С ней знакомы почти 60 выпусков студентов-агрономов Приморской государственной сельскохозяйственной академии. Традиции alma mater в Уссурийске зарождались на ее глазах. Летом 1957 года она поднимала целину, и оттуда, не раздумывая, отправилась на Дальний Восток. Она по-прежнему учит студентов, а в вузе у нее сложился имидж принципиального и строгого преподавателя. О том, чем жила ПГСХА эти годы, как проходило становление вуза и чем отличались первые студенты от нынешних – в день своего 80-летия Маргарита Квасникова побеседовала с корр. ИА UssurMedia.
Маргарита Квасникова. Фото: Дмитрий Прокопяк, UssurMedia
Справка: 29 августа 1957 года вышло постановление Совета Министров СССР за №1040 "О переводе Ярославского сельскохозяйственного института в город Ворошилов Приморского края". Из Ярославля в Уссурийск приехали 552 студента агрономического и зоотехнического факультетов, а с ними 62 преподавателя и сотрудника института.
— В 1957 году мы были молоды и романтичны. Никакого страха от переезда не испытывали. Мы как раз были на целине, в Казахстане. Убирали хлеб. Шел август месяц. У ребят-целинников уже был обустроен полевой стан, а мы только приехали, жили в палатках. И вдруг нам говорят: "Вас переводят в какой-то город, Ворошилов (с ноября 1957 года переименован в Уссурийск – редакция). Мы и города такого не знали, только по карте потом посмотрели, — вспоминала Маргарита Квасникова.
Группа студентов спешно вернулась в Ярославль. На сборы давалось несколько дней, а потом 10 суток в поезде – в неизвестность. Переезд был необязательным, студентам предлагали перевестись в Костромской вуз. Но ее группа поехала в полном составе, отказываться никто не стал. Все 25 человек изъявили желание ехать в Ворошилов.
— Поселили нас в общежитии на улице Плеханова, в читальном зале. Потом уже распределились нормально по комнатам, и начали ходить в институт. После Ярославля, конечно, Ворошилов нам показался слишком провинциальным, похожим на деревню. Даже постройки почти все были деревянные. Вся Плеханова – частный сектор, вся улица Октябрьская – частный сектор. У всех были ставни, в домах люди разувались — и нас это удивляло. Но существенной разницы мы не ощутили. Это была молодость, все перемены мы встречали легко. Да и не были мы избалованными – все дети послевоенных лет, — продолжила воспоминания юбилярша.
Прогулка по Уссурийску. Фото: из архива Маргариты Квасниковой
Покинув стены вуза, она успела поработать по специальности в селе Кондратеновка. Но к тому времени уже вошла в состав межвузовской сборной Приморья по баскетболу добровольного спортивного общества "Буревестник". Тренировал девушек легендарный Сергей Клигер. Он и настоял, чтобы молодой агроном вернулась в институт в качестве аспиранта. Так началась научная карьера теперь уже состоявшегося преподавателя – сперва лаборант, затем ассистент на кафедре. Попутно – баскетбольные тренировки, победы в зональных играх и выход на первенство РСФСР (Российская Федерация – редакция). Для института это было время перемен. Часть преподавательского состава вернулась в Ярославль. На их место пришли специалисты ПримНИИСХ, преподаватели дальневосточных вузов и выпускники сельскохозяйственного института.
Справка: Сергей КЛИГЕР родился в 1934 году в Уссурийске. С 1952 года — баскетбольный тренер. В 1964-ом вывел команду "Спартак" (Владивосток) в Высшую лигу чемпионата СССР. В 1999 году основал баскетбольный клуб "Спартак-Приморье". Баскетбольная команда ДСО "Буревестник" (Приморье). Фото: из архива Маргариты Квасниковой
— В первые годы работы института специальность агронома была популярна. Еще в Ярославле, при поступлении, мне пришлось выдержать конкурс семь человек на место. Здесь, в Приморье, ситуация была схожей. Огромный конкурс был. И это при том, что набирали курс из 100 человек. Так было почти до периода перестройки в 90-х годах. Еще в 1986 году, когда институт переезжал на "Семь ветров", мы набирали курс – 75 человек, и конкурс был два человека на место. А потом все сошло на "нет". Сейчас популярность профессии вновь начала возрождаться, но мы попали в "демографическую яму", — рассказала Маргарита Квасникова.
Рассуждая о различиях между студентами времен ее молодости и нынешними, она отметила:
— В свои годы я училась хорошо. Мне нужна была стипендия, из дома помощи не было. Порой даже самой приходилось помогать родным. Это был один из стимулов для учебы. Во-вторых, нам казалось, что получить "двойку" — это катастрофа. Из нашей группы за неуспеваемость никого не отчислили. Для нас было немыслимо: прийти неподготовленным на занятия, показать отсутствие знаний. От такого готовы были под землю провалиться со стыда. Чувство собственного достоинства не позволяло плохо отвечать перед преподавателем.
Рассказала Маргарита Квасникова и об особенностях обучения в первые годы существования института. Девушки и парни обучались отдельно, по разному расписанию. Встречались группы лишь на лекциях. Причина – военная кафедра. Но плотный график учебы был и у тех, и у других. Свободного времени практически не оставалось.
— Сегодня учатся такие же ребята, как и раньше. Они неплохие, они не стали хуже. Они просто другие. В свое время мы были больше детьми. Могли чаще пошалить, посмеяться, побегать, пошуметь на переменах. Они серьезнее, что ли. Но многие проблемы с ними – от отсутствия строгости. Они чувствуют это. А ведь учеба – это тяжелый труд. Бывает, ленятся студенты, не учат. А начнешь с них спрашивать, как положено – и знания появляются, и ответы их радуют. И надо не просто их заставлять учиться, но и заинтересовывать. И задача преподавателя – их кипучую энергию направить в нужное русло, — подытожила Маргарита Квасникова.
Вступай в группу "UssurMedia. Новости" в WhatsApp
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Суйпинь, Никольское, Уссурийск: познавательный тест для горожан
Камни, помнящие рождение Уссурийска: познавательный тест для читателей ИА UssurMedia