Постоянно растущий до 2018 года российский сигаретный рынок начал падение. К 2022 году он сократится на 30% по сравнению с 2017 годом, спрогнозировали аналитики. Причиной тому — стремление населения к здоровому образу жизни, растущие акцизы на табачную продукцию, переход с классических сигарет на электронные, а также возрастающая доля контрафакта, сообщает ИА UssurMedia.
Согласно отчету аналитиков Euromonitor International, доходы от акцизов к 2022 году упадут на 11% и выручка составит всего 1,39 трлн рублей. В последнем удачном с точки зрения бюджета 2017 году табачный рынок реализовал 258 млрд сигарет, принеся 1,6 трлн рублей. Ло сих пор рост рынка в деньгах обеспечивался лишь ростом цен на сигареты при падении объема продаж — цены росли быстрее, чем уменьшался рынок. Однако в ближайшие два года рост акциза замедлится — в 2018-19 годах заложен рост акцизной ставки в 10%, в 2020 г. — 4%. В последующем он будет индексироваться на уровень инфляции, ориентировочно на те же 4%. Таким образом, рост акциза не сможет компенсировать падение продаж, а производители сигарет не пойдут на увеличение цены.
В то же время рост цен вызвал и рост черного рынка (за последние 4 года он вырос в 7 раз) — до 4,6%, а в регионах, граничащих с Казахстаном он достигает 30%. Между тем, в странах Таможенного союза ставки акциза на табачную продукцию в 1,5 — 3 раза ниже. В европейских странах только взвешенная налоговая политика позволила уменьшить долю теневого рынка.
Новые табачные продукты (электронные сигареты) также повлияли на падение рынка, так как потребители воспринимают их, как менее вредные, чем традиционные продукты. однако пока что их доля составляет лишь 1,5% от сигаретного рынка.
Популярность здорового образа жизни также сыграла свою роль — в 1,5 раза выросло число стремящихся бросить курить с 57 до 70% за четыре года. Процент занимающихся спортом возрос с 12% в 2016 году до до 31% в 2017 году.