Ностальгия по Суньке: как мы были помогайками в Китае

Петарды на таможне, потерявшийся папа и шведский стол по-китайски
Воспоминания о Суйфеньхэ
Фото: из архива Александра

8 апреля 2021. Прошел уже год, как закрыли границы с Китаем, поэтому приморцам только и остается, что ностальгировать по загранице. Уссуриец Александр все детство прожил в приграничном с Китаем поселке. Вместе с мамой два раза в неделю они ездили в Поднебесную "помогайками", чтобы подзаработать и купить дешевые вещи. Воспоминания о Суйфеньхэ в материале корр. ИА UssurMedia.

Из автобусов выходят сонные пассажиры. Сейчас все они будут пересекать государственную границу из России в КНР, чтобы попасть в Суньку (так по-простому называют Суйфеньхэ). В руках туристов нет ни сумок, ни чемоданов. Ввозят только личные вещи. Все изменится уже через сутки, когда на обратном пути автобус будет заполнен баулами. 


Воспоминания о Суйфеньхэ. Фото: из архива Александра

Уссуриец Александр родился и вырос в приморском селе Полтавка, который находится в пограничной зоне. До Китая всего 2 км.

— Хорошо, что Поднебесная была под боком. Нас у мамы четыре сына, время было не из легких — 2000-е. Она тянула семью как могла, а в Китае можно было купить вещи в школу и заработать немного денег. Мне кажется, в те времена многие только так и спасались, особенно те, кто жил не в городе. Для сельских людей Сунька давала дополнительный заработок, — рассказывает Александр.

Так как граница была близко, то в Китай семья могла ездить два раза в неделю. Одна поездка в качестве "помогайки" стоила 1 — 1,5 тысячи рублей, и это не плата за проезд, а наоборот, заработанные деньги.

"Все обмотанные скотчем и в дубленке"

Интересное зрелище начинается на российской границе. Таможенники слышали сказки о том, что в +30 в дубленке совсем не жарко, и видели самые экстравагантные "показы мод". В начале нулевых в Суйфеньхэ русские туристы ездили даже за замороженным мясом и фаршем. Вывозили через границу, приматывая скотчем к телу.

Александр помнит, как в первый раз пытался провезти через границу петарды, которые подростки называли "бомбочками". В те времена, с ними ты становился самым крутым в школе, поэтому многие мальчишки мечтали заполучить их себе.


Воспоминания о Суйфеньхэ. Фото: из архива Александра

— История вышла смешная. Чтобы провезти петарды через границу, приходилось прятать пачки под одежду. Мы обкладывали торс коробочками и приматывали их скотчем. Было очень неудобно, с виду мы становились подозрительно толстыми, но так ездили все, никто не задавал лишних вопросов. Обмотаться скотчем и спрятать петарды — это пол дела. Самое интересное начиналось на таможне: лотерея — кого-то досматривали, а кого-то пропускали без вопросов. Однажды женщина в форме строго стала досматривать меня и попросила показать, что под одеждой. А я малой был, "что делать?". Хорошо, что бегать от нее не стал, пальцы скрестил и молчу, жду. Так она сама подняла кофту, а там наши заветные коробочки с петардами. Минута молчания, я сделал взгляд как у осла из Шрека, будто вот-вот заплачу и она растаяла, отбирать "контрабанду" не стала.

"Я испугался, что она лопнет"

Впечатление на маленького Сашу однажды на досмотре произвела и одна из "помогаек".

— Видел, как женщина так замоталась скотчем, что от недостатка воздуха прям на таможне начала задыхаться. Сотрудники стали ее приводить в чувства нашатырем. Что она провозила, не видел, но свою игру довела до конца — товар не достала. Только после прохождения границы женщина ослабила скотч. Даже на такие жертвы шли тогда люди.

"Она бегала за мной и просила дать потрогать"

— Отдельная история касается того, как в Китае просто обожают светловолосых людей. К девочкам, конечно, больше всегда внимания, но так как я в детстве был светло-русым, то и это не обошло меня стороной. Китаянка упрашивала меня дать потрогать волосы и кричала на китайском восторженно "шуайгэ". К такому меня жизнь не готовила.

"Вы меня душите!"

Отдельный вид "помогаечного" колорита — это поездка обратно в Россию. Если сейчас весь груз помещают в отдельный транспорт, то раньше все было по-другому.

— Сумки складывали на пассажирские сидения автобуса, а сами люди вставали в проход автобуса. Представьте, автобус забит битком баулами и людьми. Мы стоим все в проходе, а люди не совсем худые, это мягко сказать. На каждом по несколько штанов, футболок, кто-то перевязан контрабандой. Однажды летом женщина умудрилась даже в шубе пройти на таможне. В общем, в автобусе все, как селедки в консерве. Мы, мальчишки, были худые, щуплые, в автобусе можно спокойно не заметить, особенно в такой давке. Однажды женщина меня так придавила, что я маленький от испуга закричал: "Вы меня душите!". Все сначала перепугались, а потом посмеялись. Неловкость — мое второе имя.

"Однажды в Китае у нас потерялся папа"

— Однажды у нас пропал папа. Он уехал в Китай "помогайкой", а следующим рейсом не вернулся. Паника, плач. Искать отца поехал старший брат. Когда папу все-таки нашли, оказалось, что он устроился работать в Поднебесной поваром и решил там остаться на заработки. Языка отец не знал, как его взяли на работу, никто не понял, но вернуться папе все-таки пришлось. Его карьера за границей не состоялась.


Воспоминания о Суйфеньхэ. Фото: из архива Александра

"Борщ у мамы вкуснее" 

— Отдельным впечатлением для меня маленького был шведский стол в китайских ресторанчиках. Мы платили около 20 юаней и могли есть сколько угодно. Наедались до отвала. Там были не только традиционные китайские блюда. Помню, удивились, когда увидели на столе борщ. Хотя от борща было только одно название — без свеклы, сметаны и какой-то сладковатый. Мама готовит лучше. Больше мы его не пробовали.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость