В интервью PrimaMedia Алексей Бабков, Руководитель Дирекции информационных проектов НКО “Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока”, рассказал об особенностях и важности реализации в ДФО проекта "Медиашкола: Дальневосточный репортер", — сообщает ИА PrimaMedia.
— Алексей Валерьевич, расскажите, как возникла идея создать проект "Медиашкола: Дальневосточный репортер"?
— Идея создания проекта возникла в конце 2017 года, когда началась активная фаза нашей работы в Фонде. На первом этапе мы проанализировали информационное пространство Дальнего Востока и ключевой вывод, который был сделан — реализация федеральных экономических и социальных проектов по развитию ДФО невозможна без качественного информационного сопровождения. С одной стороны, в конце 2017 года Президент России назвал Дальний Восток приоритетом развития России на весь 21 век, а с другой стороны мы столкнулись с непониманием населением того, какие практические результаты дают все те многочисленные экономические и социальные программы, о которых говорят в телевизоре и пишут в газетах. По факту людям интересно то, что отражается на изменении их качества жизни. Основная проблема информационного пространства Дальнего Востока состоит в том, что население недополучает важную с практической точки зрения информацию о результатах реализации программ социально-экономического развития региона.
На Дальнем Востоке есть много хороших журналистов, но тем не менее их не хватает. Одновременно наиболее высокая концентрация профессиональных кадров наблюдается в 2-3 крупных городах ДФО. Это естественный процесс – в этих городах лучше высшее образование, лучше рынок труда, выше зарплаты. Но в итоге в других субъектах качественное "информационное покрытие" хромает.
При запуске проекта наша задача состояла в том, чтобы постараться создать во всех субъектах ДФО условия для повышения профессионализма как молодых журналистов, так и сотрудников пресс-служб, создающих информационный контент. Так появилась концепция проекта "Медиашкола: Дальневосточный репортер".
— Каким образом задачи проекта "Медиашкола: Дальневосточный репортер" соотносятся с общей концепцией социально-экономического развития Дальнего Востока?
— Сегодня весь Дальний Восток – это большая экспериментальная площадка. Тут реализуются новые подходы к комплексному развитию территорий: льготное налогообложение для бизнеса, дешевые кредиты, упрощенный документооборот и многое другое. За последние несколько лет созданы десятки тысяч новых рабочих мест, в производство и инфраструктуру инвестируются сотни миллиардов рублей. Однако жители субъектов Дальнего Востока зачастую не связывают изменение условий жизни с реализацией конкретных федеральных программ. Большинство, утрируя, скажет, что это они "вкалывали" по 20 часов в день и поэтому есть жилье, еда на столе и тепло в доме. Это конечно так, но есть не только это. Например, появление в магазинах новых продуктов может не ассоциироваться с деятельностью ТОРов. В одном из регионов на прилавках впервые за долгое время появилось свежее и качественное мясо, так как построили свиноферму на несколько тысяч голов. А в самом северном регионе построили теплицы и в продажу поступили свои овощи, которые почти в два раза дешевле привозных. Обо всем этом надо рассказывать, показывать и делать это в доступной и интересной форме. Для этого мы помогаем журналистам и сотрудникам пресс-служб повысить свой профессиональный уровень.
— Кто реализует проект "Медиашкола: Дальневосточный репортер" и сколько он будет длиться?
— Сегодня “Медиашкола” реализуется по инициативе аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе с февраля 2018 года. Техническим исполнителей проекта является НКО "Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока". О запуске проекта мы объявили в феврале 2018 года и обучающий год должен завершиться в марте 2019 года.
— А как вообще выглядит "Медиашкола"? Какой формат работы? Понятно, конечно, что это не стены, не класс.
— Обучение делится на две части. Первая — это онлайн обучение. Мы запустили курс вебинаров. В его основе в этом году — учебная программа ТАСС, которую мы адаптировали под наши потребности. Вторая часть — очные сессии или учебные интенсивы. Мы разбили весь курс обучения на 4 учебных модуля, которые длятся примерно квартал. В конце каждого модуля — очная сессия в одном из крупных городов Дальнего Востока, которая состоит из большого набора мастер-классов, дискуссий, семинаров известных журналистов и медиа экспертов. На сессиях они активно делятся своим опытом и рассказывают как эффективно организовать информационную работу.
— Сколько человек у Вас учится, как вы отбирали людей и на каких условиях?
— В феврале 2018 года мы объявили конкурсный набор на бесплатное обучение. Претенденты с опытом работы в СМИ не более 3 лет должны были подготовить и прислать свои 3 лучшие журналистские работы. В итоге мы отсмотрели более 200 работ и отобрали 56 человек. Сюда вошли журналисты, студенты, практикующие в СМИ и сотрудники пресс-служб. И те и другие работают на информационную повестку Дальнего Востока. Они должны сотрудничать, находить общий язык, поэтому их объединение в проекте стало логичным. Эта группа людей проходит постоянное обучение в формате вебинаров и очных сессий. Участие в этих мероприятиях мы им полностью оплачиваем. Есть вторая группа – это так называемые "свободные слушатели", которые в формате очных сессий имеют право посещать открытые для них мастер-классы и дискуссии. Первая очная сессия “Медиашколы” прошла во Владивостоке 6-8 июня 2018 года на базе кампуса ДВФУ. В ней приняло участие около 150человек. Сейчас мы готовимся провести вторую очную сессию, которая состоится в Южно-Сахалинске 27-29 сентября. На текущий момент у нас уже аккредитовалось более 200 человек. Количество участников начинает расти, причем как качественно, так и количественно.
— А соблюдали ли Вы при отборе обучающихся принцип географической выборки? То есть, стремились ли вы взять людей из каждого региона и крупного населённого пункта Дальнего Востока?
— Да, такая работа проводилась. Наша задача состоит в том, чтобы подготовить людей для обеспечения качественной информационной повестки по всем регионам Дальнего Востока. Поэтому при отборе вводились квоты пропорционально количеству проживающего населения в каждом субъекте ДФО. По факту получились небольшие искажения, но они незначительные. В итоге в “Медиашколе” обучаются представители всех девяти субъектов ДФО.
— Вы говорили, что привлекаете для обучения известных экспертов. Кто у вас читал мастер-классы во Владивостоке и на какие темы?
— В очной сессии во Владивостоке приняло участие более 20 медиа экспертов, среди них: заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Волин А.К., декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Караганов С.А., заместитель шеф-редактора АО "Коммерсантъ" Черкасов Г.Ю., профессиональный журналист и преподаватель "Академии новостей ТАСС" Брянский Г.О., руководитель департамента спецпроектов медиахолдинга "Комсомольская правда" Синицына Т.С., исполнительный директор по медиа Rambler&Co Цыпер А.С., основатель самиздат-проекта "Батенька, да вы трансформер" Мостовщиков Е.С., генеральный директор Центра развития коммуникаций ТЭК Есипова И.Ф., бизнес-тренер, дипломированный практикующий психолог Майзель А.С. и другие.
Также хочется отметить, что с участниками “Медиашколы” во Владивостоке провел встречу заместитель председателя Правительства Российской Федерации — полномочный представитель Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Трутнев Ю.П. С участниками “Медиашколы” он обсудил информационную повестку Дальнего Востока, в том числе создание качественной социальной среды для жителей региона, льготные авиаперевозки, программу "Дальневосточный гектар” и другие темы.
Основными темами первой очной сессии стали: "Влияние негативного фона информационного пространства на социально-демографическую ситуацию на Дальнем Востоке Росси", "Адаптация работы пресс-служб к новостным потребностям СМИ в зависимости от жанра и формата информационного ресурса", "Технология проверки потенциальных новостных фейков", "SMM технологии завоевания целевой аудитории", "Как сделать хорошую новость интересной", "Искусство заголовка", "KPI в работе пресс-служб".
— Вы заканчиваете подготовку второй очной сессии в Южно-Сахалинске. Какая там будет основная тема и кто будет выступать в “Медиашколе”?
— Ключевой темой сессии в Южно-Сахалинске станет "СМИ и Власть – партнерство или противостояние?". Среди основных спикеров: первый заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Куранов Г.В., министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока Козлов А.А., губернатор Сахалинской области Кожемяко О.Н., заместитель шеф-редактора АО "Коммерсантъ" Черкасов Г.Ю., преподаватель "Академии новостей ТАСС" Брянский Г.О., основатель издательского дома "Компьютерра" Мендрелюк Д.Е., директор филиала ФГУП ГТРК "Дальневосточная" Серикова Е.В., медиа юрист, эксперт по защите прав в области СМИ Антонец Г.И., бизнес-тренер, дипломированный практикующий психолог Майзель А.С. и другие.
— Вебинары в “Медиашколе” ведут эти же эксперты?
— Лишь отчасти эти эксперты пересекаются. Для привлечения вебинаров у нас будет задействовано более 20 преподавателей. Из них на данный момент участие в очных сессиях принял лишь один эксперт. Во многом это сделано осмысленно, так как мы стремимся задействовать в “Медиашколе” максимально широкий пул экспертов и сделать каждую сессию интересную по-своему. Одновременно это позволяет ученикам значительно расширить сеть своих контактов, что сильно поможет им в будущей работе.
— Человек, который пройдёт "Медиашколу", что получает на выходе? Это стажировка, это трудоустройство или люди просто возвращаются в свои СМИ или пресс-службы и там уже начинают полученные знания применять?
— В первую очередь ученики и "свободные слушатели" получают бесценный опыт и знания, которые повышают их ценность как работников в медиасфере. Во вторую – отличительные бумаги от организатора проекта и сертификат повышения квалификации от ТАСС для тех, кто был зачислен на постоянное обучение.
— Какие у "Медиашколы" планы на дальние перспективы?
— Сейчас наша главная задача– отработать этот учебный год и сделать первый выпуск. После Нового Года будет приниматься решение о продолжении проекта. Я уверен, что "Медиашкола" способна на большее. Отзывы, которые мы сейчас получаем, вселяют в нас оптимизм и любовь к нашему делу. Приятно видеть результаты своего труда.