Женщина-легенда Уссурийска, ставшая учителем для Героя России, многочисленных докторов и кандидатов различных наук, директор школы, автор книг Валентина Евстафьевна Децик сыскала все звания, выбрав самую мирную профессию педагога. Благодарные ученики до сих пор рассказывают о своих достижениях, а некоторые все еще просят прощения за былые шалости. Валентина Евстафьевна не перестает делиться опытом, раскрывая секреты профессии. Чем занимается сегодня председатель Совета почетных граждан, расспрашивала корр. ИА UssurMedia.
— Какими заботами живете в настоящее время как председатель Совета почетных граждан?
— Участвуем в избирательной кампании по выборам президента РФ. Совместно с Думой УГО продолжаем работу по увековечиванию памяти ушедших из жизни достойных людей Уссурийского городского округа. Не забываем и о своей главной обязанности по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи в составе лекторских групп Совета ветеранов УГО.
— Ранее патриотическое воспитание было неотъемлемой частью учебного процесса. Эта работа была хорошо поставлена в школе № 29, где сначала вы были завучем, а затем и директором.
— Администрация школы тесно сотрудничала с Уссурийским высшим военным автомобильным училищем.
В школе проходило множество мероприятий военно-патриотической направленности. Можно отметить различные направления, где педагоги нашей школы проявили творчество и незаурядные способности. Опыт, наработанный в то время, для меня сегодня серьезный помощник.
— Вы скучаете по работе руководителя образовательного учреждения?
— Всему свое время. Я и сейчас не оторвана от коллектива родной гимназии. Часто бываю там по приглашению администрации и учащихся. Это по-прежнему мой второй дом. Очень радуют встречи с моими бывшими учениками, любимыми выпускниками. Они дают мне заряд бодрости, душевное тепло, рождают в сердце чувство гордости. Одна из таких встреч произошла на 50-летие школы-гимназии № 29.
— Да, это чувствуется, когда читаешь книгу "С юбилеем, родная школа!". Коллега Лидия Ященко, приморский поэт и ветеран педагогического труда, в своем стихотворном посвящении точно описала вашу беспокойную натуру и рассказала о нелегком труде. Приведу несколько строк:
Ей всегда на месте не сидится,
Вся в заботах. Бабушка и мать,
Человек с активной жизненной позицией
Решила книгу памяти создать.
Я прочитала эти строки в другой вашей книге "Почетные граждане Уссурийского городского округа". Валентина Евстафьевна, как вас на все хватает?
— Я по природе своей трудоголик. Да и статус почетного гражданина Уссурийска — это не только высокое звание, но и большая ответственность, обязывающая быть достойной этого звания. Живу по совести, тружусь по мере сил.
— Если говорить о труде, вложенном в новую школу № 29, то вам удалось создать высокопрофессиональный коллектив, вывести образовательное учреждение на лидирующие позиции. В чем секрет?
— Администрация школы уделяла большое внимание молодым специалистам. Как только учитель приступал к работе, директор обязан был посетить его уроки не менее 8 часов в неделю, завуч не менее 12 часов, под опеку молодого учителя брал опытный педагог-наставник. Затем проводили анализ, где выявляли слабые места, обсуждали пути их устранения. А контроль на начальном этапе помогал молодому специалисту не допустить серьезных ошибок при подготовке к уроку или другим мероприятиям.
Считаю, что сегодня опыт советской школы по организации наставничества, оказание действенной помощи по-прежнему актуален.
— Изучался ли опыт вашей школы другими образовательными учреждениями города и края?
— Многие годы крайоно пропагандировало опыт коллектива средней школы № 29 города Уссурийска, создавшей творческий работоспособный коллектив единомышленников, решавший многие злободневные для того времени проблемы. Среди них: переход на кабинетную систему преподавания, оптимизация учебно-воспитательного процесса, воспитания у учащихся познавательной самостоятельности и ряд других. Уроки многих учителей были объявлены мастер-классами, школами педагогического опыта. О возросшем мастерстве учителей свидетельствовала оценка труда учителей: в школе трудились три заслуженных учителя, несколько отличников народного просвещения. Нередко по итогам аттестации многим педагогам были присвоены звания "Учитель-методист", "Старший учитель".
— Что стимулировало педколлектив на творческий поиск?
— Любовь к своей профессии и дух соревнования. Кстати, по итогам соцсоревнования с другими образовательными учреждениями города часто знамя оставалось в школе. Мне приятно осознавать, что и сегодня наша школа-гимназия № 29 занимает ведущие позиции среди образовательных учреждений УГО. Сегодня уже нет соревнований, но хочу пожелать коллегам всегда относиться к работе с любовью.