До конца 2018 года в России стартует добровольная маркировка полезных продуктов питания. Правительство одобрило предложенную Минздравом концепцию коммуникационной кампании о размещении на товарах отличительных знаков, связанных с правилами здорового подхода к приему пищи. Об этом сообщили "Известиям" в Министерстве здравоохранения. Так, на продукции может появиться эмблема "Здоровое питание" — это один из рабочих вариантов маркировки. В Минсельхозе беспокоятся, что подобные меры могут ввести потребителей в заблуждение.
Правительство одобрило концепцию коммуникационной кампании о маркировке полезной продукции отличительными знаками, сообщили "Известиям" в Минздраве. Там считают, что популяризация разумного питания и новые эмблемы на товарах могут способствовать снижению уровня ожирения в России (в 2015 году им страдали 1,31 млн россиян, в 2016-м — 1,39 млн). Поставщики уже до конца года смогут разместить на продуктах питания для ЗОЖ эмблему, сообщил источник в Минздраве. Один из рабочих вариантов — надпись "Здоровое питание".
— Коммуникационная кампания не подразумевает, что остальные продукты автоматически попадут в категорию "вредных", — подчеркнули в пресс-службе Минздрава. — Обозначения для "вредных" продуктов, нанесение красных значков на пищевую продукцию не предусмотрено.
Министерство здравоохранения поделило продукты на три группы в зависимости от содержания в товарах жиров, добавленного сахара и поваренной соли на 100 г продукта. В первой группе находятся свежие и замороженные фрукты, овощи и бобовые, свежие и замороженные мясо, птица, рыба и т. д. Они автоматически могут претендовать на эмблему Минздрава. Вторая группа — черный список, в котором перечислены товары, которые однозначно не попадают под определение полезных, — это шоколад, кондитерские изделия, энергетические батончики и десерты.
В третьей группе указаны продукты, которые могут как попасть под категорию "здоровых", так и нет. Это, например, сушеные фрукты и орехи, в которых содержание добавленного сахара и соли должно находиться на нулевом уровне. Пороговые значения этих компонентов также устанавливаются для соков, хлеба, сухих завтраков, переработанного мяса, птицы, рыбы, а также молочной продукции, творога и сыра.
Любой производитель товаров, отвечающих принципам ЗОЖ, может присоединиться к этой кампании по маркировке и нанести на упаковку визуальный элемент. Сейчас правительство проводит отбор фирм для участия в пилотном проекте. Вопрос о том, какая организация будет контролировать выдачу эмблемы для продуктов, еще не решен.
Ранее в Минсельхозе давали отрицательный отзыв на проект концепции. В нем было сказано, что "предлагаемые инициативы будут способствовать введению в заблуждение потребителей". Более того, такая ситуация грозит серьезными финансовыми рисками отраслям пищевой и перерабатывающей промышленности. Также новые меры могут оказать негативное влияние на объем перерабатываемой сельскохозяйственной продукции и ее экспорт.
Исполнительный директор "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков считает, что инициатива Минздрава не доработана. Например, непонятно, кто именно будет относить тот или иной продукт к вредным или полезным и, главное, какую реальную пользу такая маркировка принесет потребителю.
— На данный момент российское законодательство предусматривает размещение на этикетке полной информации о составе продукта, его пищевой ценности, рекомендациях и ограничениях по его применению. Этого вполне достаточно, — сказал Дмитрий Востриков.
Эксперт отметил, что такая категория, как "полезность", достаточно индивидуальна. Даже среди профессионалов нет единого мнения о вредности или полезности того или иного продукта.