Как воспитательница стала скульптором и кутюрье: история мастерицы кукол из Уссурийска

Елена Озерчук шьет не только кукол, но и весь гардероб для них — от обуви до нижнего белья
Елена Озерчук
Фото: инстаграм @doll_handmad

26 февраля 2022. Обычная прогулка по сайту для мастеров и рукодельниц подарила Елене Озерчук из Уссурийска вполне серьезное увлечение. Увидев четыре года назад объемную куклу в Интернете, женщина решила сама сшить нечто похожее. На сегодня мастерица создала десятки интерьерных кукол в технике скульптурного текстиля, где детализируется каждая черта лица и тела, а готовому изделию тщательно шьется полный комплект одежды. Хорошим подспорьем в творчестве Елене послужило художественное образование и рукоделие с воспитанниками детского сада, сообщает ИА UssurMedia.

Как вспоминает сама Елена Озерчук, первую куклу она сшила в 9 лет из куска белой простыни и лоскутков ткани. Дебютное творение стало любимой игрушкой юной мастерицы. Однако за уроками, занятиями в художественной школе и массой увлечений куклы были забыты на долгие годы.

При этом рукоделие всегда присутствовало в жизни Елены: было и шитье, и вязание, и макраме. Творческой оказалась и работа воспитателем в детском саду, где шились костюмы на утренники и мастерились поделки. А четыре года назад в жизнь Елены вновь ворвались куклы.

— Сидела в Интернете, увидела там объемную куколку. Мне захотелось что-то подобное сшить, например, для внучек или родственников. Тогда-то я по-настоящему и "заболела" куклами, — рассказала Елена Озерчук.

Первый результат нового увлечения был облачен в несъемное платьице, а на лице красовались только глаза-бусинки. Мастерица и по сей день хранит эту куклу, хотя и признается, что изделие получилось не без изъянов.

Следующим своим работам Елена решила придать большего сходства с человеческим лицом, а тела кукол сделать более подвижными. Методом проб и ошибок рукодельница освоила технику скульптурного текстиля. Начинается процесс с головы: здесь труд подобен пластической операции.

— Делаю основу из хлопка и плотно набиваю ее синтепоном. Из получившегося формирую глазки, ротик — утягиваю нитками. Затем подваливаю шерсть, чтобы выровнять черты лица. И уже на получившийся "череп" надеваю трикотажный чулок, то есть "кожу". Немного клея — и голова готова, — описала технику мастерица.

Остается немного макияжа и финальная грунтовка — и вот у будущей куклы появилось собственное выражение лица. Но такая видимая легкость занимает целых два дня, а ошибки практически невозможно исправить. Как рассказала Елена Озерчук, если с заготовкой что-то пошло не так, то кукольная голова отправляется в помойку. К счастью, такое случается редко.

Чуть позже голова обрастает шевелюрой, которой позавидовала бы даже длинноволосая Рапунцель. Обычно мастерица для этого использует трессы (пряди, прикрепляемые заколками или капсулами — прим. ред.) из шерсти верблюда, ламы или козы. Хотя у куклы на голове могут "вырасти" и обычные нитки. Например, если задуман образ лохматого домовенка.

Остальные части кукольного тела тоже не так просты, ведь им нужна не только прочность, но и подвижность. Однако вместо скелета и мышц в ход идут синтепон и опилки. Конечностям помогает проволока, чтобы кукла могла согнуть пальцы и руки в локтях. Суставы заменяют деревянные бусины и пуговичное крепление к туловищу.

Некоторые куклы Елены Озерчук могут самостоятельно стоять. Но с этим повезло персонажам ростом не выше 32 см. Более рослым и объемным куколкам приходится опираться на подставку или только сидеть. Кстати, усидчивость прорабатывается дополнительно. И без наполнителя, похожего на мелкие шарики (гранулята), тут не обойтись.

Нетрудно догадаться, что весь "внутренний мир" делает куклу тяжелее своих фабричных подружек.

— Например, моя Пеппи Длинныйчулок, которая может твердо стоять на ножках, весит около 800 граммов. При этом у куклы не было суставов-бусин, только пуговичное крепление, — рассказала Елена Озерчук.


Работы Елены Озерчук. Фото: инстаграм @doll_handmad

Так и выглядит техника скульптурного текстиля в варианте Елены. Как рассказала сама мастерица, поиск новых приемов для творчества продолжается и по сей день. При этом не всегда готовое изделие выходит так, как было задумано.

— Бывает, валяешь голову куколки, собираясь сделать 9-летнюю девочку с пухлыми щечками. А в итоге получается возраст лет 40 да еще и мальчик. Но что поделать, отсюда уже дальше шагаешь, — вспомнила забавный случай Елена Озерчук.

Готовая кукла — это еще не конец творческого процесса. На этом этапе рукодельница меняет свое амплуа, из скульптора превращаясь в кутюрье. Стоит сказать, что одежда у кукол съемная.

И так как изделие во многом повторяет человеческие очертания, гардероб должен соответствовать всем рамкам приличия. Как и человек, кукла сперва одевается в нижнее белье. Если сверху надевается платье, то только с подъюбником.

— А вдруг куклу захотят раздеть, переодеть. Поэтому я шью полный гардероб, — объяснила Елена Озерчук.


Следующая новость