За незабываемыми эмоциями нужно лететь на Дальний Восток

Министр туризма Камчатского края Владимир Русанов рассказал, почему регион становится новым центром притяжения туристов со всей России
Владимир Русанов, министр туризма Камчатского края
Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

26 марта 2022. Дальний Восток становится новым центром притяжения туристов со всей России.  Набирает обороты и внутренний региональный туризм — создание Единой дальневосточной авиакомпании позволяет хабаровчанам летать на выходные к камчатским термальным источникам, а жителям Камчатки — на Сахалин или во Владивосток. О новых туристических трендах по итогам завершившейся недавно в Москве международной туристической выставки MITT-2022 в эксклюзивном интервью ИА KamchatkaMedia рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.

—  Владимир Владимирович, насколько широко был представлен Дальний Восток на международной выставке? Было ли ощущение, что регион становится новой точкой притяжения туристов на карте России? 

— Из 11 субъектов Дальневосточного федерального округа на выставке было представлено 9 регионов. Это опять же хороший показатель того, что Дальний Восток — новый центр притяжения туристов. Это понимают и представители нашего макрорегиона, и на федеральном уровне. Мы четко осознаем, что та туристическая инфраструктура, которая существует на юге России, не сможет обеспечить прием всех желающих. И то, что раньше останавливало российских туристов от путешествия на Дальний Восток, — его удаленность — сейчас уже не так актуально. Раньше на чашу весов ставили либо путешествие в Европу за 3 часа, или на Дальний Восток — 9 часов перелета. Но теперь многие начинают осознавать, что если есть потребность получить незабываемые эмоции, то точно нужно лететь на Дальний Восток. 


Владимир Русанов, министр туризма Камчатского края. Фото: Елена Поддубная, ИА KamchatkaMedia

- Дальнему Востоку действительно есть, что предложить туристам. В этом смысле хорошо было бы объединиться нескольким регионам ДВ и предложить рынку комплексный туристический продукт. Есть такие инициативы? 

— Да, на это направлено мастер-планирование на уровне макрорегиона, которое делается сейчас для таких регионов, как Приморский край, Сахалинская область и Камчатский край. Одним из драйверов такого сотрудничества является создание Единой дальневосточной компании, которая упрощает и делает более доступными перелеты по Дальнему Востоку. И, опять же, надо понимать, что Дальний Восток — это более восьми миллионов жителей. И это схожие часовые пояса, и отсутствие джетлага — сдвига по часовым поясам, это минимальные неудобства по акклиматизации. И мы понимаем, что в центральную часть России мы летим на длинный отпуск, нет никакого смысла лететь на несколько дней. А сотрудничество между собой дальневосточных регионов позволяет как раз делать туристические продукты на несколько дней.

Сейчас набирает обороты практика, когда туристы с Камчатки летят на Сахалин покататься на лыжах, а сахалинцы, хабаровчане и жители Приморского края — к нам: паратунские базы отдыха сейчас очень популярны среди жителей этих регионов.То есть потенциал внутреннего дальневосточного туризма достаточно высок. 

— Тем более, что за границу сейчас особо не полетаешь...

— Да, учитывая, что пока еще ковидная история активна, даже те страны, которые к нам повернулись лицом, например Вьетнам, снова поставили туризм на паузу. И любой человек сейчас понимает, что перелет за границу несет за собой определенные риски. Соответственно, большой потенциал имеет туризм внутри России в целом и Дальнего Востока в частности.

— Владимир Владимирович, по вашим оценкам, в чем была особенность международной выставки в этом году? 

— В этом году, и это отмечали многие участники, сильно изменились посетители. Раньше всегда широко был представлен заграничный сектор стран, и люди, обычные посетители, приходили, чтобы выбрать себе место отдыха. А бизнес — турагентства — составляли меньшую часть. В этот раз было наоборот — пришел бизнес. И пришел тот бизнес, те туристические агентства, которые до этого работали исключительно со странами Европы, США, Южной Америки — они пришли искать новые дестинации на территории Российской Федерации. И что особенно нас порадовало, что стенд Камчатки — а он у нас был в форме вулкана! — всегда был полон посетителей. Мы один из немногих регионов, который привез такой широкий пул туроператоров, комплексных предложений.


Международная туристическая выставка MITT-2022. Фото: Министерство туризма Камчатского края

— Как оцениваете результаты участия Камчатского края в туристической выставке? 

— Интересно отметить, что представители камчатского турбизнеса, которые поехали на выставку, — а их было у нас 12, ехали туда с очень тревожным настроением, что понятно, учитывая текущую обстановку в связи с санкционным давлением на Россию. Они не понимали, что их ждет на мероприятии, сколько придет людей и кто будут те люди, которые придут. То есть была определенная доля скепсиса. В процессе подготовки к выставке часть участников отказалась ехать, не видя перспектив. Другая часть спрашивала нашего мнения, интересовалась текущей ситуацией, боялась, что выставка отменится, потому что ее проводит иностранный оператор. И многие участники, несмотря на то, что уже оплатили часть расходов — на производство стендов, покупку билетов, аренду выставочной площади, — готовы были понести эти убытки, но не ехать.

В итоге мы созвонились с организаторами, они нас заверили, что несмотря ни на что, даже на то, что большинство иностранных участников отказалось от участия, ни о какой отмене речи не идет, и они считают стратегически правильным эту выставку проводить. Соответственно, с этой позицией мы вышли на наши туристические компании. 

И уже первый день показал, что мы сделали правильный выбор. 

От некоторых регионов приехали только представители власти, туристско-информационных центров, а мы привезли еще и бизнес. У нас было 4 переговорных зоны, переговорные стойки... Конечно, некоторые регионы в нашу сторону посматривали с какой-то, наверное, внутренней обидой: почему у Камчатки так много всего.

И уже в первый день настроение наших туроператоров изменилось. То есть они действительно увидели перспективы того, что в этом году туристический сезон состоится. Конечно, рынок туристический в России меняется очень сильно. И у нас, как уже и губернатор озвучивал, есть большие перспективы за ближайшее время изменить концепцию развития туризма на Камчатке. 


Международная туристическая выставка MITT-2022. Фото: Татьяна Ломова

— В связи с этим власти, наверное, планируют поддерживать туристическую отрасль. На какие меры поддержки могут рассчитывать представители турбизнеса?

— Региональные меры поддержки направлены на решение каких-то текущих, буквально точечных проблем. А важно отметить, что у нас системное преобразование туристического рынка. Ведь мы понимаем, что, наверное, ни одна мера поддержки не может настолько дать толчок к развитию, как системные изменения. И в качестве аргумента можно обратить внимание, что в этом году продолжается такая мера поддержки, как кэшбэк, который уже несколько лет подряд осуществляет Ростуризм. По мнению Ростуризма, сейчас это, наверное, наиболее востребованная мера поддержки — они планируют, что в этом году ею воспользуется более миллиона туристов. Кэшбэк составляет не более 20 тысяч, но мы же понимаем, что это существенная скидка. Исходя, например, из средней стоимости тура на Камчатку в 120-140 тысяч, 20 тысяч — это порядка 15-20 процентов. И иногда эти суммы являются чуть ли не ключевым поводом позволить себе поехать на Дальний Восток из Москвы, Санкт-Петербурга, центральной части России. У нас были экспериментальные программы, когда даже подарочные карты номиналом 3-5 тысяч рублей для человека играли решающую роль для выбора Камчатки в качестве дестинации — была у нас такая акция два года назад. А тут сумма в несколько раз больше!

Также важно отметить, что 22 марта Ростуризм объявил о старте поддержки проектов по развитию туристической инфраструктуры. Регионы вместе с предпринимателями смогут в рамках этих мер поддержки открыть новые кемпинги, автокемпинги, обустроить пляжи, туристические маршруты, создать новые авторские маршруты и экскурсии, обустроить туристическую среду для людей с ограниченными возможностями здоровья и места отдыха для туристов. В целом данные меры поддержки направлены на очень широкий ряд туристических активностей, и суммы грантов по данным мерам поддержки составляют от 3 до 10 миллионов рублей. Единственное, что заявитель на данную меру поддержки должен обеспечить 30-процентное софинансирование.

— А для малого и среднего бизнеса?

— Для малого и среднего бизнеса у нас сейчас доступны кредитные каникулы сроком до шести месяцев тем заемщикам, которые заключили договоры до 1 марта. Принят нулевой НДС, хотя, в принципе, для Камчатки он не очень актуален, потому что на данный момент ни одна гостиница не подтверждает, что они работают с НДС. Все они на упрощенной системе налогообложения в основном работают на Камчатке.

Что касается региональных мер поддержки, наверное, можно уже сейчас говорить о том, что первый пакет мер поддержки для предприятий принят в регионе. Он также в себя включает налоговые преференции, снижение ставок по кредитам, финансовую поддержку для различных направлений бизнеса. Информация обо всех действующих и текущих мерах поддержки всегда доступна на сайте "Мой бизнес" и правительства Камчатского края. То есть понятно, что меры поддержки могут меняться от ситуации к ситуации, от месяца к месяцу, и всегда за актуальным текущим перечнем мер поддержки надо обращаться в специализированный наш институт развития предпринимательства — центр "Мой бизнес".

Еще важно отметить по региональным мерам поддержки. Сейчас все понимают, что идет эра цифровизации. И чтобы туристический продукт дошел до потребителя, информация о нем должна быть цифровизирована. И у нас перед туристическими компаниями, перед гостиницами, стоит сейчас цифровой вызов — они должны научиться грамотно и правильно упаковывать свои продукты в "цифру". У нас ушли несколько мировых систем бронирования гостиниц, которые обеспечивали более 50 процентов бронирования. Буквально сегодня изучали статистику по нашим гостиницам, и видим, что не у всех классифицированных гостиниц даже сайты есть, не говоря о системе бронирования номеров! И одной из перспективных задач мы видим создание таких мер поддержки в регионе, которые были бы направлены на цифровизацию туристических услуг, чтобы наши туроператоры и гостиницы смогли создавать сайты и оцифровывать свои услуги. Мы также понимаем, что необходимо создать единый маркет-плейс — единое цифровое окно в регион. Таким единым окном должен стать наш туристический портал Visitkamchatka.ru где мы уже, в свою очередь, будем давать ссылки на все туристические порталы, порталы наших гостиниц и туристических компаний. Мы создаем окно, единую точку входа с понятно размещенной информацией. Опять же, так как Visitkamchatka.ru является государственным порталом, мы гарантируем, что вся информация, которая размещается на этом портале, является актуальной, проверенной, все гостиницы, которые размещаются на этом портале, классифицированы, все туристические компании имеют лицензию на туроператорскую деятельность, оказывают услуги законным способом, туристы полностью застрахованы, получают все гарантии. 

— Владимир Владимирович, на ваш взгляд какая первоочередная задача сейчас стоит перед туристической отраслью региона? 

— Сегодня, в это непростое время, у нас есть уникальная возможность проанализировать детально все наши сильные и слабые стороны, оценить перспективы и вывести развитие туризма в регионе на качественно новый уровень.


Камчатка получает награды. Фото: Министерство туризма Камчатского края

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость