В Москве прошло ежегодное заседание Европейского клуба экспертов местного самоуправления. Эксперты проанализировали особенности местного самоуправления в России и призвали вернуться к практике прямых выборов глав муниципалитетов, сообщает ИА UssurMedia со ссылкой на "ФедералПресс".
Оказалось, что переход к конкурсным процедурам не повысил качественный уровень кадрового состава. Более того, управленцы на местах не стали более ответственными по отношению к населению. Теперь для них, напротив, важно отчитываться перед главой региона и государственной властью.
Как выяснилось, в 2008 году основная часть мэров (около 70%) избиралась на прямых выборах. В 2014 году показатель снизился до 34%, а в 2019-м упал еще ниже и приблизился к 14%. "Произошел сплошной переход преимущественно от прямых выборов к избранию на основе конкурсных процедур. При этом в 2008 году доминировала модель сильного мэра, в 2014-м уже преобладала модель сити-менеджера, а сейчас преобладает именно модель назначаемого сильного мэра", – пояснил руководитель проекта "Муниципальная карта России: точки роста" Андрей Максимов.
Прогнозировалось, что благодаря конкурсным процедурам к власти на местах придут новые и молодые представители. Однако такая тенденция в последнее время характерна для губернаторского корпуса. В кадрах на местах поколенческие сдвиги не наблюдаются.
"Применительно к мэрам этого не происходит. Средний возраст мэра остается 47–48 лет. На протяжении 12 лет ничего принципиально не поменялось", – прокомментировал Максимов.
"Единственный вывод, который я бы хотел сделать сейчас: мы видим, что переход от прямых выборов мэра к конкурсным процедурам не дал эффекта в части повышения качественного уровня корпуса руководителей крупных городов России, и мы предполагаем, что разговор о возврате к прямым выборам мэров, которые будут возглавлять администрацию и оказывать влияние на городское развитие, как никогда актуален", – заявил Максимов.
Слабые изменения, а порой и ухудшение кадрового состава не единственная причина, по которой стоит вернуться к прямым выборам. Все дело в том, что де-факто жители городов исключаются из процедуры формирования ключевого органа местного самоуправления. В этой модели все преференции получает государственная власть.
"Конечно, основная задача, которую преследует государство, – получить полностью управляемого мэра, того, который будет слушаться государство, будет слушаться губернатора, его подчиненных. При этом такое полное подчинение мэров, их управляемость ведут к тому, что мы теряем важнейший политический институт", – рассказал президент Европейского клуба местного самоуправления Эмиль Маркварт.