Учил вальсу будущих генералов: 60 лет педстажа отметил учитель танца Суворовского училища

Интервью Эдуард Кучеренко дал юнкорам училища
Эдуард Кучеренко на уроке танца
Фото: предоставлено УссСВУ

10 декабря 2021. Есть старая восточная притча. Пришел человек к мудрецу и сказал ему: "О, мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни". Подумал мудрец и научил человека... танцевать.

В нашем училище есть свой мудрец, удивительный человек, который преподает искусство танца суворовцам уже 60 лет. Все эти годы Эдуард Иванович Кучеренко ежедневно проходит через КПП Уссурийского суворовского военного училища, чтобы учить суворовцев танцевальному искусству, а вместе с ним прививать любовь к родине и своему народу. Что в жизни педагога значат танцы, как менялось училище и суворовцы, остались ли нереализованные планы — об этом и другом мы говорили с Эдуардом Ивановичем.

— Неужели за 60 лет не возникало желания сменить место работы?

— Были и огорчения, и разочарования, но желания уйти из училища — никогда. Танцы — моя жизнь, а в воспитание суворовцев вкладывал все знания и всю душу.


2021 год — вручение медали Генерал армии Хрулев. Фото: предоставлено УссСВУ

— Расскажите о своем детстве, откуда это увлечение хореографией?

— Родился в 1942 году в рыболовецком поселке Кузнецово Тернейского района. Нас было девять детей. Время тяжелое, военное. Спасало большое хозяйство, огород и море. С раннего детства все дети работали в поле на заготовке сена, помогали родителям в огороде, рыбачили. Два моих брата воевали, трое стали, как и отец, механиками, сестры пошли в торговлю. Я уже в первом классе ходил в школе на танцевальный кружок, который вела учительница пения. В шестом классе перешел заниматься в клуб. Мои первые танцы были под музыку "Светит месяц", "Яблочко", "Барыня". Это детское увлечение и определило мою профессию. После девятого класса поступил в культурно-просветительское училище и окончил его по специальности "организатор и методист клубной работы" (руководитель самодеятельного танцевального коллектива). Уже со второго курса я проходил практику в Уссурийском суворовском военном училище. Организовывал вечера отдыха, проводил танцевальные занятия. Параллельно занимался с детьми в местном Доме пионеров. По окончании училища меня пригласили в УСВУ преподавать танцы. Даже не верится, что столько лет прошло, ведь многое помню, как вчера!

— А помните свой первый урок?

— Удивительно, но я помню и первый, и второй, и третий уроки. Первым был урок у 11-классников. Занятие проходило в специально оборудованном танцевальном классе со станками. Никаких магнитофонов и проигрывателей не было. Музыку на баяне исполнял помощник командира взвода — солдат-срочник. Мне было 18 лет, а некоторым моим ученикам 20 — 21 год. Я очень волновался. Тема урока "О культуре танца и танцевальной этики". На занятии присутствовал заместитель начальника по учебной работе подполковник А. П. Кислов. На некоторое время от волнения я забыл, что говорить. Суворовцы терпеливо ждали продолжения, подполковник предложил воспользоваться конспектом. Я справился с волнением и продолжил занятие. Вскоре услышал за дверью детский плач. После урока выяснилось, что суворовца ждала с урока жена с ребенком. Вот как, у ребят уже были семьи и дети, а они осваивали искусство танца.

— Неужели, им это было так необходимо?

— Парни ходили с удовольствием. В училище часто проводились вечера, на танцы приходили девушки. Я обучал не только умению двигаться, но и хорошим манерам: как пригласить девушку, как держать ее во время танца, о чем говорить, как провожать. Многим ребятам навыки пригодились для исполнения вальса на собственной свадьбе.

— Вы можете примерно назвать, скольких мальчишек вы научили танцевать?

— Что вы! Я не считал. Раньше танцы были обязательным учебным предметом, оценка шла в аттестат. И я уверен, было правильно. Ведь задача Суворовских училищ не только подготовка учащихся к дальнейшей военной службе, но и к суровой "школе" жизни, воспитание всесторонне развитой личности, глубоко образованных людей, что невозможно без общей культуры. Именно такие предметы как "Основы танцевального обучения", "Этикет будущего офицера" этому способствуют.

Еще Петр I заботился о развитии широкого культурного кругозора у воспитанников военных школ, будущих офицеров. Их обучали рисованию, фехтованию и танцам. Уровень танцевальной подготовки кадетов Шляхетского корпуса, учрежденного в 1731 году, был так высок, что при нехватке исполнителей их приглашали выступать в кордебалет итальянской оперно-балетной труппы. Военные считались не только самыми образованными людьми, но и по праву лучшими танцорами. По моему мнению, эти традиции не должны исчезнуть.

— Какие направления танцевального искусства осваивали суворовцы?

— Под моим руководством в училище появился танцевальный коллектив "Юность". С девушками из культпросветучилища суворовцы танцевали вальс, мазурку, полонез. С выступлениями мы объездили много городов Приморья и России — Хабаровск, Новосибирск, Москва.

В 1976 году наш коллектив чествовал президента Чехословакии Людвига Свободу и его супругу Ирену, танцевали полонез и мазурку. Тогда к выступлению несколько дней суворовцев готовил балетмейстер Кировского театра оперы и балета. Зал аплодировал мальчишкам стоя.

Сегодня ребята танцуют вальс, разучиваем танго, но им, конечно, интересны и другие направления: хип-хоп, тектоник, брейк.


1976 год, г. Хабаровск. Танцевальный коллектив училища на концерте в честь президента Чехословакии Людвига Свободы и его супруги Ирены. Фото: предоставлено УссСВУ

— Как вы относитесь к современному танцу?

— Мое любимое направление — бальные. До 43 лет я выходил на сцену именно с бальными танцами. К современным относился очень сдержанно, пока сам их не освоил. Ездил на курсы повышения квалификации, смотрел видеоуроки в Интернете. Любой танец имеет право на жизнь. Ведь это, в первую очередь, самовыражение, и каждый имеет право делать это так, как ему нравится.

— За 60 лет суворовцы изменились?

— Сегодняшние дети очень умные, сообразительные, любознательные. Но из-за Интернета владеют лишней и часто не соответствующей возрасту информацией. К моему сожалению, культура поведения современных молодых людей оставляет желать лучшего.

Раньше среди суворовцев было много детей-сирот, из неполных и бедных семей. Но ребята отличались воспитанностью, уважительным и трепетным отношением к старшим, особенно к учителям. А сейчас могут пройти мимо и не поздороваться. Поэтому на занятиях по этикету мы говорим о хороших манерах, обучаемся культуре речи, корректности, такту, дискутируем на темы "Кто такой рыцарь", "В чем красота человека", знакомимся с правилами поведения за столом, в театре, в кино, в самолете.


Эдуард Кучеренко на уроке танца. Фото: предоставлено УссСВУ

— Какой период жизни училища вам запомнился больше всего?

— Сегодня училище в своем расцвете. Таких замечательных бытовых условий и материального обеспечения не было никогда. С содроганием вспоминаю времена, когда мы танцевали на дырявом полу, а репетиции я вел в верхней одежде из-за жуткого холода в танцевальном классе. Это были сложные 60-70-е годы. Но я скучаю по общению и традициям, которые были тогда в коллективе. Все друг друга хорошо знали, отмечали праздники, для ребят было много вечеров, дискотек. Сегодня все немного разобщены.

— Чем вас радуют и огорчают суворовцы?

— Радуют своей любознательностью, гибким умом. Они не огорчают.

Я считаю, что это нам, педагогам, надо быть внимательнее к настроению и чаяниям ребенка. Если урок не складывается, ищу, что я сделал не так. Огорчает, пожалуй, когда ребенок, в которого вкладывал душу, бросает занятия, потому что не успевает заниматься танцами из-за большой загруженности.

— С какими трудностями сталкивается в работе учитель?

— Необходимо уметь приспособиться к разным характерам детей. Нужно видеть не плохое в воспитаннике, а разглядеть и развить хорошее. Я очень люблю свою работу, а без танцев не могу жить.

— Поддерживаете связь с выпускниками разных лет?

— А как же! Я ведь знал не только ребят, но и их родителей. Раньше суворовцы писали письма, сейчас звонят по телефону.

Два года я обучал танцам А. В. Дворникова (генерал армии, Герой России, командующий войсками Южного военного округа). Помню, с трудом ему давался вальс. А потом он говорил спасибо, потому что благодаря навыкам, полученным в училище, смог обучить вальсу жену, дочь и внучку.

На выпускном в 1969 году мама суворовца Владимира Кузьмичева (генерал-полковник, начальник Военной академии МО РФ) подарила мне цветы и поблагодарила за то, что научил сына танцевать вальс. Танцевал в нашем коллективе Юра Гавриков. Он еще до поступления в УссСВУ окончил школу бального танца в Хабаровске. После нашего училища поступил в ТОВВМУ (Тихоокеанское высшее военно-морское училище) и продолжал танцевать в ансамбле "Амурские зори". А недавно я узнал, что он признан лучшим скульптором г. Владивостока.

Многим выпускникам, которые посещали с дипломатическими приемами разные страны, пригодились правила этикета и поведения за столом

— Как вы поддерживаете себя в такой отличной физической форме?

— Много лет ежедневно делаю зарядку. Начинаю еще лежа в кровати, с разминки пальцев ног. Обтираюсь прохладной водой, на протяжении длительного времени хожу в сауну. Люблю баню и горячий пар.

— А какие еще у вас увлечения?

— С удовольствием посещаю театр, смотрю хоккей, нравится гулять.

— Есть ли у вас нереализованная мечта?

— Мечтаю создать в нашем училище бальный коллектив. В бальном танце больше культуры — он грациозный, эстетичный, очень красивый, но требует немало сил, энергии, выдержки. Если народный танец исполняется в ярких костюмах, то здесь суворовец танцует в форме. Это тоже важный воспитательный момент.


Интервью Эдуард Кучеренко дал юнкорам училища. Фото: предоставлено УссСВУ

И мечтаю, чтобы в училище проходили балы, не дискотеки, а именно балы, на которые будут приглашены и девушки. Я посетил в городе два Пушкинских бала. Молодые люди в шикарных нарядах 19-го века танцевали менуэт, вальс, падеграс, гавот. Значит, молодежи это интересно и нужно. Пусть и наши ребята учатся любить искусство, разбираться в его тонкостях, понимать и ценить прекрасное во всех его проявлениях.

Юнкоры УссСВУ Данил МЫГАЛЬ, Ярослав МОГИЛЬНИКОВ, 8 класс

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость