9 июня 2021. В конце 90-х — начале 2000-х годов серьезные побеги из Приморских колоний происходили раз в 1-2 года. Так, один из громких "рывков" случился в исправительной колонии №41 под Уссурийском. 6 июня 2005 года сквозь ограду прорвались трое зэков, наказанных за убийства. Подробности побега 16-летней давности — в материале ИА UssurMedia.
Александру Громову на момент побега был только 21 год. Переехал в Приморье из Краснодарского края. До ареста жил в Находке.
На год старше был уроженец села Борисовка Уссурийского городского округа Дмитрий Трубецкой. Перед тем как попасть за решетку, парень проживал в Партизанске.
Богатое криминальное прошлое было у самого старшего заключенного в этой "тройке" Сергея Жука. На тот момент мужчина успел убить милиционера и уже имел опыт побега из-за колючей проволоки. Первый "рывок" Жук совершил из колонии поселка Волчанец.
Первая информация о происшествии появилась утром 6 июня 2005 года. Предварительные данные гласили, что в 04.33 утра из исправительной колонии совершили побег трое заключенных.
— Все трое были осуждены за убийства, — сообщал "Комсомольской правде" и.о. замначальника Приморского управления ФСИН полковник Вячеслав Постнов. — Всем предстояло отбыть в колонии большие сроки — от 15 до 25 лет.
Дмитрий Трубецкой. Фото: архив NEWSru.com
Троица пересекла границу колонии "на рывок": переодевшись в гражданскую одежду, заключенные перебрались через двойную ограду по телам друг друга. С поста охраны место побега не просматривалось, однако сработала сигнализация. Впрочем, это не помогло, т.к. догнать по горячим следам осужденных не удалось, стрельба вдогонку не принесла результата.
Утром того же дня на территории Приморья ввели план поимки преступников "Вулкан-5". На дорогах края усиленно досматривали транспорт, милиция проверяла места, где могли скрываться беглецы. Жителей Уссурийска и всего региона просили быть бдительными, хотя оружия при себе преступники не имели. В операции участвовало 1,5 тысячи человек.
— По факту побега из колонии проводится служебная проверка. Устанавливаются причины побега, возможная причастность к нему работников колонии,
— передает издание "Новые известия" слова руководства ФСИН по Приморскому краю.
Расследование приморской прокуратуры показало, что к побегу причастны инспектор роты охраны колонии Михаил Полищук и младший брат одного из беглецов Алексей Жук.
Сергей Жук. Фото: архив NEWSru.com
Выяснилось, что Жук-младший уговорил Полищука оказать содействие преступникам. И не бесплатно — за вознаграждение в 30 тысяч рублей. 6 июня инспектор находился на вышке, в зоне которой беглецы заранее построили свой маршрут. Полищук заметил, как Жук, Трубецкой и Громов пробирались через ограду, но скрыл информацию от дежурного по роте.
Как передает сайт Генпрокуратуры, Михаила Полищука предъявили обвинение сразу по пяти статьям Уголовного кодекса. Об аресте Полищука сообщил "Интерфаксу" заместитель генпрокурора РФ Сергей Фридинский. Алексею Жуку, помимо подготовки побега и покушения на преступление, вменили дачу взятки.
Сбежавших зэков ловили в течение недели. По первоначальной версии следствия, троица направилась во Владивосток. Однако преступники разделились: их обнаружили в разных районах края.
Первым поймали Дмитрия Трубецкого. О преступнике в органы сообщили бдительные местные жители. Как передает издание NEWSru.com, в ГОВД сообщили, что беглец скрывался на чердаке заброшенной бани в селе Калиновка Спасского района. 8 июня 2005 года в задержании участвовали пять оперативников, однако Трубецкой уже не сопротивлялся.
Кадры с задержания. Фото: архив НТВ
Через два дня, 10 июня, милиция задержала Сергея Жука. Беглеца обнаружили в Октябрьском районе. В селе Новогеоргиевка Жук прятался в доме своей бабушки.
Последнего сбежавшего зэка поймали 12 июня. Александр Громов обнаружил себя в селе Орловка Анучинского района. За неделю в бегах он успел совершить новые преступления: Громов ранил трех человек из числа своих собутыльников, а также совершил двойное убийство.
О выездном заседании приморского суда в Уссурийске сообщал Интерфакс в конце 2006 года. Сбежавшие из колонии получили новые сроки.
Сергея Жука и Дмитрия Трубецкого приговорили к 16,5 и 13,5 годам лишения свободы. Более суровое наказание получил третий беглец. Учитывая не только побег, но и факт убийства двух людей, Александра Громова приговорили к пожизненному заключению.
Александр Громов. Фото: архив NEWSru.com
Под суд попали и те, кто оказал содействие преступникам. Младший брат Сергея Жука, Алексей за организацию побега и дачу взятки отделался условным сроком. Охранника ИК-41 Михаила Полищука суд приговорил к 3,5 годам заключения в колонии общего режима.
По данным краевых СМИ, серьезно пострадала репутация Валерия Иноземцева. При реорганизации ГУИНа во ФСИН офицера долго держали в должности исполняющего обязанности начальника. Кроме того, в край нагрянули комиссии, оценивающие работу администрации местных колоний.
В общей сложности Иноземцев отдал органам уголовно-исполнительной власти 35 лет. Как сказано на официальном сайте ГУФСИН России по Приморскому края, служба Валерия Степановича закончилась в 2006-м — в год, когда прошел суд над беглыми заключенными.