Современные дети не похожи на нас из 90-х: Воспитатель года о работе в детском саду

Учитель-логопед Юлия Коваленко из Уссурийска рассказала, почему с детства мечтала стать педагогом
Юлия Коваленко на конкурсе "Педагог года - 2021"
Фото: ИА UssurMedia

3 марта 2021. В 2021 году в Уссурийске на конкурсе педагогического мастерства "Воспитателем года" стала учитель-логопед детского сада №17 Юлия Коваленко. Быть учителем и помогать особенным детям девушка мечтала с детства, поэтому, когда встал вопрос о поступлении в институт, не раздумывая выбрала педагогический. За 13 лет работы Юлия успела поработать воспитателем в московском детском саду, логопедом на Камчатке, а год назад переехала в Уссурийск. В интервью корр. ИА UssurMedia учитель-логопед Юлия Коваленко рассказала, как сказалась пандемия на работе детских садов, почему нынешнее поколение отличается от детей 90-х, и стоит ли приучать малышей к современным гаджетам.

— Юлия, расскажите, как вы пришли в профессию? Стать воспитателем — это была мечта детства или вынужденное решение?

— О том, что я стану педагогом, знала еще с самого раннего возраста. В детском саду постоянно играла "в школу". Так как мама у меня педагог, и ее пример всегда был перед глазами, никаких других профессий я не видела, грезила только этой. Стать именно учителем-логопедом тоже решила неслучайно, на выбор специальности повлияла встреча в школьных коридорах. У одного из моих учителей был особенный ребенок с синдромом мозаичного развития. Девочка не училась в общеобразовательной школе, а в школу для детей с особенностями в развитии ее не брали, так как интеллектуальные нарушения были достаточно серьезные. Эта девочка всегда приходила в школу со своей мамой на уроки, и каждый день она была у меня на глазах. Помню, что в 10-11 классах меня возмущало, что дети с особенностями в развитии оказываются безучастными в школьном обучении, а родители со своей бедой остаются один на один.

Юлия вспоминает, что тогда она точно поняла, что будет работать с особенными детьми. В родном городе Смоленске в 2003 году девушка поступила в педагогический государственный университет на кафедру специальной (коррекционной) педагогики по профилю логопедия-олигофренпедагогика.

— 5 лет обучения были феерические, в университете вместе с теорией нам давали много практики. Каждую неделю мы ходили в специализированные детские сады, школы, на практических занятия пробовали себя в роли коррекционных педагогов. После окончания университета в 2008 году я точно решила, что надо покорять Москву и уехала в столицу. Решила, что именно там начнется мой профессиональный путь, но все оказалось немного иначе. Молодой специалист без опыта работы никому был не нужен, поэтому в первый год я устроилась просто воспитателем в московский детский сад.

— Как из Москвы вы переехали в Уссурийск?

— Судьба сложилась так, что воспитателем в московском детском саду я проработала всего лишь год. Всему виной любовь. В столице я познакомилась с будущим мужем, он у меня офицер. И через время его перевели на Камчатку, вместе с ним уехала и я. После Москвы было немного тяжело, так как априори система образования в столице и на Камчатке существенно отличалась. Именно на Камчатке начался мой путь учителя-логопеда. Я устроилась сразу в сельскую школу и детский сад. Самые яркие и самые запоминающиеся годы моей профессиональной жизни прошли именно здесь. В Уссурийск мы приехали сравнительно недавно в декабре 2019 года. Тогда большой проблемой стало найти работу по специальности, но мне повезло, свободную вакансию я нашла в детском саду №17, где и работаю до сих пор.

— Помните, что стало самым сложным в первый год работы в детском саду?

— Мой профессиональный стаж 13 лет, 12 из которых именно работа учителем-логопедом. В первые годы самым сложным для меня было вызвать интерес детей. Все коррекционные методики построены на общеобразовательных, а, как правило, дети логопаты (имеющие нарушения речи) негативно относятся к образовательному процессу в целом. На своих логопедических занятиях мне пришлось искать новые нетрадиционные методы и приемы коррекционного воздействия, чтобы заинтересовать детей, постараться их вовлечь в процесс. Радует, что наука не стоит на месте, и благодаря постоянному повышению квалификации я могу дать детям как можно больше нового и полезного. Но здесь важно понимать, что работа учителя-логопеда основана не только на общении с детьми, но и на взаимодействии с коллегами. Ты делишься своими наработками, а взамен другие рассказывают о своем опыте.

— В этом году вы стали победителем конкурса "Педагог года". Расскажите, почему решили участвовать?

— На конкурс профессионального мастерства "Педагог года-2021" я хотела попасть. На Камчатке я неоднократно успешно участвовала в конкурсах профмастерства и муниципальных, и краевых. Здесь мне тоже захотелось испытать эти эмоции — эмоции участия. Весь месяц конкурса — это время движения, постоянно твой мозг находился в работе, ты не перестаешь генерировать идеи ни на секунду. Этот процесс затягивает. Плюс такого конкурса и в том, что мы не только показываем, что умеем сами, но и учимся у других.

— Согласны ли вы с устойчивым суждением о том, что нынешнее поколение заметно отличается от детей 90-х и "нулевых"?

— Согласна полностью. Современное поколение действительно заметно отличается. Дети стали свободнее и раскрепощеннее, они умело обращаются с техникой. Это происходит из-за глобальной информатизации, дети в своем достаточно юном возрасте владеют большей информацией, чем владели мы с вами в свое время. Существенное влияние также оказывается и гаджетами.  Если раньше мы играли, используя мелкие камни, песок, строили конструктор, тем самым развивая мелкую моторику рук, у нас развивалась речь при общении друг с другом. То сейчас наши дети в основном делают упор на гаджеты. Еще не умея говорить, ребенок протягивает руки к телефону, он знает, куда нажать, чтобы получить то, что ему нужно. Плохо это или хорошо? Судите сами. Сейчас учителя начальных классов и дефектологи сталкиваются с большой проблемой, когда у ребенка плохо развита речь и мелкая моторика рук.

— С кем вам как воспитателю сложнее работать: с родителями или все-таки с детьми?

— Ну, конечно, сложнее работать с родителями, так как договориться с детьми и выстроить диалог гораздо легче. Родители все очень разные, и если ребенка ты можешь уговорить, то с родителями ты должен все-таки именно договориться. Со взрослыми всегда сложнее прийти к общему решению.

— Гаджеты прочно входят в нашу жизнь. Пользы от смартфона и планшета для ребенка больше, чем вреда? 

— Я бы 100% не говорила, что это плохо. Конечно, для детей с нарушениями речи это не совсем хорошо, но в общении с родителями гаджеты — большой помощник. Например, я активно использую QR-коды для домашнего задания детям. Теперь можно не распечатывать рекомендации или домашние задания. Я просто скидываю QR-код в общий чат, который переводит родителей на страницу с всей необходимой информацией.

— Как ваш детский сад и вы лично, как учитель-логопед, пережили пандемию? Сильно ли поменялся процесс работы с детьми? 

— В пандемию детский сад №17, как и все образовательные учреждения, находились на дистанционном обучении. Я ежедневно давала задания родителям по развитию речи в рамках лексических тем, упражнения над звукопроизношением, ведь без ежедневных тренировок уже поставленных нами звуков, речь ребенка не изменится. Все это очень тяжело. Так как при работе с детьми логопатами основную работу выполняет логопед, а родители только помощники, то и результат после полугода дистанционного обучения оказался практически нулевым. После выхода с дистанционки нам приходится проводить коррекционную работу в усиленном темпе. Также сейчас никаких собраний, консультаций в детском саду не проводится, а работать с родителями постоянно дистанционно — это тоже сложно и не только для нас, но и для самих родителей. Живой контакт, взгляд глаза в глаза порой играют важную роль и помогают нам взаимодействовать и правильно друг друга понимать.

— Остается ли у вас время после работы на семью и детей, ведь помимо того, что вы учитель-логопед, вы еще и мама?

— Думаю, любой педагог вам скажет, что когда он работает с детьми независимо от того школьники это или дошкольники, свободного времени у тебя практически не бывает. Все свободное время у тебя уходит на то, чтобы подготовиться к следующему рабочему дню. Ты не можешь просто так прийти и из головы что-то рассказать малышам, каждый день — это кирпичик в их развитие. Но так как у меня есть еще и сын, каждую минутку своего свободного времени я посвящаю именно ему. Мне хочется, чтобы мое внимание было направлено не только на воспитанников, но и на моего ребенка в том числе.

— Какие у вас планы на будущее в профессиональном и личном плане?

— Будучи женой офицера, я никогда не могу знать, когда мы уедем к новому месту службы. На данный момент я ставлю перед собой краткосрочную цель. После конкурса педагогического мастерства и победы хочу пройти во Всероссийский этап. Не зря говорят, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, а у нас плох тот педагог, кто не мечтает поучаствовать в конкурсе профмастерства Всероссийского уровня.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость