Литераторы из Хабаровского края, Амурской и Еврейской автономной области встретились за виртуальным круглым столом, организованным ИА PrimaMedia. Эксперты поговорили о влиянии карантина на творческий процесс, о способах консолидации дальневосточных писателей и триумвирате "власть, литература, бизнес". Главные тезисы встречи – в материале ИА PrimaMedia.
Модератором круглого стола "Литературный процесс на Дальнем Востоке: Хабаровский край, ЕАО, Амурская область" (12+) по традиции стал куратор премии "Дальний Восток" им. В.К. Арсеньева Вячеслав Коновалов. Встреча началась с представления участников, которые попутно отвечали на вопрос "Повлияла ли самоизоляция на творчество писателей?"
Первой выступила детский писатель, победитель премии Арсеньева-2019 в номинации "Детская проза", член жюри премии 2020 Анастасия Строкина:
– У писателей ничего особо не изменилось: мы как сидели дома, писали и переводили, так и продолжаем. А вот для книжного бизнеса это сдвиг, который нужно преодолеть. Пока мы только наблюдаем за происходящим, ответов ещё ни у кого нет. Как детский писатель могу сказать, что для детей самоизоляция – это большая проблема, особенно на уровне личного взаимодействия, эмпатии. Так что мой личный опыт как писателя положительный, а опыт человека, который общается со своими читателями, скорее отрицательный.
По мнению Германа Зверева, президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) и давнего партнера фестиваля "ЛиТР", карантин показал, какая литература обладает "повышенным метаболизмом". По его словам, им обладает паралитература – массовое чтиво.
– Это очень интересный опыт. Я не знаю, появился ли новый "Декамерон" Боккаччо, который писался во время чумы, но думаю, что появится, потому что скорость интеллектуальных и эмоциональных реакций в 21 веке намного выше, чем в 14 веке, когда Боккаччо написал своё бессмертное произведение, – считает Герман Зверев.
Ирина Купченко, заместитель министра культуры Хабаровского края, рассказала, что краевое правительство активное поддерживает местных писателей в эти непростые для всех времена. При этом она отмечает, что негативное влияние карантина не заметить сложно: пришлось отменить большое количество мероприятий, запланированных ранее. Однако те из них, которые можно было перевести в формат "онлайн", всё же проводили.
Генеральный директор КГБНУК "Дальневосточная государственная научная библиотека" Татьяна Якуба рассказала о своих приобретениях и потерях:
– Мы потеряли физического посетителя, но приобрели виртуального. На сайте библиотеки огромное количество посещений, а ещё мы освещаем мероприятиям в социальных сетях. Что касается творческого процесса, то тут, пожалуй, мало что изменилось, потому что главное оружие писателя всё то же: перо, бумага и талант.
Об использовании онлайна в работе библиотек упомянула также начальник отдела культурно-досуговой работы и библиотечного дела министерства культуры и национальной политики Амурской области Ольга Герман. Однако отдельно она отметила, что библиотека всё-таки должна работать в очном режиме, и невозможность этого – большой пробел. На эту тему высказалась и председатель Хабаровского регионального отделения Российского союза писателей Галина Пысина:
– Вот это состояние – пандемия, коронавирус, изоляция – позволило сделать большой шаг в применении современных технологий. Люди стали ближе благодаря онлайн-конференциям. Наши авторы за это время создали очень много произведений, но главная проблема сейчас – опубликовать их. Мы уже отправили на соискание премии две книги, в июне собираемся отправить ещё несколько, – рассказывает Галина Пысина.
Вячеслав Коновалов рассказал, из каких регионов России пришла литература на соискание премии. Свои произведения прислали писатели из Смоленской и Астраханской области, Татарстана, Саратова, Санкт-Петербурга и Москвы. Свою литературу прислали почти все регионы Дальнего Востока, за исключением Чукотки и Камчатки. Активно шлют произведения писатели из Амурской области.
Председатель Амурского отделения Союза российский писателей Павел Никиткин подтвердил, что его коллеги действительно продуктивно работают во время карантина:
– Буквально вчера общался с городом Свободным, где работают наши писатели. Они говорят, что эти три месяца вынудили работать – жалеют только, что нет возможности общаться между собой. У них есть литературное объединение Петра Комарова, где писатели читают произведения, дискуссируют. В Благовещенске два человека планируют отправить два произведения на соискание премии, – говорит Павел Никиткин.
Понадеялись литераторы и на то, что совсем скоро жизнь вернется в привычное русло, и мероприятия станут неотъемлемой её частью.
– После выхода из самоизоляции нас ждет много живых мероприятий. Много встреч, живого общения, презентаций. Пользуясь случаем, приглашаю всех на издательскую выставку "Амурские книжные берега", – говорит директор государственного автономного учреждения "Амурская областная научная библиотека им. Н.Н. Муравьева-Амурского" Наталья Долгорук.
– У нас будет очень насыщенная жизнь после отмены карантина – конференции, встречи, презентации. А так – творческий процесс продолжается, несмотря ни на что, писать для нас – как дышать, – говорит председатель правления Амурской областной общественной писательской организации Союз писателей России Станислав Сахончик.
Следующий вопрос, на который отвечали литераторы: "Как литературная премия "Дальний Восток им. В.К. Арсеньева может помочь усилению культурных связей внутри региона?"
– Во взаимодействии между регионами важна роль библиотек. Нужно, чтобы они проводили мероприятия, делали выставки, презентовали книги. Надо объединять литературное пространство в контексте библиотек. Важно, чтобы писатели приезжали друг к другу в гости – это будет правильно и интересно. Кроме того, это работа внутри медийной системы. – считает Анастасия Строкина.
– С моей точки зрения, центрами конденсации литературной жизни становятся литературные премии и фестивали. Страшную вещь скажу: толстые журналы, которые раньше были центрами этой конденсации – уходящая натура. Ценность литературного толстого журнала зависит от того, насколько ему удастся зацепиться в онлайн-пространстве.
Без фестивалей и премии нельзя подключить эмоциональный интерес у значительной части аудитории. Это крючки, создающие гидропонику интереса для читателей. Поэтому я убежден, что литературная премия в связке с фестивалем Тихоокеанской литературы – та дистрибьютивная платформа, которая очень серьезно и долгосрочно будет влиять на литературный процесс, причем не только Дальнего Востока. Когда говорят "литературный процесс Дальнего Востока", я вспоминаю шутку про "глобус Украины, – высказался Герман Зверев.
Галина Пысина рассказала, что литературное сообщество Хабаровского края готовит коллективную книгу, которую пишут в том числе школьники и студенты. Таким образом старшее поколение пытается мотивировать талантливую молодежь.
– Библиотекари очень много делают. Главная проблема заключается в том, что наши писатели за неимением больших средств выпускают книги небольшим тиражом. В лучшем случае писатели приносят книгу в свою библиотеку, где проводятся презентации. Но три месяца не прошли даром: мы используем разные технологи, а презентации можно проводить и онлайн, – сделала вывод Наталья Долгорук.
Станислав Сахончик предложил создать периодическое издание, которое могло бы создать вокруг себя мощное дальневосточное сообщество как писателей, так и читателей.
– У нас есть местные издания – альманахи, выпускающиеся локально. Но по Дальнему Востоку такого нет, – считает Станислав Сахончик.
Татьяна Якуба напомнила, что подобное издание существует.
– Наша библиотека включает в свою структуру издательство журнала "Дальний Восток". Хочу сказать, что он жив, и можно даже сказать, что процветает. Журнал был, есть и будет уникальным явлением культуры. В нем публикуются таланты как из Дальнего Востока, так и из всей России в целом. Сам по себе журнал чудесный. Ежегодно выходит 6 номеров как в печатном виде, так и в электронном. Третий выпуск создавался ещё до пандемии. До 500 рукописей в год приходит в журнал, попасть туда непросто.
Существование литературных фестивалей и премий невозможно без финансовой поддержки государства и/или бизнеса. Участники встречи поговорили и о том, чем привлекать предпринимателей и какой должна быть государственная поддержка.
Власть, литература и бизнес – лебедь, рак да щука или единый организм?
– Прежде всего, власть не должна мешать творческому процессу, это общедоступная идея. Помогать финансово, конечно, лишним бы не было. Но вмешиваться в процесс посредством цензурирования было бы неправильно.
Возвращаясь к предыдущему вопросу, хочу предложить вполне конкретную идею. Я думаю, что было бы очень неплохо, если библиотеки или кто-то ответственный на Дальнем Востоке будет устаивать конкурс детских эссе по произведениям, которые входят в шорт-лист премии. Это работа в контексте "Растим читателя", и она поможет консолидировать литературное творчество внутри региона, – предлагает Анастасия Строкина.
Весьма развернуто на эту тему триумвират "власть, литература, бизнес" высказался Герман Зверев.
– В.К. Арсеньев шесть лет работал в управлении рыболовством, это наш человек, вышедший из рыболовной отрасли. Его квартира во Владивостоке находилась на улице Петра Великого, в том же здании, где сейчас находится территориальное управление Росрыболовства. В связи с этим мы оказываем поддержку премии. Если говорить о бизнесе как о явлении, то в его ДНК отсутствует ген, который отвечал бы за поддержку культуры. Бизнес – это про другое. Мы можем говорить не о бизнесе как об институте, а об отдельных его представителях, которые с точки зрения биографии и своего жизненного опыта поддерживают такие премии. Как я, например. Родился на Камчатке, 50 лет прожил на Дальнем Востоке, "родился, рос, кормили соскою, жил, работал, стал староват", как Маяковский написал. Это то, что я должен отдать своей родине. А у власти другая ответственность: она должна быть очень аккуратна в продвижении премий и фестивалей. Знаете, как говорили про императрицу Цыси в Древнем Китае, "управляет из-за бамбукового занавеса". Так же и власть не должно быть "сильно видно", потому что нарочитая государственная поддержка может создать дискомфорт.
Я не совсем согласен с несколькими выступающими на тему того, что коронавирус никак не изменил писательскую жизнь. Это называют "космологическим эпизодом". Человек внезапно и глубоко ощущает, что мир – это нерациональная и неустойчивая система; что смысл существования исчез. С моей точки зрения, сильные писатели интересны властям и бизнесу своими текстами. Вот Андрей Рубанов – он же текстами всё показывает, вонзается тебе в мозги, Андрей Геласимов тоже пишет спорные, но прекрасные и цепляющие вещи. Помните, как у Чехова в "Крыжовнике"? Чимша-Гималайский говорит, что кто-то должен стоять с молоточком и "напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье". Мир сложнее, опаснее, непредсказуемее. Именно такая литература будет интересна и бизнесу, и власти, – уверен Герман Зверев.
О государственной поддержке писателей в Хабаровском крае более подробно рассказала Ирина Купченко.
– Складывается ощущение, что власть вышла на передовую в попытках поддержать писателей. Литературу поддерживают именно структуры правительства и министерства культуры. В Хабаровском крае ежегодно вручаются премии губернатора в области литературы и искусства за наиболее талантливые, отличающиеся новизной и оригинальностью произведения, получившие общественное признание и являющиеся значительным вкладом в художественную культуру края. Проводится у нас и конкурс литературных произведений имени Петра Комарова. За время существования премии она была присуждена 21-му автору. Писатели и поэты получают стипендии, а в 2018 году мы даже организовали писательскую школу для молодых талантливых авторов. И сейчас мы продолжаем работать в этом направлении, – говорит Ирина Купченко.
Последней высказалась и.о. начальника управления культуры Еврейской автономной области Марина Ушакова.
– Таким богатым материалом, как Хабаровский край, похвастаться не можем. Мы стараемся распространять информацию о конкурсах и премиях, но с молодыми писателями не так просто. Планируем перенять опыт наших соседей. У нас тоже есть литературный альманах, есть конкурс "Золотое перышко" для начинающих писателей. В большие масштаб мы не вылились, но делаем правильные шаги. Кроме того, на соискание литературной премии им. В.К. Арсеньева в том году мы отправляли произведение Алексанра Драпкина. Он, к сожалению, ничего не выиграл – значит нам ещё есть, куда расти, – считает Марина Ушакова.
Запись трансляции доступна на сайте премияарсеньева.рф, на сайте ИА PrimaMedia и на ресурсах Восточного экономического форума.