Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— Какой должна быть библиотека, чтобы в неё хотелось приходить? И какой Вы представляете себе библиотеку будущего?
— На сегодняшний момент успешной будет библиотека роскошная, которая выглядит дороже чем все, что есть у тебя дома — по дизайну, по атмосфере, по запахам, по цветовым решениям, по людям. Библиотека должна быть самым роскошным, что человек может увидеть в городской среде. Эту фразу я заимствую всегда у Бориса Куприянова — известного книжного популяризатора, с которого начались изменения в российской библиотечной среде.
Сейчас библиотеки в большей степени держатся за счет детской аудитории и пенсионеров, для которых это единственный и самый доступный способ развлечения. Публика почтенная будет уходить со временем по причине возраста. И на ее место должны приходить люди, которые уже сейчас 70% своего рабочего времени проводят в цифровой среде. Через 5-6 лет мы не увидим ни одного ребенка, который бы читал книгу в привычном бумажном формате.
Обеспечить школы бумажными книгами — это не переключить одну кнопочку, чтобы электронные учебники появились во всех населенных пунктах страны. В университетской школе Дальневосточного федерального университета почти все старшеклассники не пользуются бумажными учебниками. В прошлом году Герман Греф объявил о том, что Сбер приобретает контрольный пакет издательства "Просвещение" — монополиста в области книг для средних образовательных учреждений. Надо ожидать, что это будет революция. Мы проснемся и будем жить в другой реальности.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Сейчас библиотека — это последний оплот красивой бумажной истории. Но дальше это будет роскошью, потому что тут играет роль вопрос удобства. Человекрационально выбирает то, с чем ему удобнее жить, на что он меньше будет тратить сил. И если есть возможность, сидя дома, купить и прочитать книгу, он не будет совершать движения. Просто рациональная составляющая обыкновенного человека в XXI веке будет говорить: "Зачем?". За пять лет, с 2017 до 2022 года, книга подорожала более чем на 50%. Если мы говорим о перспективе 2030 года, то книга будет стоить, на мой взгляд, не меньше 2-3 тысяч рублей.
Немаловажным фактором является экологическая повестка. Сейчас все, что стоит на полках — это, условно говоря, Покровский парк, начисто вырезанный и превращенный в книги. Может быть, лучше прочитать в электронном виде, но, сидя в прекрасном парке с зелеными деревьями. По-моему, этот вопрос обострится уже через несколько лет.
Литературный топ Сергея Соловьёва. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Но это не приговор бумажной книге. У нас перед глазами есть пример музыкальной индустрии, которая в одночасье, благодаря новым платформам, лишила нас счастья вставлять кассеты в магнитофон. Мы все сначала скачиваем цифровую копию. Но когда ты открываешь для себя группу, которую ты будешь переслушивать, с которой связаны самые яркие впечатления, то в обязательном порядке пойдёшь и купишь дорогую грампластинку. Ты заплатишь эти деньги, потому что ты хочешь, чтобы эти воспоминания стояли всегда на видном месте, а ты, проходя, периодически трогал их рукой, как бы возвращая себя в это время и отдавая дань артисту. С книгой будет то же самое.
— Сейчас Вы являетесь директором научной библиотеки ДВФУ. А как меняются научные библиотеки, в том числе, электронные? Становится ли научная литература более доступной?
— Open science или открытая наука — это новая тенденция. Ведущие ученые заключают договоры с университетом, чтобы их работы были открытыми для всех. Мне сложно читать техническую литературу, но, например, лингвистику или коллекцию современного английского языка, которую приобрел университет благодаря Оксфордском фонду, я, конечно, знаю. Мне было очень важно, чтобы университет ее получил. Это случилось год назад, и это одно из самых важных приобретений. Английский для технических и для гуманитарных наук — несколько разный. Мы лет на пять обеспечены литературой, связанной с изучением специализированного английского языка по оксфордским канонам. Наверное, сейчас у нас одна из самых качественных языковых научных баз.
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
— По уже сложившейся традиции рубрики, расскажите о книгах, которые повлияли на Вас, и которые Вы бы хотели порекомендовать нашим читателям.
— Я абсолютно уверен, что в последнюю неделю у многих встаёт вопрос о переезде, о дальнейших перспективах и, в целом, о будущем. До определенного момента я считал, что лучшую эмигрантскую литературу и, в целом, о русских за границей, писал Довлатов, потому что он вынужден был уехать в конце 70-х годов и долго приживался. Это, конечно, писатель номер один, повлиявший на меня. Но если говорить о том, что посоветовать человеку, который раздумывает уехать, то я посоветую не Довлатова, а "Это я — Эдичка" Эдуарда Лимонова (18+) — человека весьма радикальных взглядов. Именно "Это я — Эдичка" — то, что стоит прочитать перед тем, как ты хочешь сделать выбор. Может быть, это остановит. Я гонялся за ним несколько месяцев и купил его только в Архангельске. Сейчас есть во Владивостоке. Это, конечно, с любовью изданное, потрясающее, очень важное для современной русской литературы произведение.
"Метель" Владимира Сорокина (18+) — одного из современных авторов, которых жутко ненавидят — это некое переосмысление повести "Метель" Александра Сергеевича Пушкина. Это очень глубокое, на мой взгляд, совершенно правильное с точки зрения XXI века произведение. Мне кажется, что Пушкин мог бы так писать, живи он среди нас сейчас. Всё, что происходит сейчас, описано, как мне кажется, в других романах Владимира Сорокина "Сахарный кремль" и "День опричника".
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Как уже говорил, всячески рекомендую детям читать с любого возраста "Приключения Эмиля из Лённеберги" Астрид Линдгрен (0+). Советую все произведения этого автора и, кстати, всю скандинавскую литературу. Потому что приучая ребёнка к фонетически сложным именам с малым количеством гласных, вы решаете практически все логопедические проблемы. И чем раньше вы начнете читать такую литературу, тем больше шансов, что ребенок будет произносить слова правильно, у него будут удаваться твердые звуки.
Кстати, Астрид Линдгрен — это великая детская писательница с трагической судьбой. Швеция, при всей своей демократии, очень консервативная страна. Астрид Линдгрен родила дочь, но никогда её больше не видела. Она не могла содержать ее, потому что была очень бедна на тот момент и государство забрало ребёнка. Свои последние 30 лет Астрид Линдгрен провела в переписке с маленькой девочкой, которая прочитала одну из ее работ и написала ей очень трогательное письмо от читательницы. Они ни разу не встретились, но этот ребёнок стал кусочком сердца, оторванным когда-то.
И ещё один практический совет родителям, который точно будет работать — книга Лиз Пичон "Том Гейтс. Мой головокружительный мир" (0+). Если ребёнок не читает, это универсальный вариант. Лиз Пичон написала эту книгу своему ребенку, когда тот попросил что-то почитать. Она начала рассказывать какие-то истории, а потом поняла, что из этого может получиться книга. Главное даже не в тексте, а в том, как она оформлена. Вы прочитаете ребёнку всего лишь пару первых страниц, а дальше он начнет читать сам, потому что именно так выглядят последние страницы рабочих тетрадей мальчишек-школьников: комиксы, рисунки. Ребенка не оттянешь. И будьте уверены, что скоро он спросит: "А что дальше почитать?".
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
.. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Сергей Соловьёв. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
.. Фото: Евгений Кулешов, ИА PrimaMedia
Смотрите полную версию на сайте >>>