5 декабря 2020. История Анны Карениной знакома всем. Но не каждый знает, как на эту трагедию смотрел муж вышеозначенной гражданки, Алексей Каренин. Об этом расскажет театр драмы имени В.Ф. Комиссаржевской, который выиграл грант на постановку спектакля "Каренин", сообщает ИА UssurMedia.
Премьера готовится в уссурийском театре драмы имени В.Ф. Комиссаржевской. Семейную мелодраму по пьесе Василия Сигарева "Каренин" ставит молодой, но уже известный режиссер из Санкт-Петербурга Роман Габриа. Историей режиссера и тем, что зрителя ждет в спектакле, с ИА UssurMedia поделилась руководитель литературно-драматургической части театра Наталья Белошенко.
Я из Санкт-Петербурга, работаю главным режиссером в государственном театре "Мастерская" под руководством Григория Михайловича Козлова. Но в моей практике есть и довольно большое количество выездов на постановки в других городах России. Я очень люблю работать таким образом, потому что это мне помогает встречаться с новыми артистами, с новыми труппами и художественно развиваться. Что-то такое особенное специально сложно о себе сказать, мне хотелось бы, чтобы о моей работе говорил мой спектакль.
Я всегда стараюсь, чтобы материал исходил из каких-то моих соображений: над чем я сейчас хотел бы поразмышлять, с каким материалом встретиться. Поэтому право выбора пьесы всегда оставляю за собой, как и в этом случае. Материал был предложен мною, театр принял его к рассмотрению, и спустя какое-то время объявил о положительном решении.
Роман Габриа. Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской.
Комфортно мне по-разному, и в жизни приходится по-разному, к каждой постановке свой подход. Если я еду в место, где я уже ставил, где меня уже знают и понимают, чего от меня ждать, то я могу позволить и себе риск эксперимента. А так как я ехал в новый для меня театр, и я тоже новый для театра человек, мне было важно иметь рядом с собой команду, с которой я работал уже над многими постановками. С композитором Владиславом Крыловым мы сделали более десятка спектаклей, также над спектаклем работает хореограф Николай Куглянт, который меня понимает с полуслова, и так далее. У нас мало времени за счет сжатых сроков из-за коронавируса, и нужно работать очень мобильно, поэтому я взял людей, с которыми у меня уже сплоченная команда.
Сейчас моя режиссерская практика уже так выстроилась, что у меня чередуется в постановках что-то совсем авторское — то, что пишу я сам, или мотивы, на тему которых ставлю спектакль, — с работой над классикой. Таким образом, одно влияет на другое. Я считаю, что режиссеру очень важно встречаться с классическим материалом, потому что высокая литература — и русская, и западная, — воспитывает чувство композиции. И вообще, хорошо написанный сюжет всегда драматургически интересно перекладывать на язык театра, поэтому я стараюсь соблюдать этот баланс, и раз в год у меня всегда есть классическая постановка, я к этому уже привык. Именно так я встречался с Салтыковым-Щедриным, с Пушкиным, с Шекспиром, с Гоголем, в прошлом году — с Достоевским, теперь вот Толстой. Хотя я сторонник авторского театра и считаю, что за ним будущее.
Спектакль "Каренин". Фото: предоставлено театром драмы имени Комиссаржевской
На эту тему сложно рассуждать, потому что Толстой — это такой пример тотального реализма в литературе. Темы, которые он затрагивает, настолько жизненны и многогранны, что выделять генеральную линию я бы пока не стал, потому что спектакль еще рождается. Мы еще в нем копаемся, мучаемся, мы еще ищем. Новые смыслы открываются с каждой репетицией: как будто слой снимаешь — там оказывается что-то еще, и так каждый раз… Ситуация, которая произошла с Алексеем Александровичем Карениным, настолько проста, что очень сложна. Одна из многих тем, на которую я обратил внимание — тема прощения на основе христианской морали. Мы часто говорим о прощении красивые слова, а на деле простить человека не можем. Мне интересно, насколько любопытный путь, духовный в первую очередь, проходит человек, чтобы перестать говорить о прощении и начинать прощать. В связи с этим еще одна близкая тема — кризис веры, назовем это так. Известно, что Толстой за свои убеждения был отлучен от церкви. Его размышление на тему религиозности российского общества середины XIX века пришло в какой-то критический тупик. Для понимания произведения важно знать, о чем он писал, размышлял в то время. Так вот, помимо художественной литературы, есть большая публицистика, эссеистика Толстого, посвященная религиозному воспитанию людей. Тема в наше время достаточно острая, потому что, я считаю, ничего с тех пор не изменилось. Но опять-таки, мы занимаемся театром, а не журналистикой, и Толстой, помимо того, что он мыслитель и социально активный философ, все-таки прежде всего поэт. И в этом поэтическом аспекте просматривается некая вертикаль пути к Богу, без посредников. Насколько я сейчас ощущаю и понимаю Толстого, именно об этом он размышлял. Потому что в романе есть большое количество действующих лиц — любителей сходить на тайную исповедь, посетить церковь в воскресенье, или на праздники, на Пасху и так далее. При этом те же самые люди, которые свершают эти религиозные обряды, в своей личной жизни совершенно не соответствуют, скажем так, евангельскому духу. Это очень интересная тема: как оказалось в ходе репетиций, в этом-то и содержится основной конфликт этой семьи. Это не банальная история измены жены мужу, здесь расхождения оказываются гораздо глубже. Есть консервативное общество и круг Каренина, а есть начинающие свободно думать молодые люди середины 19 века, где женщина становится личностью и обретает потребности любой личности к внутренней и внешней свободе, к тому, чтобы самой принимать важные решения в своей жизни, чтобы за нее это не делал ни мужчина, ни в том числе церковь. Человек начинает обращать внимание на себя как на личность, становится центричен собственному желанию. Привел ли Анну этот путь к обретению гармонии, или наоборот, она углубилась в еще больший конфликт сама с собою — об этом мы можем только размышлять, на это ответов у меня нет.