Ни заводов, ни ТЭЦ: Уссурийск, который мы потеряли

Место закрытых предприятий занимают торговые центры
Танковый завод
Фото: ИА UssurMedia

2 декабря 2020. На протяжении нескольких десятилетий одной из больных тем для жителей Уссурийска является закрытие промышленных предприятий. Из десятков заводов, которые размещались в городе в советские времена, сегодня продолжают функционировать лишь некоторые. Открытие новых производств то и дело срывается, а на месте заброшенных заводов появляются торговые центры. Редакция ИА UssurMedia подготовила обзор истории развития промышленности в Уссурийске в последние годы.

ТЭЦ нет, а газ так и не пришел

Залогом успешного развития промышленности является дешевая и доступная энергия. Решать вопрос с увеличением мощности электросетей в Уссурийске начали еще в конце 1970-х, когда приступили к строительству ТЭЦ. Планировалось, что ТЭЦ-Уссурийск поднимет мощность электричества в Приморье на 50%, а также позволит отказаться от мелких котельных, отапливающих город.

В 1988 году строительство было приостановлено, а в 1989 году остановлено полностью. В 1990-х администрация Приморья решила снова начать строительство и ввести эксплуатацию ТЭЦ к 2001 году. Но ТЭЦ так и не сделали.

В 2009 году при подготовке к саммиту АТЭС-2012 рассматривали возможность возобновления строительства  в Уссурийске. Стоимость ТЭЦ тогда оценивалась в 23 млрд рублей, проект должен был окупиться за счет экспортных поставок в Китай. Однако он затормозился из-за проблем с финансированием. 

Прежний глава Приморья Сергей Дарькин выступал за создание газовой станции, однако приморские угольщики, обеспокоенные предстоящей газификацией ТЭЦ Владивостока, настаивали на угольном варианте. В конечном итоге было принято решение начать строительство в 2013 году. "РусГидро" и администрация Приморья начали сбор средств и проектную работу для строительства ТЭЦ. 

В 2015 году ОАО "Дальтехэнерго", которому позволили возводить ТЭЦ, обанкротилось. И судьба ТЭЦ была предопределена. Объект незавершенного строительства "Уссурийская ТЭЦ" продавали по так называемому голландскому аукциону -аукцион, в ходе которого вначале объявляется самая высокая цена на продаваемый товар, а затем ставки снижаются до той, на которую согласится первый покупатель. Лучшею цену за ТЭЦ предложили предприниматели из Хабаровска — 8,5 млн рублей, хотя начальная цена обозначалась в 77 млн рублей.

Снизить затраты оставшихся в Уссурийске предприятий на производство может их газификация. К магистральному газопроводу город подключили еще в конце 2019 года, однако до газификации промышленности пока далеко.

Китайские инвесторы

Именно неопределенность в вопросе газификации предприятий порой не позволяет реализовать инвестиционные проекты на территории Уссурийска. Так, например, предприятие с китайскими акционерами "Легендагро Холдинг" планирует построить в Уссурийске завод по глубокой переработке сои, одним из видов выпускаемой продукции должно стать соевое масло. 

В настоящее время китайская фирма готова приступить к проектированию завода на земельном участке в Уссурийском городском округе, но ждет подтверждение от АО "Газпром газораспределение Дальний Восток" о технической возможности подсоединения к газоснабжению.

Если говорить о китайских инвестициях, то, пожалуй, самым мощным проектом, который мог быть реализован в Уссурийске, был автомобильный завод. Разговоры о возможном строительстве завода в Уссурийске велись с 2013 года. Тогда планировалось собирать по 150 тысяч машин в год. Открытие производства позволило бы трудоустроить 4,2 тысяч человек. Выход завода на производственную мощность планировался в 2017-2018 году.


Производство автомобилей. Фото: ИА PrimaMedia



Позже, не встретив заинтересованности местных властей в Приморье, китайские инвесторы решили создавать производство в Тульской области, руководство которой активно прорабатывало создание автокластера в регионе. Инвестиции в проект оценивались в 500 млн долларов.

Не выгодные предприятия

Планы китайцев по строительству соеперерабатывающего завода в Уссурийске вызвали бурную реакцию у местных жителей. Китайские инвесторы в качестве основного аргумента выгодности вложений в строительство объекта именно в Приморье называют отсутствие подобных производств в регионе. При этом действовавшее до 2020 года в Уссурийске предприятие "Приморская соя" (бывший уссурийский МЖК) выставлено собственником на продажу ввиду не выгодности производства соевого масла.

"Приморская соя" в последние годы принадлежала "Русагро. "Как рассказал в интервью Eastrussia генеральный директор "Русагро" Максим Басов, для работы "Приморской сои" на Дальнем Востоке есть три препятствия: цена на сырье, цена на готовую продукцию и неблагоприятная ситуация с болезнями животных.

 "К сожалению, ситуация на рынке развернулась по негативному для нас сценарию. На Дальнем Востоке и даже в Сибири недостаточный объем потребления соевого шрота, это регионы слабо развитые с точки зрения животноводства. И для того, чтобы "Приморская соя" могла работать хотя бы в две линии, нам необходимо, чтобы соевый шрот продавался, в том числе, на Урале и в европейской части. Нам приходится транспортировать его на длинные расстояния", — объяснил Басов.


Уссурийский МЖК. Фото: ИА UssurMedia

По словам гендиректора "Русагро", в последние годы очень активно развивается производство сои и соевого шрота в европейской части, рост гигантский, качество сои стало высокое, и сегодня дальневосточный и сибирский соевый шрот в европейской части слабо конкурентоспособны, потому что там уже появились свои собственные производители. С маслом проблем нет, сегодня оно хорошо уходит в Китай, в Корею и в Россию. Но, к сожалению, при переработке сои получается очень мало масла и очень много шрота, потому что шрот — главный продукт переработки.

Еще и Китай из-за торговой войны с США поднял цену на сою, а местные фермеры, заявляет Басов, не соглашаются продавать урожай по цене, при которой "Русагро" может работать без убытков. Особенности приморского климата и дефицит семенного фонда усугубляют ситуацию.

"Получается, что завод даже с рекордно хорошими показателями по производительности и эффективности не может работать с прибылью", — заявил Басов.

Еще одно уссурийское предприятие, закрытое из-за невыгодности в последнее десятилетие, — сахарный завод.  Остановка производства произошла из-за подорожания сырья, закупаемого из-за рубежа. Депутат Государственной Думы от Приморья Сергей Сопчук заявлял тогда, что остро встал вопрос о выращивании сахарной свеклы в Приморском крае, было проведено совещание с министром сельского хозяйства, в его адрес направили поручение разработать целевую программу свекловодства. Однако место с мертвой точки так и не сдвинулось.


Сахзавод в Уссурийске. Фото: ИА UssurMedia

К проблеме сахзавода с тех пор возвращались неоднократно. В конце 2019 года Губернатор Приморья Олег Кожемяко выступил с ежегодным отчетом перед Заксобранием края. Один из вопросов от парламентариев касался судьбы давно заброшенного завода в Уссурийске.

Вопрос об уссурийском сахзаводе губернатору задал депутат Гришуков

— Это было уникальное производство, мы обеспечивали сахаром весь Дальний Восток. Производили все на своем сырье — на свекле. Я раньше обращался к Миклушевскому по уссурийскому сахарному заводу, мне тогда ответили, что в Приморье свекла не растет, — заявил политик.

— Свекла у нас, конечно, растет. И дает неплохие результаты урожайности, — ответил губернатор, заметив, что сахзавод работал в основном на привозном сырье из Кубы и других стран.

 — Здесь нужно смотреть экономику и найти инвестора, который скажет, что ему выгодно производить сахар, исходя из количества населения в регионе и экспортных возможностей. Это завод, выпускающий большой объем продукции, который возможно будет сложно реализовать на Дальнем Востоке.

Вместо заводов торговые центры

Сразу два автомобильных завода в Уссурийске постигла одинаковая судьба. На их месте появились торговые центры. Если в случае с авторемзаводом на Амурской торговые площади развернулись прямо в здании бывших цехов, то комплекс бывшего 25-го военного автомобильного завода в центре города снесли полностью ради строительства огромного торгового центра.


ТРЦ "Дружба". Фото: ИА UssurMedia

ТРЦ "Дружба" займет почти весь квартал в районе улиц Некрасова, Сибирцева, Советская. По плану торговый центр рассчитан на 90 магазинов, здесь же разместится многозальный кинотеатр, детский развлекательный центр на 3,5 тысяч кв. метров, а также фуд-корт и ресторан.


ТРЦ "Дружба". Фото: ИА UssurMedia

Ввести объект в эксплуатацию планируется в первом квартале 2022 года. Площадь объекта — 53 тысячи кв. метров, для сравнения площадь "УссуриМолла" — 20 тысяч квадратов. 

Места для фотоссесий

Многие заброшенные заводы в Уссурийске превратились в популярные места для тематических фотоссесий. Одно из таких предприятий — Бронетанковый ремонтный завод №206 (БТРЗ 206).


Танковый завод. Фото: ИА UssurMedia

Уже с проезжей части города в глаза бросаются пустые, местами с выбитыми стеклами, здания цехов завода. Внимание привлекает и огромная 47-метровая труба кочегарки, которая не топилась уже много лет.


Танковый завод. Фото: ИА UssurMedia

На территории предприятия еще сохранилось огромное количество разобранной и распиленной техники. По всей территории разбросаны ржавые детали и части от танков — башни и гусеницы. Все это напоминает о том, что каких-то лет пять назад завод еще трудился на благо обороны страны.

Все началось еще в середине 1936 года, когда Военный Совет АБТУ Красной Армии принял решение о строительстве Ремонтной базы № 77 на Дальнем Востоке. В марте 1940 года был сдан под монтаж технологического оборудования корпус "А" (разборка и сборка танков, тракторов и танковых моторов). 

С 1989-2009 годы идет резкое сокращение заказов. Еще в 1989 году завод делал 25 танков в месяц, в 2009 — всего 13 в год.

На основании приказа Министра Обороны России от 19 апреля 2009 года № 271 с 15 июля 2009 года предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество "206 бронетанковый ремонтный завод". С этого момента завод стал сам по себе. Но не смог справиться с долгами, поэтому начал распродавать имущество.


Следующая новость
18+
© 2005—2024