Астероид: как создать детский оздоровительный лагерь краевого уровня в Уссурийске

Основатель детского центра Виктор Мурашко раскрыл секреты успеха организации отдыха для детей
ДОЛ "Астероид". Фото: сайт ДОЛ "Астероид"

В пятерку лучших детских оздоровительных центров Приморья вошел детский оздоровительный лагерь "Астероид" под Уссурийском через четыре года после открытия. Его основатель Виктор Мурашко не рассчитывал на столь космический прогресс, события старался не подгонять, действовал поэтапно. Результаты не замедлили сказаться: сегодня в детском центре отдыхает по 150 детей в каждую смену. "Астероид", появившийся как прообраз известного американского кэмп-лагеря, стал популярным среди российских ребят благодаря органичному сочетанию оздоровительного, развлекательного и познавательного направлений. Однако главный секрет популярности заключается в другом. Виктор Мурашко рассказал корр. ИА UssurMedia, как создать и вывести детский оздоровительный центр на краевой уровень.

1 / 2

— Виктор Николаевич, вы с самого открытия поставили перед коллективом столь высокую планку?

— После открытия нам необходимо было достичь определенного рубежа, если кто помнит, раньше были популярны пятилетки, и мы взяли этот средний срок для того, чтобы достичь первых результатов. Но, как видите, нам удалось, приложив максимум усилий, достичь любви и уважения детей за более короткий срок. Возможно, в этом главный секрет: мы ориентируемся на интересы и пожелания ребят, которые у нас отдыхают. При этом учитываем и мнение родителей. Грамотный синтез интересов трех сторон дает "космический" результат.

— Кто в этом тройственном союзе выступает третьей стороной?

— Оздоровительный центр "Астероид" представляет собой семейное предприятия, третьей стороной являются владельцы. Занимаясь открытием детского лагеря для отдыха, мы частично ориентировались на загородные американские лагеря.

При этом не сомневались, что жизнь внесет свои коррективы, сегодня происходит столько изменений во всех сферах жизни, что не затронуть детский лагерь, это не может.

Это был 2014 год, я могу сказать, мы собрали и изучили основные пожелания всех заинтересованных сторон и, что важно, воплотили их в жизнь. Уже в то время понимали, что останавливаться на достигнутом не стоит. Дальше стали работать над развитием детского центра, и взять очередную высоту мы запланировали в 2019 году. Хотим завершить создание образа "Астероида". На следующий год задумали поставить космический корабль, в котором хотим сделать музей космонавтики.

— Откуда такая страсть к космосу?

— Мы выбрали название, связанное со Вселенной, – "Астероид", в самом начале становления нашего бизнеса, со временем оно оправдало себя, и мы не стали его менять. Помните, как у капитана Врунгеля, как ты лодку назовешь, так она и поплывет. Возможно, отчасти, это правда. К тому же на Дальнем Востоке теперь есть свой космодром, двое космонавтов, побывавших в космосе, представители Приморского края. Некое отношение к глобальной Вселенной дисциплинирует и подталкивает нас к современным трендам.

К примеру, одними из первых в Приморском крае мы оборудовали жилые корпуса детского лагеря видеонаблюдением. Почему мы на это пошли? Родители хотят быть в курсе всего, что происходит с их ребенком, даже через расстояния чувствовать с ним связь.

Сегодня они в режиме онлайн могут наблюдать за своими детьми, знать, чем они занимаются, как себя чувствуют. Кстати, просмотры доступны для всех на сайте ДОЛ "Астероид". Порой нас смотрят родители, которые только собираются отправить своих детей к нам на отдых. Они видят отношение вожатых, их поведение. Да и на нашем коллективе этот негласный контроль сказывается положительно, хотя вы понимаете, что и груз ответственности возрастает. Однако мы рискнули.

1 / 4

— "Астероид" один из самых открытых детских центров, у вас есть страницы практически во всех социальных сетях. Это больше дает рекламный эффект, или так выстраиваются каналы обратной связи с детьми и родителями, ведь большинство из них "обитает" в виртуальном пространстве?

— Тут можно говорить о двойном эффекте, но мы больше обращаем внимание на отклики, которые пишут на нашей странице. Учитывая эти пожелания и критику, мы остаемся конкурентоспособными. Если говорить о рекламном эффекте, он присутствует, но, согласно нашим наблюдениям, отлично работает детское и родительское "сарафанное радио". Ребенок, побывав у нас однажды, в следующий раз приезжает вместе со своими друзьями. Мы смогли набрать популярность, и с каждым новым сезоном увеличивается количество отдыхающих ребят.

Могу сказать, что для меня стало неожиданностью такое активное участие родителей в жизни детского лагеря. Поступают дельные предложения, которые мы тоже учитываем и используем в организации детского отдыха. Например, в первой смене из-за погодных условий здания еще не прогрелись. Поэтому мы стали обогревать детские комнаты и родителей предупреждали, чтобы отправляли детям теплые вещи. Проанализировав эту ситуацию, мы задумались над проведением централизованного отопления на следующий год. Если вдруг опять будет сыро и промозгло, то мы будем готовы к этой ситуации на все 100%.

Мы работаем уже 9-й год, и путевки раскуплены вперед на три смены. Сейчас у нас заканчивается первая. Порой поступают просьбы от родителей, которые готовы и кровать лишнюю купить и поставить в корпус, только бы ребенок здесь отдохнул. Но мы не идем на это, во-первых, из-за требований безопасности, во-вторых, существуют нормы, которые мы строго соблюдаем. У нас комнаты рассчитаны на 4-6 человек, при этом мы зонировали их так, чтобы в каждой половине проживали по два или три человека.

Комната для девочек

Комната для девочек. Фото: Виктория Титоренко, ИА UssurMedia

— Вы затронули тему безопасности и соблюдения санитарно-эпидемиологических норм, думаю, и для родителей эти критерии очень важны. Как у вас организована работа в этом направлении?

— С этим сегодня уже все в порядке. Бывают, конечно, недочеты, которые мы устраняем при подготовке лагеря к сезону. Проверяющие структуры у нас бывают постоянно, и все замечания, которые возникают, стараемся оперативно устранять. Например, у нас есть лодочный аттракцион, глубина чаши небольшая, но, согласно требованиям, у детей должны быть спасательные жилеты. Хотя если вспомнить, как мы начинали, буквально на пустом месте, и пока не набили "шишки", не учли все нюансы, к нормальному процессу не пришли.

Помню, как в начале работы детского лагеря мы наняли поваров, а они нас серьезно подвели, бросив готовить. Нам тогда в срочном порядке пришлось искать замену, но детей кормили полноценно и без задержек. Сейчас у нас налажено 5-разовое питание, и с командой поваров мы работаем уже много лет подряд. Отмечу, что это очень ответственные люди. У нас и поставщики продуктов на протяжении многих лет одни и те же. Мы сотрудничаем с местными фермерами, они привозят нам молоко. Первое время мы варили кашу на магазинном молоке, но дети ее плохо ели, а когда перешли на фермерское, и у каши появился совсем другой вкус. Если кто из "новеньких" отказывается от молочной каши, то мы всегда сначала предлагаем попробовать, не понравится — заставлять не будем. Исключением являются случаи, когда ребенку по медицинским показаниям запрещены молочные продукты. Однако прежде чем выстроить такую систему, пришлось немало потрудиться.

Хочу отметить, что дело здесь не только в деньгах, много слышал критики по этому поводу, но на первом месте – отношение к делу, к людям. Если я вкладываю в это все силы, душу, то и люди, которые со мной работают, поступают так же, а иначе они потеряют мое доверие, а я их. Поэтому наши поставщики работают с нами практически с момента открытия, я доверяю их продукции, они знают, что своей продукцией кормят детей, и это огромная ответственность. Этот же принцип работает и с коллективом вожатых. Старший вожатый сейчас защищает кандидатскую по психологии, а пришел впервые к нам работать, когда еще учился в университете. Он и ребят подбирает таких, у которых глаза горят, которые любят работать с детьми. Мы иногда берем тех, у кого мало опыта общения с детьми, научить можно всему, но только не отношению к делу. С первых минут видим, какие взаимоотношения складываются между вожатыми и детьми, они должны тянуться друг к другу. Вот если этой ауры нет, никакие финансовые вливания не помогут. Я это понял давно, ведь уже не первый год нахожусь в бизнесе. Крайне важно, какой у вас коллектив, кто образует круг общения.

1 / 2

— Как вы считаете, почему никто из предпринимателей, по крайне мере, в Уссурийском городском округе, до сих пор так и не решился пойти по вашим стопам и открыть частный детский загородный лагерь?

— Думаю, здесь несколько причин. Во-первых, это очень хлопотное и ответственное дело, я, допустим, пока работает лагерь, всегда на связи, телефон не отключаю. Видимо, не очень хотят бизнесмены так часто сталкиваться и с проверяющими органами. Ведь организацию детского отдыха проверяют особо. Я благодарен сотрудникам и Роспотребнадзора, и МЧС, и другим службам, что при открытии детского центра они меня поддержали, всегда готовы были проконсультировать по любому вопросу. Несмотря на то, что мы изучили все САНпины, нормы и требования к детским загородным лагерям подвержены изменениям. Необходимо быть в курсе всех нововведений.

Еще одна веская причина заключается в том, что это затратное дело. Не у всякого бизнесмена, будь это старт-ап, найдется солидная сумма, чтобы подготовить здания, столовую, территорию к открытию сезона. Даже я, будучи владельцем детского центра, имея стартовый капитал, понял, что без кредита не обойдусь. Тут, конечно, надо просчитать вероятные риски. Сколько ты сможешь отдать, к примеру, если выйдешь в убыток, что сможешь продать из собственного имущества и чем покрыть кредитные обязательства. Все эти аспекты необходимо просчитать в первую очередь. Смелых, поставить "на кон" все ради развития дела, немного.

Вероятно, если бы существовала определенная государственная поддержка либо гранты, тогда и предприниматели могли попробовать себя в организации детского отдыха. Ведь у нас столько детей проводит лето в городе, в полной мере не отдыхая и не набираясь сил к следующему учебному году.

Я постоянно задаюсь вопросом: почему в стране могут предпринимателю выделить несколько млн рублей на покупку 30-ти буренок, а на организацию детского отдыха — нет. Сейчас кто-то скажет, что выступаю я против развития сельского хозяйства, отнюдь, но получается, что о детях мы думаем не в первую очередь. За это сердце и болит. Мы по этому поводу общались с представителем социального проекта "Дети Приморья" и первой леди Светланой Тарасенко, которая приезжала в "Астероид", инспектируя организацию детского летнего отдыха.

— Какое мнение сложилось у гостьи о вашем детском оздоровительном лагере?

— Насколько я понял, Светлане Валентиновне понравилась и обстановка, и оснащение детского центра, и услуги развлекательного и образовательного характера. Она отметила, что бывала во многих детских загородных лагерях и здесь в глубинке не ожидала увидеть детский центр такого уровня. Мы ее приятно поразили.

— У вас действительно есть услуги, которые предлагают отели среднего уровня: инфракрасная сауна, солевая комната.

— Все, что вы перечислили выше, мы относим к оздоровительному направлению. Почему стали заниматься организацией солевой комнаты: бассейн есть, а вот морского воздуха не хватало. Когда же комната стала функционировать, пошли отзывы от родителей. Некоторые связывали окрепший иммунитет ребенка с посещением нашей солевой комнаты. В течение года дети не болели. Тот же эффект дает и инфракрасная сауна, она хорошо прогревает организм ребенка. Мы отправляем туда ребят, и когда холодная, ветреная погода, и после посещения бассейна, и просто для укрепления организма.

— Вы считаете, детям сегодня необходим комфорт?

— Я в этом уверен, так же как и в том, что ребятам не нужны какие–то экстремальные испытания, жизнь в палатках, туалет на улице, ледяная вода для умывания. Пусть у них будет все самое лучшее, возможно, потом и они будут приучать своих детей к комфорту, стремиться к лучшим условиям.

— Первая группа, которую вы набрали, состояла из сорока человек, сегодня количество отдыхающих ребят выросло в пять раз. Виктор Николаевич, вы утверждаете, что и это не предел?

— Да, территория, площади корпусов рассчитаны на то, чтобы принять 250 человек. Думаю, мы планомерно продолжим увеличивать число детей, которые смогут у нас отдохнуть. В "Астероид" приезжают ребята не только из Приморского края, были с Сахалина, Хабаровска и Хабаровского края. Однажды отдыхал японец, который приехал в Россию по программе обмена. Он был в восторге. За несколько дней успел выучить русские песни и подружиться с ребятами.

- Говорят, что к вам сложно попасть, путевки раскупают задолго до начала летнего сезона?

— Реализовывать путевки мы начинаем в конце января, не потому, что хотим быстрее продать. Цель — дать возможность родителям купить путевки в рассрочку. Выплатить все сумму сразу очень накладно для семейного бюджета, легче погашать частями. Мы даже проанализировали: если раньше родители могли отправить на отдых двух детей, то сегодня большинству семей хватает денег только на одного. Мы тоже стараемся вести гибкую ценовую политику, и вот уже в течение трех лет не поднимаем стоимость путевки, при этом реализуем новые задумки. Использовать одну и ту же программу из года в год никому неинтересно, а в первую очередь — детям.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia