О настоящем и будущем рынка рыбной продукции, ценообразовании, самых перспективных направлениях инвестирования на Дальнем Востоке и многом другом в интервью для ИА PrimaMedia рассказал Владимир Ерохов, учредитель и генеральный директор инвестиционной компании "ТДК-Сервис".
— Владимир Алексеевич, ваша компания занимается инвестированием в различные отрасли на Дальнем Востоке России. Какие основные направления?
— Для нас Дальний Восток остается ключевой территорией для инвестирования. Обширная сырьевая база, доступ к морям у большей части регионов федерального округа, и другие факторы делают макрорегион перспективным с точки зрения вложения денег.
На сегодняшний день мы инвестируем в рыбную отрасль, строительство, в хранение и логистику.
— Почему именно эти отрасли?
— Главным образом потому, что они обеспечены ресурсами, выгодны для бизнеса и перспективны. Считаю, что дальнейшее развитие территорий ДФО будет связано в том числе с этими отраслями. Особое место в данном списке занимает традиционная для Дальнего Востока рыбная отрасль. Именно здесь, на востоке страны, находится более 80% всего рыбопромыслового запаса России. Учитывая стратегические интересы государства к отрасли, уверен, что она будет быстро развиваться. Думаю, ближайшие 10-15 лет капитализация отрасли должна вырасти не менее, чем на 20%.
— Какие еще отрасли, на ваш взгляд, будут перспективны для инвестиций в ближайшие 5-10 лет?
— Те, что я уже назвал. Еще сюда добавлю перевалку угля. За последние 10 лет регионы Дальнего Востока более чем в два раза увеличили перевалку в морских портах. Через морские терминалы макрорегиона уже сегодня проходит более четверти всей отечественной перевалки. И каждый год этот показатель растет. К тому же рядом с нами расположились крупнейшие импортёры угля на востоке — Китай, Япония, Тайвань, Индия и Южная Корея.
Мы видим перспективы этого направления на Дальнем Востоке.
Также в ДФО в ближайшие 5-10 лет активно будет развиваться строительная отрасль. Сегодня в макрорегион заходит иностранный капитал, реализуются крупные инвестиционные проекты от известных мировых корпораций, таких как ТН Group, KGK, JGC Evergreen. Их деятельность сопряжена с большими объемами строительства. Значит будет спрос на строительные услуги.
— Вы принимаете участие в Восточном экономическом форуме. Судя по опубликованной программе, непосредственно рыбная повестка ограничивается двумя сессиями – про марикультуру и про инвестиционные квоты. Это действительно единственные драйверы роста в рыбной отрасли России?
— Думаю, что на форуме будет затронута гораздо больший круг тем. Вместе с тем, указанные в программе два направления являются сегодня наиболее обсуждаемыми. Причем не всегда с положительной стороны. В том числе, есть вопросы к инициативе предоставления квот в обмен на строительство судов. В нашей стране пока не хватает верфей, не достаточно обеспечение технологиями. У нас пока не готовы строить гражданские суда, тем более, на Дальнем Востоке. Думаю, об этом тоже пойдет речь на форуме.
Что касается программы развития марикультуры, то считаю, что концепция была выбрана правильно. Поэтому это тоже одна из перспективных направлений для инвестирования.
— Чего вы ждете от четвертого ВЭФ?
— Сам факт уже четвертого по счету ВЭФ говорит о серьезности и перспективности планов по развитию Дальнего Востока. За три года стало больше участников, стал заметно выше статус гостей и делегатов. Таким образом, Восточный экономический форум стал большой представительной площадкой, на которой бизнес и власть могут обменяться мнениями, на которой можно найти новых партнеров для бизнеса. Этим мы и займемся.
— Логистика, в том числе, рыбной продукции, одно из направлений деятельности вашей компании. Однако не раз слышал, что рыбная логистика переживает кризис. Мол, стоимость доставки рыбопродукции по железной дороге очень высока и сезонно возрастает примерно на 60%. Насколько серьезна проблема сейчас?
— Сегодня отдельные группы пытаются доказать чиновникам, населению, что стоимость доставки рыбы очень высокая. Это неправда. Чаще всего розничная цена продукции складывается из стоимости от производителя, логистических издержек и наценки розничных сетей. В период даже рекордной путины стоимость доставки составляет меньше 10%. Причем от стоимости производителя. Розничные сети накручивают не менее 30-40%.
Возьмем для примера такую популярную рыбу, как кета. Её оптовая стоимость в этом году — 200 рублей за килограмм. Это цена производителя для крупных оптовиков, например, трейдеров. Такие оптовики зарабатывают на каждом килограмме 1-2 рубля. Для конечного потребителя это несущественно. Итак, 200 рублей выставил производитель. 20 рублей – доставка. 2 рубля – крупный трейдер. 8-10 рублей – средний трейдер. 40% — сеть. Вот и получается, что стоимость рыбопродукции в магазине будет составлять уже в полтора раза дороже — 310 рублей. И логистическая часть в такой цене минимальна.
Считаю, нужно снижать издержки производителя, чтобы он имел возможность понижать стоимость продукции и работать с розничными сетями. Тогда цена продукции для населения будет более доступной.
Кроме того, нужно расширять логистическую сеть. Мы видим перспективы в автомобильных перевозках, морских контейнерных линиях, а также в развитии Северного морского пути.
— В Росрыболовстве заявляют о больших объемах добытой рыбы в этом году. Понятно, что она продается не сразу. Ее нужно где-то хранить. Насколько Дальний Восток обеспечен рефрижераторными мощностями и интересно ли это направление с точки зрения инвестиций?
— Формально на Дальнем Востоке достаточно площадей для хранения продукции. Другой вопрос, в каком они состоянии. Если посмотреть на инфраструктуру для хранения продукции широко, то увидим по большей части советские фреоновые рефрижераторы, которые за последнее время не прошли практически никакой модернизации.
Однако сегодня в это направление приходит новый бизнес. На базе Владивостокского морского рыбного порта строят холодильно-складской комплекс. Он сможет обеспечить возможность одновременного хранения до 40 тысяч тонн продукции и при необходимости в разы увеличить количество перегружаемой рыбы. В Приморском крае, в ТОР "Надеждинская" в ближайшее время тоже построят новый современный холодильник. Рефрижераторный комплекс по обслуживанию рыбопромышленных компаний хотят строить на Камчатке.
Строительство рефрижераторов, это, конечно, сложные и долгие инвестиции. Однако востребованность мощностей и поддержка государства должны привести к результату уже в ближайшие годы.
Тут есть один важный момент. Дело в том, что сегодня наиболее выгодно и рентабельно строить холодильники у причальных стенок. От такого расположения всем удобно, также снижаются транспортные издержки. Но эти территории нельзя оформить в собственность. А вкладывать серьезные средства в проект и не иметь гарантии сохранения за собой активов – большой риск.
Думаю, было бы разумно предоставить возможность оформления в собственность отдельные территории на берегу, отданные под строительство рефрижераторов. Тогда это направление стало бы еще более инвестиционно-привлекательным.
— Вместо заморозки продукции рыбопромышленные компании могли бы большее перерабатывать. Однако, как известно, у нас очень низкая доля переработки выловленной продукции. Почему так? Неужели бизнесу не выгодно?
– Тут главная причина в востребованности продукции. Как на внутреннем рынке, так и за границей. Россия — один из крупнейших экспортеров рыбной продукции в мире. В 2017 году на экспорт было отправлено 1,6 млн тонн рыбной и иной продукции. Практически весь объем — 1,4 млн тонн, это уловы в замороженном необработанном виде. Многие страны рады покупать такую продукцию, чтобы развивать собственные перерабатывающие предприятия.
Между тем, хочу заметить, что доля собственной переработки в России постепенно увеличивается, в том числе на Дальнем Востоке. Все больше заводов проходят модернизацию. Не так быстро, но увеличивается объем экспорта переработанной рыбопродукции. За рубежом наша переработанная продукция также становится все более востребованной.
— А как же внутренний рынок?
— Сегодня в стране преобладает спрос на непереработанную рыбу. Покупатель по большей части хочет увидеть рыбу целиком, сам разделать. Считаю, наш рынок пока не готов кардинально переориентироваться на переработанную рыбопродукцию. А значит, форсировать переработку пока не имеет смысла.
— Какую долю может занять перерабатываемая рыбопродукция в ближайшие годы?
— Думаю, в ближайшие 5-7 лет мы сможем перерабатывать не 12% как сейчас, а 25-27%. Это неплохо.
— Спасибо за беседу.
Биографическая справка:
Ерохов Владимир Алексеевич
Родился и вырос в городе Владивостоке Приморского края.
В 2009 году окончил Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет ("Дальрыбвтуз") по специальности "Промышленное рыболовство".
В 2015 году получил диплом юриста в Академии Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ).
Аспирант Российскойакадемии народногохозяйства и государственнойслужбы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), факультет "Национальной безопасности", специальность "Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития".
Учредитель и руководитель компаний, занимающихся добычей и оптовой продажей рыбопродукции и морских биоресурсов, продажей и транспортировкой нефтепродуктов, логистикой, строительством.
В 2017-2018 годах – советник генерального ректора по инвестициям АНО "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" (структура Министерства РФ по развитию Дальнего Востока).
Занимается привлечением инвестиций, в том числе иностранных, в проекты на Дальнем Востоке России.