начала в нем участвовать?

— Об этой олимпиаде я узнала в седьмом классе, тогда и начала участвовать. Меня никогда не привлекали гуманитарные предметы, поэтому на протяжении трех лет я решала олимпиады по физике. И только в 11 классе я решила попробовать свои силы в литературе, победив в региональном этапе и отправившись на заключительный. Тогда я поняла, что могу поступить в ведущие вузы без ЕГЭ.

— Что сложнее: ЕГЭ или олимпиады?

— Сложный вопрос. Я думаю, что в таких предметах как физика, математика и химия лично для меня была бы сложнее олимпиада, так как она требует глубоких знаний по предмету, хорошей подкованности. С литературой все немного по-другому. Тут оценивается творческий подход к заданиям и понимание текста, за счет анализа отрывка можно было набрать 60 баллов из 100. Так, люди, которые не так хорошо разбираются в литературе, но прекрасно справляются с творческими заданиями, могут выиграть. Поэтому на этот вопрос сложно однозначно ответить. Но лично для меня олимпиада по литературе интереснее и проще, чем ЕГЭ.

— Поступить по олимпиаде в университет возможно?

— Да, это вполне реально. Надо лишь учитывать, что это сложно. Для поступления в вузы засчитывается всероссийский уровень, до которого не многие доходят, так что не следует надеяться на легкую победу.

— Многие ли знают об олимпиадах?

— О ВсОШ знают многие, но в школе не уделяется на это время. Я думаю, что именно из-за этого ребята из Приморья редко достигают каких-то высот в олимпиадах.

— К Всеросу можно подготовиться?

— К счастью, да. Олимпиаду можно назвать лотереей, так как до последнего неизвестно, что будут за вопросы. Но если хорошо знать материал, который публикуется на официальном сайте, можно справиться с любыми заданиями. Кроме того, в Интернете множество олимпиадных заданий за прошлые года и их анализов от проверяющих. Поэтому можно подготовиться, прорешивая их.

— Как ты готовилась?

— Не могу сказать, что серьезно. Просто еще в 10 классе я начала больше читать, а к 11 у меня сформировалась хорошая база. Уже ближе к олимпиаде мой учитель по литературе Бурмистрова Наталья Николаевна рассказала, что ценится при выполнении работы, в каком направлении нужно двигаться.

Взгляд педагога


Елена Асиновская. Фото: предоставлено Е. Асиновской

Елена Асиновская, преподаватель в "Ассоциации победителей олимпиад" и в "Общеобразовательной школе Центра педагогических практик" подготовила двух победителей и трех призеров Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

— Что такое ШЦПМ? Кого туда берут?

— ШЦПМ — это Школа Центра педагогического мастерства. Мы частная школа, специализирующаяся на подготовке к олимпиадам. Поскольку я являюсь соруководителем кафедры английского языка, то здесь и далее буду говорить именно об английском. Мы принимаем без вступительных испытаний детей, показавших высокие результаты на олимпиадах или имеющих сертификаты о владении языком на уровне С2. Для ребят без олимпиадного опыта школа, конечно, тоже открыта, но нужно написать тестирование на уровень языка, а также тест на знание русского языка, математики и общую эрудицию. Поскольку профиль английского существует только в 10-11 классах, а для победы на Всеросе нужен очень высокий уровень владения языком, на старте подготовки мы ожидаем как минимум сильный В2, но есть и более сильные дети.

— Как проходит обучение? Как добиваются таких высоких результатов?

— У ребят на профиле английского восемь академических часов языка и два академических часа страноведения в неделю. В подготовке мы пользуемся учебниками издательств Pearson, Cambridge university press, Oxford university press для подготовки к САЕ и СРЕ и дополняем их отечественными и зарубежными пособиями, вариантами олимпиад прошлых лет, авторскими заданиями.

— Если ты из ШЦПМ, то автоматически победитель всероса?

— Конечно, нет. В этом году у нас 21 победитель и 41 призер регионального этапа. Из-за чрезмерно высоких проходных в 11 классе на заключительный этап из них поедет всего 16 человек. Сколько из них возьмут дипломы, я не знаю. Хочется, конечно, верить, что все 16, но гарантий мы дать не можем.

— У детей из Москвы есть льготы? Им победить легче?

— Я бы не сказала, что у москвичей есть особые привилегии. У нас централизованно организована подготовка, перед важными этапами организуются сборы. Но это не значит, что москвичу нужно работать меньше, чем ребенку из региона. Возможно, в некоторых случаях чуть больше. К примеру, если никто из отдельного региона не набрал проходной балл на заключительный этап, то регион имеет право отправить одного участника по квоте. Получается, если вы набрали чуть ниже проходного балла, выступая за, скажем, Смоленск, то у вас все еще есть шанс принять участие в заключительном этапе, если остальные участники из Смоленска набрали ещеменьше. А в Москве такая ситуация невозможна, она высококонкурентная.

С другой стороны, возможно, у Москвы есть преимущество в том, насколько здесь развито олимпиадное движение. Детей информируют об олимпиадах, они раньше о них узнают и, как следствие, у них больше времени на подготовку. И, несомненно, в Москве есть самое главное — сообщество олимпиадников, поддерживающих друг друга. Заниматься подготовкой, зачастую изнурительной, приятнее в среде. Сообщество дает мотивацию, помогает не сдаваться. Одному заниматься грустнее. Но сейчас можно легко найти себе единомышленников в Интернете и кооперироваться онлайн, созваниваться в зуме. Многие ребята так делают.

— Достаточен ли уровень подготовки школьных учителей?

— Мне сложно судить об уровне подготовки учителей вообще. Могу сказать только, что всеросс требует от учеников уровня С1+ и владение социокультурной компетенцией (знание истории, культуры, литературы англоязычных стран). Конечно, не у каждого преподавателя в России есть С2, который нужен для работы с уровнем С1+.

— Как найти компетентного преподавателя?

— Нужно смотреть на язык и методику преподавания. Язык у преподавателя, готовящего к заключительному этапу, должен быть на уровне С2. Можно попросить у преподавателя сертификат — СРЕ, сданный на грейды А, В или С, или IELTS с общим баллом не ниже 8.5. Если у преподавателя сертификата нет, то это еще не значит, что он плох. Конечно, не все преподаватели сдают экзамены, чтобы подтвердить свой уровень: они довольно много стоят. Так что отсутствие сертификата ни о чем не говорит, но вот его наличие дает независимую оценку знаний языка преподавателя. С другой стороны, нельзя попадать в другую ловушку и ориентироваться исключительно на язык. Вчерашний призер всеросса может иметь С2, но мало кто из таких ребят знает, как работать с детьми. У них есть их история, они могут пытаться поделиться ею, но не всем подойдет именно их способ работы. Владение методикой показывает опыт, профильное образование, Кембриджские сертификаты преподавателей — TKT, CELTA, DELTA.

— ВсОШ дает возможность обычным школьникам поступить в престижные университеты или это только красивые слова? Так ли это реально, если ты готовишься сам?

— Я бы сказала, что ВсОШ дает возможность необычным школьникам поступить в престижные университеты. С1-С2 в 16-17-18 лет — это невероятный уровень. Не у каждого выпускника вуза, не у каждого преподавателя он есть. Готовиться самостоятельно реально. Даже если у вас есть репетитор, самостоятельной работы требуется очень много. Для достижения С1+ даже с сильного В2 нужно несколько сотен часов. Олимпиадники занимаются своим предметом зачастую по 30 и более часов в неделю. Ни один репетитор не будет с вами столько заниматься.

— Какие минусы формата вы заметили как преподаватель. Они есть?

— На Всеросе не очень удачная, на мой взгляд, система оценивания. Оценка зависит от количества совершенных ошибок, в результате чего работа, написанная слабым языком с очень базовыми конструкциями, может получить больше баллов, чем работа ребенка с уровнем С2, но ошибками в пунктуации. Я понимаю причины такого оценивания: в противном случае приходилось бы включать в критерии размытые формулировки вроде "богатый словарный запас". Это привело бы другим проблемам: что такое "богатый словарный запас"? как это оценить? Причины понятны, но все равно обидно видеть на практике две очевидно разные по уровню работы с одной оценкой.

— В России олимпиадное движение развито? Куда стремиться?

— Очень развито. Помимо всеросса есть множество вузовских олимпиад, тоже дающих льготы при поступлении. По некоторым предметам есть международные олимпиады, в которых школьники из России традиционно успешно участвуют. Давайте никуда не стремиться. Пусть в олимпиады приходят по любви.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость