Начальник слесарно-заготовительного цеха Уссурийского локомотиворемонтного завода (входит в ГК "ЛокоТех") Павел Мизь недавно узнал о том, что его дед во время Великой Отечественной войны пожертвовал крупную сумму на постройку эскадрильи "Советское Приморье", сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на газету "Гудок".
В конце февраля Музей истории Уссурийского локомотиворемонтного завода отметил круглую дату, ему исполнилось 40 лет. Он был создан по инициативе бывшего директора завода Александра Зеленского. Основную часть экспозиции здесь занимают материалы, посвященные Дальневосточной железной дороге. Работа старейшего предприятия Приморья, которое в июне отметит своё 125-летие, показана через призму развития магистрали.
– Готовясь к юбилею завода, мы начали пересматривать архивные материалы, не представленные в экспозиции. По крупицам собранные Александром Зеленским, они хранятся в наших запасниках. Это папки с оригинальными фотографиями прошлого века и воспоминаниями фронтовиков, другие уникальные и очень ценные сведения и артефакты, – рассказывает специалист по связям с общественностью УЛРЗ Оксана Недбайло. – В одной из папок обнаружили материал, посвященный вкладу заводчан в Победу в Великой Отечественной войне. Статья была опубликована в заводской газете "Стахановец" 15 января 1943 года. В списке фамилий оказался и двоюродный дед нашего коллеги – Захар Мизь.
В годы войны люди добровольно жертвовали свои средства в Фонд обороны страны. Собирали их для постройки танков, самолетов, боевых кораблей, необходимых фронту. Массово приносили деньги и известные люди, и простые колхозники и рабочие. Например, знаменитый ас, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков, прототип капитана Титаренко по прозвищу Маэстро из фильма "В бой идут одни старики", летал на самолете, построенном на деньги, собранные оркестром Леонида Утёсова. Всего же на добровольные пожертвования населения было построено более 2,5 тысячи боевых самолетов, несколько тысяч танков, 8 подводных лодок и 16 различных военных катеров. Был в этом и вклад уссурийцев.
"Всё для фронта! Всё для Победы!" – для заводчан этот призыв означал не только работу день и ночь, перевыполняя планы, чтобы обеспечить армию всем необходимым. В годы войны они продавали свое имущество, отдавали последние деньги, чтобы купить самолеты. На заводе в начале 1943 года развернулась кампания по сбору средств на надежные и эффективные бомбардировщики для эскадрильи "Советское Приморье". Кто-то отдавал месячный оклад и запас облигаций, кто-то продавал одежду и свои скудные запасы с огорода, на которые семья могла продержаться в голодное военное время. Максимальный взнос по 1000 рублей внесли несколько человек, среди них был и Захар Мизь. Всего же завод на постройку эскадрильи собрал более 200 тысяч рублей.
Павел Мизь продолжил семейную династию, придя работать на завод, на котором трудился его дед. Фото: предосталвено УЛРЗ
По словам Павла Мизя, об этой истории он никогда не слышал.
– Захар Иосифович был родным братом моего деда. Он умер, когда мне было всего три года. Отца моего, к сожалению, тоже уже нет в живых. Поэтому информации моем о двоюродном деде очень мало, – рассказывает Павел Сергеевич. – И я очень рад, что появляются новые подробности о нем. Захар работал на заводе по инженерно-техническому направлению, но точную специальность не знаю. Моего родного деда Константина призвали на фронт, он прошел два концлагеря. А дед Захар получил бронь, приближал Победу в тылу. У них с женой Ольгой, она тоже трудилась на заводе, детей не было. Жили очень скромно. Честные, порядочные люди. Стоит только догадываться, чего им стоило собрать такие немаленькие по тем временам деньги для строительства боевых машин. Тема войны в нашей семье практически не поднималась. Старшее поколение не любило вспоминать о том, какие испытания пришлось пережить. Но День Победы всегда был и остается для нас главным праздником.
В награду за самоотверженный поступок заводчане не получили медалей или орденов, но для летчиков эскадрильи они были настоящими героями.